Пока не забыл, обобщаю результаты дискуссий в форуме
http://vilnius.borda.ru/ Нижний мост. 1936 г.
Так называемый Нижний (по принадлежности к узкоколейной железной дороге, а выше по течению был ещё один ж.д. мост - Верхний) деревянный мост ещё с довоенного времени стоял ниже по течению от нынешнего пешеходного моста, за поворотом реки. На чём основана блуждающая по сети версия, будто мост был построен в 1940-ом году литовскими военными - остаётся загадкой. Возможно, тогда он был отремонтирован/укреплён.
В 1946-1947 г. Нижний мост "снялся" в
художественном фильме "Марите". 1953 г.
(
отсюда)
1957 г.
(
отсюда)
1958 г.
(
отсюда)
1958 г.
(
отсюда)
1960 г.
(
отсюда)
Через него с конца 1946 примерно до 1956 года по узкоколейной ЖД осуществлялась перевозка угля на Вильнюсскую электростанцию. Позже, примерно до 1962 года мост оставался пешеходным.
Ближайшими к нему переправами в то время были:
1. Ниже по течению - Букчяйский пешеходный мост возле ТЭС-2
Алоизас Ненишкис, Вильнюс, 60-ые.
(
отсюда)
2. Выше по течению - Жверинский мост
1960 г.
(
отсюда)
В начале 60-ых с Жверинаса в Вингис можно было попасть и с помощью речных "таксистов" - частников-лодочников. Однако эта переправа была весьма нерегулярной.
60-ые г.г.
(
отсюда)
В 1962 году Нижний мост в парке демонтировали, а взамен на какое-то время была организована паромная переправа рядом с местом, где сейчас пешеходный мост. Переправа на пароме, естественно, стоила дешевле, чем до этого на лодках.
(
отсюда)
Но и паромщика иногда не было на месте, да и ждать "рейс" по сравнению с лодками приходилось дольше.
Потом, возможно с 1965 года, вместо парома стали наводить понтонный мост и делали это до середины 70-ых годов.
1965 г. Спуск к мосту со стороны Жверинаса.
(
отсюда)
1965 г. На мосту. Вид в сторону Жверинаса.
(
отсюда)
1965 г. Вид на мост из парка.
(
отсюда)
В 1969 г. построили Лаздинайский мост. Не могу не заметить, что это сделали уже после постройки района Лаздинай, т.е. все стройматериалы для постройки района везлись с большим крюком через Жверинас. Но вернёмся в Вингис.
Понтонный мост в парк Вингис. Справа видна просека детской железной дороги.
Понтонный мост использовали не меньше как до 1974 года.
1973~1974 гг. Лестница к мосту в парке Вингис.
(
отсюда)
Не исключено, что понтонным мостом в парке перестали пользоваться после известных событий с другим понтонным мостом возле Дворца спорта в 1975 г. Тогда снова взамен моста организовали паромную переправу, которая, похоже, действовала не долго.
А в 1985 году, в связи с прокладкой через парк теплотрассы, построен нынешний пешеходный вантовый мост.
(
отсюда)
В 1987 г. ближайшим к нему вверх по течению стал так называемый Новый Жверинский мост (aka Liubarto tiltas).