Парадоксы жизни: "БП-21" - это круто или слабО? Немного аналитики. 2

Dec 26, 2008 10:57



(Окончание. Начало здесь)

В чем причина такого исторического поворота? Безусловно, причинно-следственный механизм всей эпопеи борьбы за заповедную Беловежскую пущу чрезвычайно сложен и переплетен, в нем приняло участие огромное количество людей, каждый из которых внес свой посильный и важный вклад в общее дело. И, тем не менее, нравится это кому-то или нет, признает он это сегодня или нет, детальный анализ всех событий этого причинно-следственного механизма показывает, что Проект "БП-21" стал ключевым звеном, ядром этого поворотного процесса. "Кто владеет информацией, тот владеет миром", - говорит известная поговорка. Именно тот факт, что достоверная, разнообразная и качественная информация о том, что творилось и творится в Беловежской пуще, стала доступной всем желающим во всем мире, включая Совет Европы, ЮНЕСКО, Гринпис, WWF и сотни, тысячи других влиятельных структур и организаций, сыграло переломную роль. Все они стали свидетелями разыгравшейся беловежской трагедии. И многие из них (данный список далеко не полный, прим. автора) оказали помощь и приняли участие в защите Беловежской пущи.

Если кто-то не согласен с этим, пожалуйста, возьмем для примера другой уникальный белорусский национальный парк - Припятский. Безобразий там не меньше, чем в Беловежской пуще. А может и больше. Внимание малочисленной активной части белорусской общественности также приковано к проблемам этого парка. В независимой печати также периодически появляются публикации, показывающие варварство здешних "хозяев" по отношению к дикой природе Припятчины. И что в итоге? А ничего! В то время, когда заповедную территорию Беловежской пущи расширяют, в Припятском нацпарке из заповедной зоны выводят кварталы с пойменными дубравами для их последующей "санитарной" рубки… Кто-то скажет, что, мол, Припятский нацпарк не так знаменит и уникален, как Беловежская пуща. Согласен, не так. Но не настолько, чтобы международная общественность не встала на его защиту. Однако не встает. Почему? А потому что мало кто в мире знает о Припятской трагедии. Потому что нет международного информационного проекта, международной кампании защиты и соответствующей деятельности по их осуществлению.


Следующим этапом развития проекта "БП-21" стало создание Живого журнала " Как сохранить планету Земля, цивилизацию, себя" в январе 2008 г. Его цель - распространение нового (!?) знания и лучшего понимания об окружающем нас мире и обществе, формирование экологического мировоззрения и ответственного отношения людей не только к своей судьбе, но и к будущему цивилизации и планеты Земля. В этом плане ЖЖ представляет собой дискуссионную площадку для совместного обсуждения, поиска и движения к лучшему будущему, в котором человек займет достойное и уважаемое положение на планете Земля, станет ее жизненно важной частью, а не раковой опухолью, создаст гармонию и сам достигнет того состояния, которое называется счастьем.

К настоящему времени сайт "БП-21" стал признанным и достаточно популярным инфо-ресурсом в сфере охраны природы на постсоветском пространстве. Его индекс приблизился к 1000 посещений в день. Индекс посещения Живого журнала в отдельные дни составляет более 500. Насколько я могу наблюдать статистику, сайт "БП-21" на сегодня стал наиболее посещаемым среди белорусских веб-ресурсов природоохранной направленности.

Однако, не всё так просто и однозначно в этом мире. Его законы много сложнее. На днях в авторитетном и влиятельном лондонском журнале "The Economist" была опубликована статья "Революции, окрашенные в зеленое" (даю ссылку на "БП-21", так как находящийся здесь оригинал статьи "весит" пару мегабайт и есть проблемы с сохранением этой страницы). В данной статье рассказывается о том, как природоохранные движения и инициативы по всему миру в странах с проблемными политическими условиями используют современные технологии для защиты природы, против ее уничтожения. Приводятся успешные примеры выигранных эко-защитных кампаний в таких странах, как Армения, Папуа Новая Гвинея, Индонезия, Иран, Польша, Египет, Греция. В статье рассказывается также и о Беларуси, о кампании в защиту Беловежской пущи со ссылкой на "БП-21". Ниже - перевод с английского соответствующего абзаца из статьи.

"Или рассмотрим недавнюю историю Беловежской пущи, лесного национального парка на границе Беларуси и Польши. Белорусская сторона Пущи управляется структурой, связанной с высшими государственными органами. Назначенный новый начальник заставлял работников национального парка "состряпать" обоснование вырубки леса для коммерческих целей. Георгий Козулько был должностным лицом, связанным с управлением лесом, и потерял свою работу, так как отказался играть в эту игру. Он ведет Интернет-сражение (кампанию защиты) с целью оглашения уничтожения природы национального парка. После этого ситуация развивалась так, что усилия в одиночку привлекли внимание многих тех, кто поддержал кампанию, а также предложил свои советы и фотографии."

Вот такую оценку результатов деятельности "БП-21" на международной арене сделал корреспондент английского журнала "The Economist". Спасибо. А вот другая престижная организация (один из европейских природоохранных фондов) сделала иной, противоположный вывод. Этот фонд перестал поддерживать проект и кампанию в защиту Беловежской пущи и недавно прислал вот такое объяснение:

"Мы на протяжении нескольких лет поддерживали Интернет-сайт "БП-21". Однако увидели, что данный проект не стал сильным. В условиях серьезного финансового кризиса и наличия других перспективных проектов мы приняли решение остановить поддержку Беловежской пущи (имеется ввиду "БП-21"). Надеемся, что вы сможете найти поддержку от других партнеров."

Тоже спасибо. Мне понятна точка зрения европейских экспертов. В их понимании, события должны развиваться следующим образом: появляется общественная инициатива, организуется кампания в защиту природы, создается Интернет-сайт, инициатива получается всё большую и большую общественную поддержку и перерастает в серьезное общественное движение или организацию с сильным влиянием в регионе. Замечательно! Но это - в теории. А как на практике?… И вообще, возможно ли такое в Беларуси, когда имеешь дело со сферами или территориями, затрагивающими интересы высших госструктур = власть имущих госчиновников? Практика показывает, что нет. За прошедшие 2 года я посетил все белорусские нацпарки и заповедник, многие другие целевые аудитории, где выступал с мультимедийными лекциями-презентациями и делился успешным опытом. Естественно, всюду предлагал идею развития общественных инициатив, направленных на сохранение природы. Нужно отдать должное, люди проявляли интерес к теме. Но дальше посещения веб-сайта "БП-21" дело, как правило, не шло. Люди настроены крайне скептически, не верят в лучшее будущее, либо заняты своими узко-меркантильными делами и в большинстве не хотят менять свой "безынициативный" образ жизни. Расшевелить их на что-то общественное крайне трудно. И неудивительно. Всё это является прямым наследием советского прошлого и результатом подавления гражданских инициатив со стороны нынешней белорусской власти.

Да что там "БП-21". Тут целый город Брест с его 300 тысячным населением является фактически " мертвым" в смысле эко-движения. Живя в огромном городском "муравейнике", активисты-одиночки, борющиеся против вырубки деревьев, ищут поддержку в далекой Австралии (!) или Польше, не находя их у себя во дворе или на улице. Куда уж более?...
Или второй пример с оппозиционными политическими партиями и НГО демократической направленности. Будучи фактически загнанными в политическое гетто, их инициативы в современных белорусских условиях не находят должной поддержки со стороны общества по тем же самым причинам (неразвитости этого общества и подавлении гражданских инициатив).

Приведу здесь еще один пример парадоксальности оценки работы "БП-21". Иностранными и белорусскими экспертами недавно была проведена оценка деятельности различных групп и направлений, включая тех, в которых участвует "БП-21". Результаты оказались диаметрально противоположными. Европейские эксперты оценили перспективный план работы, связанный с охраной природы на заповедных территориях, как один из лучших среди других проектов. А белорусские эксперты - как наихудший. Как мне удалось узнать, западные эксперты в качестве критерия использовали конечный результат работы (практику), а белорусские эксперты - соответствие планов некоторым общепринятым формам и стандартам (теорию). И кто из них прав?

Подведем итог. То, что происходит радикальный поворот в истории Беловежской пущи, и то, что центральную, ключевую роль в этом сыграл Проект "БП-21", можно оспаривать, но лучше оставить это на окончательный вердикт истории. То, что видит один как успех, заслугу, другой видит как провал и неудачу. Таковы законы человеческого сознания. Для меня абсолютно очевидным является лишь одно - жизнь не стоит на месте и "почивать на лаврах" не позволяет. Жизнь требует новых дел, решения новых проблем. В том, что заканчивается поддержка кампании в защиту Беловежской пущи, я не вижу особой трагедии. Более того, воспринимаю это как знак. Знак того, что жизнь определяет новые приоритеты и направления. С Беловежской пущей рано ставить точку. Здесь остается еще целый ряд серьезных проблем, над которыми предстоит работать. Но Беларусь Беловежской пущей не заканчивается. Есть еще Припятский нацпарк с его трагической ситуацией, есть другие бесценные уголки дикой природы, требующие сохранения. Непочатый край работы в сфере экологического образования, демократизации и развития общественных процессов.

Именно в этом я вижу задачу изменения стратегической деятельности "БП-21" на ближайшие годы. И тот факт, что экологическое образование, которое осуществляет "БП-21" последние 2 года, получает поддержку и "зеленый свет", лишь подтверждает этот вывод. Пришло время разворачивать широкую работу на национальном уровне. А для этого нужна такая же широкая поддержка со стороны заинтересованных участников.

Дорогие друзья, коллеги, просто читатели моего ЖЖурнала. Мы находимся в период, когда начинается радикальная перестройка и переосмысление всего того, как мы жили и действовали до сих пор. Впереди новая эпоха, новые требования, новые возможности. Я и мои коллеги готовы поделиться знаниями и опытом в природоохранной сфере, а также ждем от других заинтересованных лиц идей и предложений. Чем больше людей будет объединяться в общественные инициативы и организации, тем больше у нас шансов на то, что нам удастся справиться с актуальными экологическими и социальными проблемами.
Приглашаю всех к взаимовыгодному сотрудничеству.

И последнее. Кто-то спросит, зачем я написал этот пост? Чтобы поделиться опытом, чтобы проанализировать его, а заодно и записать то, что пока свежо в памяти, но со временем может потеряться в "тумане" прошлого. :-)
Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)

Дела и события в Беловежской пуще, Экодвижение

Previous post Next post
Up