Система немецкой обороны обр. 1917 г.

Feb 17, 2023 04:44


Приказ штаба германской 4-й армии от 27 июня 1917 года (Фландрия).







I. Основа обустройства оборонительных позиций.

Сильная сторона любой обороны - это маскировка своих действий от вражеского наблюдения. Невозможно удерживать траншеи, укрытия, стационарные пулемётные гнёзда и артиллерийские позиции под артиллерийским натиском предварительного обстрела со стороны противника. Такие попытки только обескровят солдат и будут бессмысленными. Соответственно, требуются иные методы. Траншеи и прочие стационарные позиции лишь ловушки. Опыт показывает, что те, кто твёрдо держатся их, либо лишаются жизни, либо попадают в плен. Солдаты обычно готовы в битве только на открытой местности, поэтому солдат следует побуждать оставлять свои укреплённые позиции перед лицом артиллерийской подготовки противника. Поэтом целесообразным полагается навязывать противнику встречный бой сразу после начала обстрелва со стороны врага - это относится как к подразделениям первой линии, так и к резервам. В периоды затишья лучше всего иметь относительно сильный гарнизон на позициях, в противном случае слишком слабый гарнизон на слишком широком участке обороны приведёт к ослаблению эшелонирования обороны в глубину - оптимальным следует считать сектор обороны в 2500-3000 ярдов на дивизию.

II. Расположение пехоты.

Каждому полку следует разместить три своих батальона следующим образом, в три эшлона - батальон в первой линии, батальон в линии поддержки и батальон в резерве.

Батальон первой линии должен занимать пространство от самых передних воронок от артобстрела вглубь до примерно 500-1000 ярдов, делая соответствующие поправки на ширину участка обороны.

Батальон в линии поддержки должен размещаться спереди, вдоль и позади линии обороны, покрываемой нашей артиллерией. Таким образом, два батальона должны быть постоянно наготове.

Резервный батальон по умолчанию находится в тыловой зоне для отдыха, пополнения и тренировок, однако, он должен быть готов к развёртыванию для поддержки первых двух батальонов на заранее определённых рубежах.

Не существует строгой формулы для размещения подразделений первого и второго батальона на оборонительных позициях, ибо всё зависит от конкретных условий местности. Однако, общие принципы таковы: полувзвод находится на самом переднем крае обороны, позади него размещается рота, позади неё - ещё один полувзвод, за ним - ещё одна рота. Батальон линии поддержки следует разворачивать примерно в такой же порядок, однако, без деления взводов на полувзводы.

Вдоль всего участка обороны также следует назначить постоянные гарнизонные группы под командованием ответственных офицеров - эти группы не должны быть слишком слабыми в отрыве от основных сил.

III. Пулемёты.

Лёгкие пулемёты следует расположить у переднего края с расчётом численности примерно в четыре-шесть единиц на участке одного полка - эти пулемёты смогут устроить заградительный огонь вокруг переднего края обороны у артиллерийских воронок (Postengraben).  Остальные пулемёты следует держать в подчинении ротных командиров для поддержки контратак. Тяжёлые (.08) пулемёты следует размещать позади порядков батальона первой линии дабы эти пулемёты не оставляли ни одного участка не накрытого огнём непрямой наводкой. По возможности следует размещать тяжёлые пулемёты попарно, при прикрытии расчётов стрелками - при этом не следует удерживать пулемёты на изначальных позициях в течение всего боя, напротив, необходимо наличие готовности маневрировать с учётом развития событий на поле боя. Также следует заранее позаботится о размещении боеприпасов для пулемётных расчётов. Штаб каждого из трёх батальонов необходимо прикрывать как минимум одним тяжёлым пулемётом.

Пулемёты дивизионных пулемётных батальонов следует использовать следующим образом - две роты необходимо разместить на боевых позициях, третью - держать в резерве. Их не следует размещать в глубину далее чем за линией, покрываемой заградительным огнём собственной артиллерии. Также рекомендуется давать этим пулемётным ротам чёткие и ограниченные задачи по ведению огня.

IV. Окопные миномёты.

Лёгкие миномёты следует размещать в переднем эшелоне обороны, с целью ведения заградительного огня и огня газовыми гранатами.

Средние миномёты слишком зависимы от запасов боеприпасов, кои не всегда возможно пополнить во время боя - поэтому средние миномёты рекомендуется размещать не далее чем за линией, покрываемой заградительным огнём собственной артиллерии. Средние миномёты следует использовать только для отражения атак противника в случае успешного прорыва нашей первой линии обороны. Тяжёлые миномёты не следует часто использовать - однако, ими рекомендуется уничтожать пулемётные гнёзда врага.

V. Связь.

Организация надёжных каналов передачи информации от подразделений на поле боя до штаба - основа любой успешной обороны. Необходимо обустройство как минимум одного радио-канала свзяи между командиром батальона первой линии и штабом дивизии. Вся организации связи должна строится с расчётом того, что проводная связь пехотной бригады со штабом дивизии может оборваться - поэтому следует иметь на готове посыльных, почтовых голубей, собак, радио и проч. альтернативные методы коммуникаций.

VI. Артиллерия.

Следует позаботиться о развёртывании достаточного колличества батарей полевой артиллерии для ведения заградительного огня на каждом участке длиной в 200-250 ярдов, а также достаточным количеством тяжёлых батарей (в количестве четырёх единиц - одна «мортирная», две - гаубичных, одна - тяжёлых орудий) для ведения заградительного огня на каждом участке длиной в 1000 ярдов.

Артиллерию следует разместить в глубине боевых порядков, с расчётом того что она будет в состоянии вести обстрел по любому объекту на глубину до 6000 ярдов относительно передней линии обороны - при этом батареи должны размещатся таким образом, чтобы их огонь вёлся на дальности от 2000 ярдов относительно расположения самих батарей. Тяжёлые батареи следует разделить на два кластера  - группы дальнего артиллерийского огня (создаются на основе гаубичных батарей и батарей тяжёлых орудий) и группы непосредственной поддержки пехоты (для прореживания и уничтожения пехоты противника). Группы первого типа следует размещать поближе к переднему краю обороны, группы второго типа следует размещать подальше в глубине своих порядков.

Батареи должны корректироваться наземными корректировщиками, находящимися в первом эшелелоне своих порядков пехоты. Корректировщики должны использовать все возможные технические приспособления (аэростаты, самолёты, радио, телефоны и проч.) для своевременной связи с батареями.

Артиллерийские коммандиры должны находится в прямой досягаемости дивизионного штаба, желательно - в одном бункере или траншее, командиры младшего уровня - при штабах пехотных бригад и полков. Не следует полагаться на офицеров связи для координации действий штаба дивизии и артиллеристов - лучше подготовить заранее замаскированные позиции для удобного наблюдения за полем боя.

Корректировка артиллерийского огня во время сражения - дело великой важности. Следует подготавливать три плана артиллерийского огня - утренний, дневной и вечерний - каждый документ должен содержать подробную информацию о координатах целей, привлекаемых к обстрелу батареях а также данные о планируемом расходе боеприпасов.

Мобильность артиллерии - залог её смертоносности и выживаемости. Следует использовать дымы при контрбатарейном обстреле со стороны противника.

VII. Артиллерия во время сражения.

Подавление артиллерии противника до начала самого сражения облегчит последующее ведение боя. Не следует экономить снаряды для достижения этой цели.

Корректировка огня на уничтожение по пехоте противника также очень важна. Такой огонь должен постоянно учитывать изменения в тактической обстановке на поле боя - а также бить по местам сбора солдат противника и его ближайшим тылам. Обычно такие зоны обозначаются на артиллерийских картах. Типичная тактика британской пехоты предполагает сбор перед атакой перед своими передними траншеями.

Следует выделить специальные группы для заградительного огня (Sperr) на участках обороны полков, собранные вокруг батарей полевой артиллерии и лёгких гаубиц. Такие группы должны вести огонь перед нашей передней линией траншей - однако следует избегать пустого расхода боеприпасов.

Артиллеристам также следует быть готовыми открыть огонь химическими боеприпасами по пехоте противника. В ночное время орудия, ведущие огонь снарядами с газом, можно выдвигать поближе к переднему краю наших позиций для более точной стрельбы - однако, орудия следует обязательно уводить в тыл при наступлении светлого времени суток.

Критически важной следует признать организацию артиллерийского огня по пехоте, прорвавшей первую линию траншей нашей оборонительной системы. По возможности следует направлять корректировщиков для обустройства максимально точного огня, с обустройством позиций с перекрывающими друг друга зонами обзора. При этом абсолютно необходимо предоставление командиру батареи возможности получать самую свежую информацию о ходе сражения от корректировщика - в противном случае, как показывает опыт, корректировка стрельбы по карте обычно приводит к огню по своей пехоте. Если невозможно обеспечить такую корректировку, то следует передислоцировать мобильные орудия на заранее подготовленные позиции откуда будет открываться иной обзор.

Позади артиллерийских групп заградительно огня должны размещаться артиллерийские группы второй линии, чья задача состоит в том, чтобы вести огонь в глубину наших собственных позиций в случае прорыва противника. Группы второй линии должны оставаться скрытными настолько долго насколько это возможно - поэтому их не следует применять для артиллерийской подготовки перед атакой противника. Также не следует перемещать орудия из этих групп в первую линию для замены уничтоженных в бою расчётов.

VIII. Воздух.

Несмотря на численное превосходство врага, наша авиация должна быть готова уничтожать воздушные цели любого типа. Однако, не следует расходовать наши самолёты для незначительных задач - одной эскадрильи истребителей в распоряжении штаба армии будет достаточно для решения основной массы повседневных задач.

IX. Резервы.

Резервы, а именно - дивизии - будут размещены в тылу позади угрожаемых направлений и переданы в подчинение корпусных командиров или командиров корпусных групп. Эти дивизии следует размещать вне досягаемости артиллерии противника, при этом один полк необходимо держать ближе к тыловой линии нашей обороны, остальные две трети - подальше, в глубокой тыловой зоне полевой армии. По приказу штаба корпуса после одобрения штаба армии эти дивизии должны выдвинутся к угрожаемому участку.

При этом вступление в бой любой такой дивизии возможно только после разрешения командующего армией - однако, отработку передислокации пешим порядком, на автомобилях или с помощью ж/д необходимо провести заранее. Первый эшелон такой дивизии армейского резерва должен состоять из одного полка и одного артиллерийского батальона. Второй артиллерийский батальон будет находится в подчинении штаба корпуса. При этом около 400 человек от каждой такой дивизии должны быть выделены на  обустройство инженерных позиций.

Перед вводом дивизии резерва в бой абсолютно необходимо разведать местность, позиции своей пехоты у передней линии обороны, позиции своей артиллерии и проч. детали - с последующим донесением обстановки до каждого командира батальона и роты. Дивизии резерва обязательно должны иметь карты расположения дивизий первой линии - для этих целей следует направлять офицеров штаба резервных дивизий в штабы дивизий «на позициях».

Основная цель типовой дивизии резерва - обеспечить корпусному командиру наличие достаточного количества человеческих и материальных ресурсов для недопущения развала своего участка обороны. Следовательно, скорость и стремительность ввода в бой дивизии резерва играет огромное значение. При этом возможно признание целесообразным удерживание некоторого количества дивизий резерва в качестве резерва второй очереди.

X. Ход сражения.

Выявить сосредоточение пехоты противника перед намечающейся атакой - дело величайшей важности. Обычно противник собирает свою пехоту на таких изготовительных позициях ночью, чтобы потом начать наступление утром. Поэтому в ночное время суток следует использовать наблюдателей и прослушку из первой линии, в дневное время суток - разведовательные полёты самолётов.

Первый эшелон немецкой обороны, скорее всего, будет подвергнут тяжёлому удару - но солдаты должны сражаться до конца, даже будучи под угрозой окружения. Пулемёты играют одну из решающих ролей в парировании ударов пехоты противника.

Опыт боёв показывает, что противник сможет прорвать нашу первую линию в нескольких местах и на разную глубину - однако, враг не сможет корректировать свой огонь пока не установит связь между свой артиллерией и первым эшелоном атакующих рот и взводов. Следовательно, какое-то время передовые отряды врага будут воевать без поддержки своей артиллерии. Этот период времени наша пехота и артиллерия должны использовать по-максимуму, согласно принципам, изложенным выше - наша артиллерия и солдаты будут сражаться на участках, где пристрелян каждый метр, а враг при этом будет дезориентирован. В этот период времени будет оптимальным переход от обороны к нашему контрудару.

Чем быстрее состоится контрудар, тем больше будет наше преимущество над врагом - как только первый эшелон врага закрепится на занятых позициях, он сможет обустроить систему поддержки своих солдат артиллерией и пулемётами. Соответственно, в таком случае время для нашей контратаки будет считаться упущенным. Отсюда следует что каждый командир батальона или полка должен самостоятельно, без конультации с вышестоящим штабом, максимально быстро решиться на контратаку для реализации нашего тактического преимущества.

После того как враг будет вытеснен с наших позиций следует максимально быстро рассосредоточить наши батальоны эшелонами в глубину - иначе, как показывает опыт, массирование подразделений у нашего переднего края обрекает их на потери от артиллерии противника. Для этого в период затишья следует отрабатывать манёвры ротами и батальонами на своих участках.

Британская тактика обычно состоит из атаки насколькими волнами пехоты - соответственно, наша артиллерия должна сосредотачивать свой огонь спереди от нашего переднего края обороны - дабы максимально затруднить прибытие новых эшелонов противника. При этом британская атака иногда может состоять из наступления двух дивизий на одном участке (одна позади другой). В таком случае наступающие волны пехоты противника должны уничтожаться описанными выше артиллерийскими группами второй линии, которые противник не должен суметь подавить до начала боя.

Иногда наступление противника осуществаляется при поддержке танков - поэтому необходимо уничтожать их даже на дальних дистанциях. Можно выделить одно орудие из батареи специально для этой задачи, при этом остальные три орудия следует оставить для осуществления «традиционной» артиллерийской поддержки. Также возможно бороться с танками миномётами и артиллерией прямой наводки. Танки более не наводят ужас, как ранее, однако, следует всё же обращать на них внимание.

XI. Тыл.

Движение в тылу должно быть максимально дисциплинированным и упорядоченным - при движении по одной дороге все автомобили должны двигаться в одном напрвлении для предотвращения заторов, как в периоды затишья, так и в периоды боёв на фронт. Населённые пункты вблизи линии фронта должны избегаться. Также следует менять маршруты движения по дорогам если эти дороги подвергаются артиллерийским обстрелам.

Также необходимо следить за организацией артиллерии - новые орудия должны быть готовы заменить уничтоженные орудия настолько быстро насколько это возможно. Грамотное обустройство складов боеприпасов таже очень важно - необходимо рассредоточивать запасы снарядов при угрозе их поражения группами дальней артиллерии противника.

deutsches heer, ww1

Previous post Next post
Up