Про фильм «Старикам тут не место»

Dec 13, 2021 00:26

Интро.

Повторять мысли других людей тут не собираюсь. Напишу то, чего почему-то никто не сказал до меня. Предупреждать про спойлеры не буду: если впервые посмотрите фильм уже после прочтения сей статьи, не исключено, что так будет даже лучше. [Го.]Поехали.



Современное кино я смотрю в исключительных случаях, поэтому не удивляйтесь, что вышедший в 2007 году фильм впервые увидел только в 2021. Посмотрел исключительно из-за многочисленных нездорово восторженных отзывов, наград и видеообзоров. Уже после просмотра фильма я специально пересмотрел обзоры различных авторов, и знаете... во-первых, обращает на себя внимание крайняя нехватка здоровой критики; во-вторых, стал подозревать, что я и есть тот самый «старик, которому тут не место», хах.

Например, говорят о глубоко загадочном образе наёмного убийцы. Чуть ли не «лучший киллер всех времён и народов, достойный восхищения, со своей моралью, принципами и мотивацией»... Посмотрел. Врут. «Лучшим», если это вообще применимо к киллерам, был Утилизатор из «Револьвера» (естественно, из тех немногочисленных фильмов, которые я таки посмотрел). :) Киллер из «Старикам тут не место» - просто возомнивший себя богом псих. Таким нет места в обществе. С такой репутацией у него просто не было бы заказчиков. Скорее, его самого «заказали» бы. Впрочем, "бы" тут явно лишнее...

Далее, говорят про гениальность братьев Коэнов. Мол, «оскаров кому попало просто так не дают», а этот фильм срубил аж 4 статуэтки... Если пытаться понять в чем «гениальность» Коэнов, то для начала надо отделить всё, что ещё до них уже было придумано автором одноимённой книги Кормаком Маккарти, сокращённый вариант которой фильм из себя и представляет. Т.е. что, собственно, братья сделали вопреки книге?

Например, Антона Чигура из голубоглазого (как в книге) сделали кареглазым, да ещё «наградили» крайне неудобной для киллера причёской: во-первых, слишком обращает на себя внимание; во-вторых, при рукопашном бое (которого Чигур тоже не избегал), длинные волосы могут очень помешать и не только закрывая обзор глазам, но и противник может применить болевой приём просто ухватив за шевелюру. Гениальность?

Или знаменитый баллон Чигура... В книге он мог носить его на плече, цитирую: «Чигур остановился позади заглушил мотор надел на плечо баллон и вышел из машины.» А в фильме? Таскает в одной руке плунжер, в другой - баллон. В третьей - дробовик. Сарказм в адрес авторов.



Может гениальность в постоянных анахронизмах, когда в кадре то тут, то там мелькают оружие и транспорт из будущего, хотя действие фильма происходит в 1980 г.?

Может гениальность выставлять мексиканцев из наркокартеля имперскими штурмовиками тупым пушечным мясом, способным убивать только себе подобных?

Может гениальность в отсутствии хэппиэнда? Так они не новаторы в этом смысле, а конец фильма просто повторяет книжный. Но с каких пор это вообще стало плюсом? Да, ещё с детства мне самому было смешно от постоянных киношных хэппиэндов, а фраза "такое бывает только в кино", произнесённая в кино, не прибавляла ни одному фильму реальности. Но мне хватает ума осознавать, что у любого высера, объявленого великим/неожиданным/загадочным/таинственным/непознанным/гениальным найдутся быдло-школоло-подражатели, поэтому пропагандировать такие вещи как «идеальный убийца» - это просто преступление против человечества. От таких и случаются "колумбайны".

Короче, чтобы поубавить энтузиазм жрущих в кинотеатрах попкорн зрителей, предлагаю нещадно раскрывать им глаза, как братья Коэны их надули. Причём на детальный обзор всего фильма рамок ЖЖ просто не хватит, а вот разбор некоторых эпизодов можем себе позволить.


Место неудавшейся сделки наркоторговцев.

Для начала цитата из книги:
... на равнине стояло три машины. (...) Машины были полноприводные «форд-бронко» (...) Третий «бронко» был с увеличенным дорожным просветом и тонированными стеклами.

Смотрим киношную адаптацию:



Машин стало пять. Мы и дальше ещё увидим, что Коэны любят увеличивать количество мексиканцев. Очевидно, по их мнению чем больше мёртвых мексиканцев, тем лучше. Две из показанных тут машин в 1980 году ещё не существовали, как впрочем и винтовка в руках Мосса, но суть даже не в том. Прекрасно видно, что в бежевом пикапе (вторая справа машина) в кабине никого нет. Однако, через несколько смен кадра, когда Мосс откроет её дверцу, в ней обнаружится...




... раненый, но живой водитель. Причём он однозначно не мог до этого лежать на сидушке, т.к. пристёгнут ремнём безопасности и при этом не в силах подняться и пристегнуться самостоятельно.

И это совершенно точно не киноляп, а ловкая манипуляция режиссёров, «держащих тузы в рукаве», просто чтобы шугануть нежданчиком не всегда внимательного зрителя.

Что не так с этими их замка́ми/дверьми?

Думаете, замки́ вот так просто открываются выбиванием сердечника aka цилиндра? Конечно нет! Дверь в закрытом состоянии удерживается ригелем (такой язычок), а выбивание сердечника не меняет положения ригеля. Это даже в фильме видно. Сцена в номере отеля «Игл»:



В двери только что был выбит сердечник замка, ригель продолжает удерживать дверь в запертом состоянии.



Смена кадра - ригеля уже нет, дверь открывается... Ловкость рук, никакого мошенничества. Я вам больше скажу: если присмотреться на грязевые пятна на двери и наличниках, станет понятно, что на двух кадрах мы видим разные двери!

Конечно, всё зависит от конкретной конструкции замка. Но надо заметить, что вообще-то таким выбиванием есть очень высокая вероятность повредить/погнуть/перекосить замок настолько, что ригель вообще заклинит, и тогда открыть дверь получится только выламыванием наличников и металлической запорной планки на них. Как тебе такое, Илон Маск Антон Чигур?

А ведь есть и сувальдные замки, в которых вообще нет сердечника. Увы, вселенная «Старикам тут не место» таких не знает.



Увидев суровую продукцию завода «Челябинский рабочий», Чигуру останется только застрелиться из своего плунжера от разрыва шаблона.

Но вернёмся к фильму. Замки там не только открываются от ударов, но и вовсе пропадают с дверей, словно их там никогда и не было. Мотель «Дель-Рио».



Мосс покидая свой номер 138, проверяет, закрылся ли замок. Кстати, запомним одну деталь: правее двери номера 138 на той же линии видно ещё минимум 8 дверей.



Чигур снял номер 130, чтобы узнать расположение комнат в однотипных номерах мотеля.

Видно, что двери мотеля оснащены двумя замками.

Кстати, на этом кадре, как и на одном из отеля «Игл», видно, что кроме замков есть ещё и блокирующие цепочки. Если в «Дель-Рио» мексиканцам в номере Мосса не было необходимости блокировать дверь, то в «Игл» Мосс очень зря её не использовал. Пусть она не остановила бы Чигура, но задержала бы на один удар ногой точно.



Чигур выбивает сердечник замка, расположенного в ручке...



... и мы видим, что второго замка на двери номера 138 просто нет. Как говорил ещё один киношный плохиш: «Тадаам! Он испарился.»

В случае двери отеля «Игл» можно предположить, что выбив сердечник, Чигур повернул ручку и ригель ушёл в дверь, тогда непонятно, почему выстреливший в дверь Мосс не ранил Чигура хотя бы в руку. В случае двери мотеля «Дель-Рио», Чигур «открыл» дверь с ноги, а поворачивать одной рукой ручку, в другой держать дробовик и при этом одновременно вышибать дверь ногой - это, знаете ли, надо извернуться не по-детски.

Всего таким способом за фильм Чигур открыл пять дверей. В двух замках из пяти сердечник был прямо внутри дверной ручки, в ещё одном случае сердечник и ручка были в одном корпусе замка, а два оставшихся вообще были не связаны с ручкой, поэтому отпереть ригель в них одним только выбиванием сердечника ну никак не получилось бы.

Короче, это просто смешная пародия на то, как в других фильмах открывают замки выстрелом из огнестрельного оружия. Но ведь этот фильм не комедия, или я что-то путаю?

Как лежал кейс в вентиляции?

Первый снятый Моссом номер в мотеле «Дель-Рио» был № 138.



План мотеля. Для начала вспомним, что дверей правее двери 138-го номера уже видели не менее восьми, хотя судя по плану восьмая дверь - как раз снятого Чигуром номера 130 - должна располагаться перпендикулярно. Очередной косяк. Но сейчас о другом. Ориентируясь на план мотеля, условно примем, что вход в № 138 расположен с южной стороны.



Решётка вентиляционного короба тоже расположена с южной стороны.

Кстати, вы обратили внимание на несоответствие, что Мосс хотел самый простой номер, а взял с двумя двухместными кроватями? Не знаю как так вышло, но в сценарии было написано, что из двух мест, отведённых для кроватей, занято кроватью было только одно. Братки сами написали сценарий, сами сняли иначе. «Гениальность», она временами такая внезапная...



Затолкал Мосс кейс с деньгами, скажем так, сначала по коробу на север, потом чуть за угол на запад. Кейс остался лежать ручкой - на запад, а ножками - на восток. Запомним.

Второй снятый Моссом номер в «Дель-Рио» был 38, являющийся как бы зеркальным отражением номера 138, если бы вместо их общей стены было зеркало.



Вход в номер, а так же и в вентиляционный короб в этом случае уже с северной стороны.

Поскольку номера 38 и 138 зеркальны, их вентиляционные коробы должны бы быть на одной линии. Но в фильме это почему-то не так. Впрочем, не пытайтесь искать логику. Её там нет.



Таким Мосс увидел кейс с деньгами в вентиляционном коробе из номера 38, согласно фильма.

А теперь давайте подумаем. Кейс лежал ручкой в западном направлении. На кадре ручка направлена влево, значит там запад, направо - восток, прямо - север... но ведь в номере 38 в короб можно смотреть только с севера на юг! Таким как на кадре кейс можно было бы увидеть только в вентиляционном коробе номера 139, но чтобы он был виден из того номера, его пришлось бы протолкать в западном направлении короба практически на расстояние ширины номера, а теми средствами, что обладал Мосс, сделать это было просто невозможно физически.



Делаем зеркальное изображение последнего кадра. Вот таким мог быть вид из номера 38, при условии, что номера 38 и 138 смещены относительно друг друга примерно на метр, а не так, как показаны на плане мотеля.

Короч, вывод какой? Вывод простой: короб на тяп-ляп снимался не реальный, а киношная бутафория.

Что так долго делали мексиканцы в номере Мосса?

Льюэлин Мосс покинул свой номер в мотеле днём. В какой момент туда попали мексиканцы - неизвестно, это осталось за кадром. Но возвращавшийся уже ночью Мосс заметил, что в его номере кто-то есть, поэтому он эту ночь предпочёл провести в другом мотеле. И кстати, фильм никак не объясняет, как мексиканцы смогли попасть в номер Мосса не повредив замок. Ну окай, допустим, имели отмычку... Весь следующий день Льюэлин готовился забрать спрятанный в номере кейс с деньгами, просчитывая различные возможные варианты. А следующей ночью произошла разборка подкатившего Чигура с мексиканцами в номере Мосса.




Т.е. практически сутки мексиканцы безвылазно проторчали в номере, чтобы что? У них, как и у Чигура, был приёмник сигналов датчика, спрятанного в кейсе с деньгами. Они вычислили номер в мотеле, из которого эти сигналы поступали. И что? Правильно, ничего. Сутки они проторчали в номере, даже не оставив в нём следов обыска. Чигур буквально спустя мгновение после обыска помещений догадался где был спрятан кейс, а мексиканцы за сутки не допёрли. Хотя сигнал датчика они принимали всё это время. Ни дать, ни взять: одна голова хорошо, а две - хуже!

Кстати, это по книге мексиканцев в номере было двое: один на кровати, другой в клозете. А в фильме - трое! Чтобы мы совсем уж в их тупости не сомневались, очевидно. А куда же третьего запихнули авторы фильма? Один дремал на кровати и был убит ворвавшимся Чигуром. А оставшиеся в это время... вместе прятались в совмещённом санузле, серьёзно? Чем они там вообще занимались ночью, если между убийством первого и второго успело пройти аж 17 секунд экранного времени? Даже думать не хочу, бгг. Явно не чемодан денег искали. Гениальность братьев Коэнов, не иначе. Оскар за лучшую адаптацию сценария!

Итого

Братья Коэны создали фильм по книге, и к его достоинствам можно отнести только то, что он весь наполнен запоминающимися образами. Этого не отнять. Но реализма там не так уж и много.

Хавьер Бардем, вполне возможно, отлично сыграл психа, но почему-то далеко не все зрители поняли, что его герой - псих. Это печально.

ЗЫ. А вы знаете историю отца актёра Вуди Харрельсона? Очень рекомендую прочитать, круглые от удивления глаза я вам гарантирую.



Впрочем, было бы ещё более удивительно, если бы Вуди сыграл самого Чигура, Вуди хотя бы голубоглазый, как Чигур в книге. Ну да ладно, не сыграл.

Просмотренные видеообзоры на фильм (капслок нещадно уничтожаю):

  • Art of visual orgasm - «Антон Чигур: как показать злодея в кино.»
  • DenFilmTV - «Антон Чигур: культовый кинозлодей [Хавьер Бардем - Вживаясь в роль]»
  • Mental - «На что способен Дисциплинированный Психопат? Старикам тут не место анализ.» (Канал чисто рубить бабло. Встроенная реклама прилагается. Мысль про цветовой код взяли из [Л-1].)
  • Movie Bartender - «Разбор фильма «Старикам тут не место»‎ и режиссерского стиля братьев Коэн.»
  • Murad Sultanov - «Психопат в кинематографе: Антон Чигур - образ психопата в фильме Старикам тут не место.» (Здравый взгляд психолога.)
  • Satantango Films - «Старикам тут не место | Старый разбор.» (Чигур - сверхчеловек, человек будущего. Тот, кто придёт на смену нынешнему человеку. Мосс - герой настоящего. Белл - герой прошлого.)
  • Satantango Films - «Старикам тут не место | Новый разбор.» (Герои разного времени.)
  • Silentium Vulpes - «Антон Чигур Никого Не Убивал ? Старикам Тут Не Место | ЧБУ.» (Обзор на обзор ЧБУ.)
  • Таймнд / Кинобитва - «Старикам тут не место | Разбор на детали.» (Прикольный разбор, со счетчиком непонятно чего в углу. Чувствуется, что автор пошастал по интернету в поисках материала. Про световой меч и абстрактный экспрессионизм взято из [Л-1].)
  • ЧБУ - «Антон Чигур никого не убивал.» (Мосс и Чигур - это одно лицо.)
  • Эпизоды - «Чигур не злодей?! | разбор Старикам тут не место | скрытый смысл СПГС.» (Это не конкретные люди, а киношные архитипы. Это один и тот же персонаж - центральный герой вестерна - но в разное время. Канал, злоупотребляющий капслоком.)

    До кучи, видосы о том, как снимали фильм (англ.):
  • адын
  • дыва

    Знаковые статьи по теме:
    [Л-1] petrick.ru - Постановка «Старикам тут не место»

    Книга (на русском языке):
    Я читал тут.

    Киносценарий (на английском языке):
    There it is.

  • 2021, кино

    Previous post Next post
    Up