В 1973 г. на тв экранах показывают
4-серийный фильм «Крах инженера Гарина». Это уже вторая экранизация, впрочем, на этот раз только по мотивам фантастического романа А.Н.Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» (
одноименная первая экранизация 1965 г. более соответствовала роману).
«Крах...» частично снимался в Вильнюсе. В первых двух сериях на экране периодически появляется таинственный дом, которому и посвящается эта статья.
Дом за озером. 2019-04-06
1. Чехарда с адресами.
Адрес дома, где обитал П.П.Гарин, согласно романа:
- Где она? (У Роллинга затряслись губы.)
- В Вилль-Давре, близ парка Сен-Клу, в гостинице для случайных посетителей, в двух шагах от музея Гамбетты. Вчера ночью я проследил их в автомобиле до Вилль-Давре, сегодня я точно установил адрес. Чуть позже выясняется и название гостиницы:
В комнате - во втором этаже гостиницы «Черный Дрозд» - было темно и тихо. Данных о реальной гостинице с таким названием найти не удалось, но зато упомянутый ориентир -
музей Гамбетты - существует и по сей день, и находится действительно в Вилль-Давре, близ парка Сен-Клу.
В «Крахе...» в гостиницу «Черный Дрозд» поселили В.В.Шельгу, а временное жилище Гарина перенесли за город. Из отдельных фраз различных персонажей можно понять, что адрес этого заброшенного дома в предместье: Восточное шоссе, дом 80; а его владелец - некто Арну.
В качестве Восточного шоссе сняли самое окончание тогдашней улицы Ф.Э.Дзержинского. В 1990 г. её до пересечения с Молетским шоссе переименовали в ул.Кальварию, а в 1999 г. участок ул.Кальварию от перекрестка с ул.Атейтес до Молетского шоссе был переименован в ул.Ерузалес.
Дом по другую сторону озера имеет настоящий адрес
ул.Пашвайстес, дом 3.
Ул.Пашвайстес, д.3, Вильнюс, около 2000 г.
До кучи добавлю, что у этого дома есть родной брат, но не близнец, стоят они примерно в километре друг от друга:
Фото около 2000 г.
Его адрес оставим втайне. :) Основное отличие - это, конечно, башенка, а так же наличие на "киношном" доме ставень, но ставни - это отдельная история, мы еще к ним вернемся.
2. Общий вид с дороги.
В фильме дом показан как в дневное время, так и в сумерках:
Деревца, что видны на кадрах 1973 года, ныне выше дома раза в два, а то и в три. И вообще, растительность с тех пор там стала погуще. Чтобы словить момент, когда деревья еще не покрыты листьями, а солнце светит под удачным углом, лично мне пришлось потратить не одну весну. Зато если уж попасть в нужный момент, вид откроется во всей красе! Поэтому покажу еще разок.
Пруд Ерузалес, Вильнюс. 2019-04-06
3. Восточное шоссе.
В 1973 г. еще не были построены больничные корпуса в Сантаришкес, не было даже транспортного кольца, был обыкновенный перекресток дорог из города на Зеленые озера и на Молетское шоссе.
Восточное шоссе, кадр из фильма «Крах инженера Гарина», 1973 г.
Сейчас это место трудно узнать.
Ул.Ерузалес, вдали - больничный городок Сантаришкес, Вильнюс, 2019 г.
Поскольку дорога проходит рядом с обрывом, ведущим в пруд, опасный участок был отмечен белыми столбиками, когда-то в самом низком месте даже превращенными в ограждение с горизонтальными перекладинами, остатки которых видны на кадрах в фильме.
Столбики-ограждения, 1973 г.
Столбики и фары проезжающего автомобиля отражаются в воде, 1973 г.
Один из них после всех реконструкций каким-то чудом сохранился до наших дней!
В левой части снимка виден бетонный столбик. 2019 г.
А теперь один из самых непонятных моментов:
Вид со стороны дома на пруд и Восточное шоссе за ним, кадр из фильма, 1973 г.
В правом верхнем углу кадра виден зелёный деревянный домик, от которого сегодня не осталось и следа. К счастью, именно в момент съемки фильма рядом с домом по ул.Дзержинского проехала машина, благодаря которой становится ясно, что дом стоял по "эту" сторону дороги. Посмотрим на старые карты:
Фрагменты генштабовских карт 1966 и 1974 годов.
Видно, что от ул.Дзержинского в сторону пруда шла улочка, и, очевидно, это было начало ул.Пашвайстес.
Ул.Пашвайстес брала свое начало прямо напротив дома №299 по ул.Дзержинского. Фотограф стоит прямо на ней. Фото 1968-1975 г.г.
По правой (нечетной) стороне ул.Пашвайстес на картах 60 - 70-ых годов видна жилая постройка. На более поздних картах она, а так же и сам перекресток улиц Пашвайстес и Дзержинскё, отсутствуют:
Фрагменты карт 1985 и 2019 годов.
К сожалению, нормального снимка этого зелёного дома обнаружить не удалось. Судя по старым картам, он стоял
вот в этом месте, а его адрес был ул.Дзержинского, д.over 200 / ул.Пашвайстес, д.1.
UPD
2023-04-11
Фрагменты топокарты и спутникового снимка, на которых видно точное местоположение пропавшего домика.
4. Дом вблизи.
Дом №80 на Восточном шоссе, кадр из фильма, 1973 г.
До конца 20-го века дом простоял без значительных изменений, а вот в наши дни он уже лишился веранды с входом, и, соответственно, балкона у башенки на 2 этаже.
Ул. Пашвайстес, д.3, 2019 г.
В регистр недвижимого культурного наследия дом не включен, так что его будущее туманно. Ну, чтобы не заканчивать на грустной ноте, у меня для вас припасено несколько киноляпов.
Первый из них мы видим, когда к дому подъехала машина Роллинга с парой серьезных ребят для разборки. Так вот, как только они подъехали, мы можем видеть, что входная дверь уже снята с петель и лежит на ступенях, хотя в дом еще никто не начинал ломиться:
После "криминальной разборки" дом остался с заколоченным гвоздями входом и ставнями. Настоящий владелец дома Арну, обнаружил в доме трупы, а когда его арестовала полиция, рассказал о страшной находке в доме. Далее ляпы следуют один за другим.
Вот ссылка на этот момент, чтобы вы сами смогли оценить ситуацию.
Полиция в количестве 6 человек, а так же Арну с неизвестной спутницей, прибыли на место:
Обратите внимание: комиссар отдает распоряжение полисмену, стоящему у входа, тогда к ним направляется полисмен с нераскрытым зонтом, стоявший правее всех. После этого нам с другой точки показывают, что все стоят в изначальной позиции, и даже комиссар, пока еще под зонтом своего помощника, только потом сделает несколько шагов, чтобы отдать свое распоряжение, а полисмен с нераскрытым зонтом отправится на помощь.
Допустим, это не косяк сюжета, а косяк монтажа. Не трагично.
Далее мы видим, что полицейским необходимо открыть дом, т.к. он заколочен, но черт возьми, ведь владелец дома Арну как-то до этого должен был в него войти, чтобы обнаружить трупы! Как?!
Далее, подошедший с нераскрытым зонтом полицейский ставит зонт у двери ручкой кверху. Сменяется кадр, а зонтик уже стоит ручкой вниз.
И тут мы снова возвращаемся к теме ставень. Справа от входа на ставнях ламели расположены под правильным углом, защищая окна от дождя и града, а вот слева - неправильно. И знаете почему? Потому, что эти ставни были сделаны только для съемок фильма! (Как в экранизации 1965 года, так и в фильме 1973 года, ставни-жалюзи были однозначным признаком Парижа.) Причем по ним можно определить, что интерьеры дома снимались не здесь, т.к. при виде изнутри ламели ставень именно этого окна расположены под правильным углом. И все же, несмотря на такой косяк, настоящие хозяева дома оставили это украшение, и кстати, "неправильные" ставни сохранились до сих пор, а вот "правильные", что были на окне веранды, нет.
Но косяки на этом еще не кончаются! Через открытый вход, в дом заходит комиссар, но через какое-то время из дому выходит уже его помощник и сообщает стоящему на улице комиссару, что осмотрел весь дом. Да как так-то?..