Так вот, сейчас я докажу, что наши [СМРАД]средства массовой рекламы, агитации и дезинформации трындят как Троцкие, а скульптура - это именно памятник первым советским космонавтам!
Гипсовая скульптура создана в 1964 г. и в том же году Ю.Микенас умер, поэтому его собственных высказываний по поводу скульптуры мне найти не удалось. Зато есть сама скульптура и множество её копий.
Гипсовый оригинал скульптуры и ещё одна из копий (имхо, лучшая по положению ласточек).
Копия скульптуры во внутреннем дворике Дворца художественных выставок (ныне Центр современного искусства). Фот. 1976 г.
На большой бронзовой копии у Музея Революции ласточки летят строго друг за другом. А вот на гипсовом оригинале, как и на многих копиях прекрасно видно, что ласточки летят несколько иначе, в немного расходящихся траекториях, причем направления у копий запросто могут отличаться от оригинала. На представленных ч/б снимках видно как удачно ласточки закрывают собой держащую их направляющую. Это однозначно доказывает, что никакая тут не динамика полёта одной птицы, тем более, что в самом названии «Первые ласточки» фигурирует множественное число. Так что запоминаем факт №1: это именно стайка разных ласточек и их именно шесть.
Факт №2: ласточки взлетают не бог весть откуда, а именно с ладони женской фигуры.
Вы будете смеяться, но факт №3: ласточки летят по баллистической траектории.
Самое время поговорить про фигуру женщины. Это не какой-то конкретный человек, а символ. Я, правда, так и не определился, символ Родины это или символ всей колыбели человечества - Земли. Для эпохи соцреализма Родина-мать как-то более просится. Но есть у нее ещё одна маленькая деталь, на которую вообще мало кто обращает внимание: оливковая (масличная) ветвь в левой руке, а это тоже символ - по ещё древнегреческим понятиям - символ мира. Итого, факт №4: женская фигура олицетворяет собой Родину, пускающую ласточек с мирными целями.
Остаётся сопоставить перечисленные факты с годом создания скульптуры - 1964 - и всё становится яснее ясного: это ведь заря космонавтики! И между прочим, интерпретация первых космонавтов как «первых ласточек» в те годы была самой естественной и не единичной.
Советский плакат 1964 года, на котором космические пуски Востоков 1-6 представлены как полёты ласточек. Правда, если приглядеться, в данном случае Восток-6 представлен полётом чайки, это, конечно, в честь позывного Терешковой.
С полётом Терешковой закончилась эпоха одноместных Востоков и началась эпоха многоместных Восходов, поэтому первых ласточек было именно шесть.
Первые советские космонавты.
PS. На самом деле скульптура «Первые ласточки» ещё в советские времена утратила свой космосакральный смысл и стала ассоциироваться просто с весной и счастливым праздником жизни...
Почтовый конверт 1974 г., посвящённый 8 марта с изображением скульптуры «Первые ласточки».
... но это просто потому, что никто не вглядывается в детали скульптуры и не вдумывается в действительно интересно заложенный скульптором смысл.