Дом на Восточном шоссе в фильме «Крах инженера Гарина».

Apr 07, 2019 15:18

В 1973 г. на тв экранах показывают 4-серийный фильм «Крах инженера Гарина». Это уже вторая экранизация, впрочем, на этот раз только по мотивам фантастического романа А.Н.Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» (одноименная первая экранизация 1965 г. более соответствовала роману).

«Крах...» частично снимался в Вильнюсе. В первых двух сериях на экране периодически появляется таинственный дом, которому и посвящается эта статья.



Дом за озером. 2019-04-06


1. Чехарда с адресами.

Адрес дома, где обитал П.П.Гарин, согласно романа:
- Где она? (У Роллинга затряслись губы.)
- В Вилль-Давре, близ парка Сен-Клу, в гостинице для случайных посетителей, в двух шагах от музея Гамбетты. Вчера ночью я проследил их в автомобиле до Вилль-Давре, сегодня я точно установил адрес.


Чуть позже выясняется и название гостиницы:
В комнате - во втором этаже гостиницы «Черный Дрозд» - было темно и тихо.

Данных о реальной гостинице с таким названием найти не удалось, но зато упомянутый ориентир - музей Гамбетты - существует и по сей день, и находится действительно в Вилль-Давре, близ парка Сен-Клу.

В «Крахе...» в гостиницу «Черный Дрозд» поселили В.В.Шельгу, а временное жилище Гарина перенесли за город. Из отдельных фраз различных персонажей можно понять, что адрес этого заброшенного дома в предместье: Восточное шоссе, дом 80; а его владелец - некто Арну.

В качестве Восточного шоссе сняли самое окончание тогдашней улицы Ф.Э.Дзержинского. В 1990 г. её до пересечения с Молетским шоссе переименовали в ул.Кальварию, а в 1999 г. участок ул.Кальварию от перекрестка с ул.Атейтес до Молетского шоссе был переименован в ул.Ерузалес.

Дом по другую сторону озера имеет настоящий адрес ул.Пашвайстес, дом 3.


 

Ул.Пашвайстес, д.3, Вильнюс, около 2000 г.

До кучи добавлю, что у этого дома есть родной брат, но не близнец, стоят они примерно в километре друг от друга:


Фото около 2000 г.

Его адрес оставим втайне. :) Основное отличие - это, конечно, башенка, а так же наличие на "киношном" доме ставень, но ставни - это отдельная история, мы еще к ним вернемся.

2. Общий вид с дороги.

В фильме дом показан как в дневное время, так и в сумерках:

 



 


Деревца, что видны на кадрах 1973 года, ныне выше дома раза в два, а то и в три. И вообще, растительность с тех пор там стала погуще. Чтобы словить момент, когда деревья еще не покрыты листьями, а солнце светит под удачным углом, лично мне пришлось потратить не одну весну. Зато если уж попасть в нужный момент, вид откроется во всей красе! Поэтому покажу еще разок.



Пруд Ерузалес, Вильнюс. 2019-04-06

3. Восточное шоссе.

В 1973 г. еще не были построены больничные корпуса в Сантаришкес, не было даже транспортного кольца, был обыкновенный перекресток дорог из города на Зеленые озера и на Молетское шоссе.


Восточное шоссе, кадр из фильма «Крах инженера Гарина», 1973 г.

Сейчас это место трудно узнать.



Ул.Ерузалес, вдали - больничный городок Сантаришкес, Вильнюс, 2019 г.

Поскольку дорога проходит рядом с обрывом, ведущим в пруд, опасный участок был отмечен белыми столбиками, когда-то в самом низком месте даже превращенными в ограждение с горизонтальными перекладинами, остатки которых видны на кадрах в фильме.


 

Столбики-ограждения, 1973 г.



Столбики и фары проезжающего автомобиля отражаются в воде, 1973 г.

Один из них после всех реконструкций каким-то чудом сохранился до наших дней!



В левой части снимка виден бетонный столбик. 2019 г.

А теперь один из самых непонятных моментов:


Вид со стороны дома на пруд и Восточное шоссе за ним, кадр из фильма, 1973 г.

В правом верхнем углу кадра виден зелёный деревянный домик, от которого сегодня не осталось и следа. К счастью, именно в момент съемки фильма рядом с домом по ул.Дзержинского проехала машина, благодаря которой становится ясно, что дом стоял по "эту" сторону дороги. Посмотрим на старые карты:


 

Фрагменты генштабовских карт 1966 и 1974 годов.

Видно, что от ул.Дзержинского в сторону пруда шла улочка, и, очевидно, это было начало ул.Пашвайстес.



Ул.Пашвайстес брала свое начало прямо напротив дома №299 по ул.Дзержинского. Фотограф стоит прямо на ней. Фото 1968-1975 г.г.

По правой (нечетной) стороне ул.Пашвайстес на картах 60 - 70-ых годов видна жилая постройка. На более поздних картах она, а так же и сам перекресток улиц Пашвайстес и Дзержинскё, отсутствуют:


 

Фрагменты карт 1985 и 2019 годов.

К сожалению, нормального снимка этого зелёного дома обнаружить не удалось. Судя по старым картам, он стоял вот в этом месте, а его адрес был ул.Дзержинского, д.over 200 / ул.Пашвайстес, д.1.

UPD 2023-04-11



Фрагменты топокарты и спутникового снимка, на которых видно точное местоположение пропавшего домика.

4. Дом вблизи.



Дом №80 на Восточном шоссе, кадр из фильма, 1973 г.

До конца 20-го века дом простоял без значительных изменений, а вот в наши дни он уже лишился веранды с входом, и, соответственно, балкона у башенки на 2 этаже.



Ул. Пашвайстес, д.3, 2019 г.

В регистр недвижимого культурного наследия дом не включен, так что его будущее туманно. Ну, чтобы не заканчивать на грустной ноте, у меня для вас припасено несколько киноляпов.

Первый из них мы видим, когда к дому подъехала машина Роллинга с парой серьезных ребят для разборки. Так вот, как только они подъехали, мы можем видеть, что входная дверь уже снята с петель и лежит на ступенях, хотя в дом еще никто не начинал ломиться:



После "криминальной разборки" дом остался с заколоченным гвоздями входом и ставнями. Настоящий владелец дома Арну, обнаружил в доме трупы, а когда его арестовала полиция, рассказал о страшной находке в доме. Далее ляпы следуют один за другим. Вот ссылка на этот момент, чтобы вы сами смогли оценить ситуацию.

Полиция в количестве 6 человек, а так же Арну с неизвестной спутницей, прибыли на место:



Обратите внимание: комиссар отдает распоряжение полисмену, стоящему у входа, тогда к ним направляется полисмен с нераскрытым зонтом, стоявший правее всех. После этого нам с другой точки показывают, что все стоят в изначальной позиции, и даже комиссар, пока еще под зонтом своего помощника, только потом сделает несколько шагов, чтобы отдать свое распоряжение, а полисмен с нераскрытым зонтом отправится на помощь.



Допустим, это не косяк сюжета, а косяк монтажа. Не трагично.

Далее мы видим, что полицейским необходимо открыть дом, т.к. он заколочен, но черт возьми, ведь владелец дома Арну как-то до этого должен был в него войти, чтобы обнаружить трупы! Как?!

Далее, подошедший с нераскрытым зонтом полицейский ставит зонт у двери ручкой кверху. Сменяется кадр, а зонтик уже стоит ручкой вниз.



И тут мы снова возвращаемся к теме ставень. Справа от входа на ставнях ламели расположены под правильным углом, защищая окна от дождя и града, а вот слева - неправильно. И знаете почему? Потому, что эти ставни были сделаны только для съемок фильма! (Как в экранизации 1965 года, так и в фильме 1973 года, ставни-жалюзи были однозначным признаком Парижа.) Причем по ним можно определить, что интерьеры дома снимались не здесь, т.к. при виде изнутри ламели ставень именно этого окна расположены под правильным углом. И все же, несмотря на такой косяк, настоящие хозяева дома оставили это украшение, и кстати, "неправильные" ставни сохранились до сих пор, а вот "правильные", что были на окне веранды, нет.

Но косяки на этом еще не кончаются! Через открытый вход, в дом заходит комиссар, но через какое-то время из дому выходит уже его помощник и сообщает стоящему на улице комиссару, что осмотрел весь дом. Да как так-то?..

1965, 2019, фото, кино, однако, 1999, 1990, зодчество, 1973, 2000

Previous post Next post
Up