Кто такие анабаптисты и меннониты ?

Jan 31, 2016 14:42



Продолжая наш разговор о протестантах  XVI  столетия, упомянув о лютеранах, реформатах ( кальвинистах)  и англиканах, нельзя обойти ещё одно направление протестантизма  -  анабаптистов и меннонитов.
          Здесь раскол произошел по вопросу о крещении.
          Основатели нового направления, опираясь на авторитет Священного писания,  считали, что крестить необходимо только верующего человека, принимающего и исполняющего догматы христианской веры. И поэтому крещение должно совершаться в зрелом возрасте. Через крещение по вере человек заключает завет с Господом и становится членом церкви.  Через восстановление крещения взрослых  по вере они хотели  вернуться к тому чтобы  Церковь стала сообществом святых, спаянных церковной дисциплиной.  От каждого члена общины требуется личное возрождение и посвященная жизнь.
            Последователей этого представления стали называть  перекрещенцы  или анабаптисты (от греч. ανα - «опять, вновь» и греч. βαπτιζω - «крещение», то есть «вновь крещёные»).
      Крещение детей, принятое в православии, католичестве  и некоторых направлениях протестантизма  анабаптисты не признавали, считая, что оно противоречит Писанию.
         Чуть позже мы более подробно рассмотрим в чем, с точки зрения православия ошибаются анабаптисты, по-своему интерпретируя Священное писание.
А пока об истории анабаптистов.
        Первые группы анабаптистов возникли, по-видимому, в Швейцарии после того как Ульрих Цвингли (1484 -1531)  в 1523 г. пришел к отказу от канонов римско-католической системы благодаря изучению греческого текста Нового Завета и  убедил Цюрихский Совет принять постановление о том, чтобы все проповедники в кантоне учили только тому, что содержится в Писании.  В результате в этом кантоне между 1524 и 1525 гг. были сняты находившиеся в церквах образа и отменена месса.
Основателем анабаптизма считают друга Цвингли Конрада Гребеля  (1490 - 1526). Он рано умер от бубонной чумы, и тем самым избежал преследований, которые постигли его сторонников.
Уже в начале 1525 г. Цвингли понял, что церковь, состоящая исключительно из возрожденных верующих, лишит многих в государстве их привилегий и разрушит систему государственной церкви.
Как и Лютер, он был готов идти на компромисс, чтобы обеспечить успех реформатского движения. Поэтому он отказался от учения о том, что единственным истинным крещением является крещение взрослых верующих, как от непрактичного.
Попытки Цвингли победить анабаптистов в публичном диспуте в присутствии членов Цюрихского Совета не увенчались успехом.  Проповедь Евангелия и крещение верующих со стороны анабаптистов стремительно увеличивались.
Началось преследование анабаптистов - требовавших радикальных перемен Церкви как со стороны католиков, так и протестантов.
       « Между 1524 и 1527 гг. те, кто уже подвергся перекрещению, были оштрафованы, а совершение перекрещений запрещено под страхом изгнания из страны. Многие были брошены в тюрьму "на хлеб и воду". В течение некоторого времени могущественные друзья анабаптистских братьев мешали планам Цвингли. Одним из таких друзей анабаптистов был Яков Гребель, отец Конрада Гребеля. Это был богатый торговец железом из Цюриха. Однако 30 октября 1526 г. Конрад Гребель был обезглавлен за свои убеждения. После этого преследования стали еще более интенсивными. 16 декабря 1527 г. Совет начал расследование по выявлению и казни анабаптистских лидеров, которые считались раскольниками. Манц, Яков Фальк и Генрих Рейман были утоплены - этот вид казни считался наиболее подходящим для тех, кто был уличен в перекрещении! Преследования со стороны властей были столь суровыми, что к 1535 г. анабаптистское движение в Цюрихе было практически полностью подавлено.»
        Анабаптисты в Германии.
         Первыми проповедниками отказа от крещения младенцев в Германии были суконщик Николас Шторх, Томас Дрехзель и бывший виттенбергский студент М. Томэ из городка Цвиккау  в Саксонии, на границе с Богемией. Позднее в 1521 году Лютер назвал их «Цвиккаускими пророками».
Ссылаясь на видения и беседы с Богом они выступили против крещения детей, возвещали гибель безбожников и нарождение нового святого рода людей, осуждали светские развлечения.
            В это время в одной из местных церквей проповедовал Томас Мюнцер. Мюнцер, под влиянием Шторха, принял  их сторону. Голоса прорицателей звучали всё агрессивнее, и лютеранский совет города решил изгнать возмутителей спокойствия. Пророки направились в Виттенберг, откуда, впрочем, они также вскоре были изгнаны.
            Выдающимся немецким анабаптистом был Бальтазар Губмайер (1481-1528 гг.). Он верил в то, что посредством крещения водой и Вечери верующие связываются со Христом в таинственном союзе, который один лишь приводит к спасению. Несмотря на то, что он не был радикалом и проповедовал лояльность христиан к власти, он подвергся жестокому преследованию со стороны властей и принял смерть на костре.
            К анабаптистам относят и Томаса Мюнцера (1489 - 1525) - проповедника идеи установления царства божия на земле и  вождя крестьянского восстания. 
            Начавшуюся Реформацию Мюнцер толковал наиболее радикальным образом:  «люди созданы равными от природы и должны быть равными в жизни; все непокорные должны быть истреблены мечом». 
            Он хотел  создать теократическое государство на основе евангельских требований, где не будет частной собственности, где все люди братья и  каждый человек будет иметь часть общего продукта и должен будет вносить свой вклад.
Однако крестьянское восстание, которое возглавил Мюнцер было жестоко подавлено князьями.  Около ста тысяч повстанцев было убито.                 
            Сам Мюнцер был арестован и казнен.
            Более умеренным продолжателем дела анабаптистов стал нидерладский священник Менно Симонс (ок. 1492-1561 гг.). После изучения произведений немецких и швейцарских реформаторов он около 1536 г. принял анабаптистскую точку зрения на крещение. В 1536 г. Менно Симонc открыто отказался от католицизма, а в 1537 г. после некоторых колебаний принял предложение делегации "тихих антипедобаптистов" стать их лидером. В противовес участникам Мюнстерского восстания он всегда настаивал на обязанности христиан не сопротивляться злу ни при каких обстоятельствах.
Во время лидерства Менно Симонса анабаптисты стремились избавиться от своего названия не только потому, что им не нравилось указание на перекрещение, но и из-за клейма, которое лежало на этом названии после Мюнстерского восстания. Они предпочитали называться просто "братьями". Однако со временем анабаптисты стали называться "менонитами" - по имени своего руководителя.

Связь анабаптистов с современными евангельскими  христианами баптистами прослеживается в общем отношении к крещению верующих, к церкви, состоящей из возрожденных членов, и к признанию высшего авторитета Писания в вопросах веры.
            Однако есть и серьезные отличия между этими религиозными группами:  в нежелании последних придерживаться менонитских принципов пацифизма, неучастия в гражданском управлении и отказа от принятия присяг.
        Для полноты картины нужно сказать о  точке зрения православия на крещение в целом и крещение младенцев. В этом вопросе я буду опираться на книгу  Андрея Кураева «Протестантам о православии».
Протестанты, понимают крещение как дверь, ведущую в Церковь Христову, для омовения от скверны греха: раз дети не грешат, то им и не нужно крещение. И детей нельзя крестить потому, что они не могут присягнуть на верность Евангелию.
            В Православии крещение это таинство приобщения человека к Церкви, присоединение к Телу Христову для духовного исцеления, приобщения к Источнику жизни, получения благодатного покрова и благодатной помощи от Бога. В крещении человек призывает Божью благодать.
Нужен ли детям Христос и благодать Божия ? Православие утвердительно отвечает на этот вопрос.

православие, анабаптизм, меннониты

Previous post Next post
Up