Я планировал начинать новую тему гуманитарной экологии в своем ЖЖ чуть позже. Потому что она подымает сложнейшие глубинные вопросы и "материи" (понятие Жизни, Бога и т.д.), которые даже применительно к человеку еще до конца не решены. Что уж тут о животных говорить.
Однако, не углубляясь в эти материи, вынужден сделать это сейчас, так как на днях стал свидетелем необычного для меня социального явления - рыболовный сайт "
Fishtour.by" фактически встал на защиту того, что гуманитарные экологи непривычно для обывателя называют соблюдение прав рыб. Не меньше!
7 декабря 2008 г. автор Ильин И. поместил на этом сайте статью "
Поймал, помучил, отпустил?" (ее текст читайте ниже), до этого опубликованная в журнале "Спортивное рыболовство" (№ 4, 2008 г). В ней он выступил против того, чтобы мучить рыб для удовлетворения страсти заядлых рыболовов (автор даже называет это "хроническое психическое заболевание рыбалкой"). Речь идет о том, что всё более и более популярной становится так называемая рыбалка "Поймал - отпустил", когда пойманную рыбу не забирают, а отпускают обратно в водоем. При этом создается впечатление, что "пойманы два зайца": с одной стороны удовлетворена рыболовная страсть, с другой стороны рыба осталась живой, отчего ее в водоеме не уменьшилось. И получается, что таким образом можно "рыбачить" даже на редкие виды рыб, занесенные в Красную книгу. Красота!
Но это так только при поверхностном взгляде. На самом деле упускаются 2 вещи. Первое. Имеются научные данные, что немалое количество рыбы после выпускания в водоем просто погибает. От стресса, либо от физического повреждения ротового аппарата. Кроме этого, снижаются репродуктивные способности таких рыб. В итоге, численность рыб после "гуманной" рыбалки всё равно снижается. Второе. Автор статьи делает упор на то, что мучить живое существо, пусть даже рыбу, ради собственного удовольствия жестоко, бесчеловечно и грешно. И в конце предлагает такому рыболову на равных с рыбой зацепить себе крючок за губу и почувствовать, подобно рыбе, какое "удовольствие" она от этого испытывает.
Через неделю на данном сайте появилась тематически похожая статья Евгения Берестовского "
Принцип «Поймал-отпустил» или теория и практика рыболовного хулиганства". В ней автор провел анализ современных научных материалов и публикаций СМИ по этой теме. И сделал вывод, что пропаганда принципа «поймал - отпустил» является высоко бюджетным международным бизнес-проектом индустрии рыболовного спорта и туризма. А также описал историю этого вида рыбалки и привел массу фактов и доказательств того, какой вред рыбам наносит подобное человеческое "развлечение".
Ранее на этой же сайте была опубликована еще одна статья анонимного автора "
Рыбалка - вещь жестокая". В ней делается вывод, что принцип "поймал-отпусти" превращает рыбалку в пошлый фарс, исполненный лицемерия, в ещё одну жестокую забаву.
Таким образом, становится очевидным тот факт, что начинается очередной этап в нравственной переоценке старых варварских традиций. Ранее этим занимались в основном гуманитарии. Сейчас же рыболовный Интернет-сайт, традиционная задача которого пропагандировать рыбалку = мучение и убийство рыб, фактически начал кампанию против жестокого, мучительного обращения с этими рыбами, в защиту их прав на жизнь и "рыбье" счастье (если это понятие применимо к рыбам), против чего всегда выступали гуманитарные экологи.
И второе. Обычно, когда такие вопросы подымают среди охотников, начинается бурная реакция сопротивления. А тут, на
форуме этого сайта, я увидел поддержку гуманного отношения к рыбам. Лишь один "обиделся", что человеку предлагают также, как и рыбе, заглотить крючок и почувствовать "кайф".
В общем, интересная ситуация получается…
Георгий Козулько
Беловежская пуща
(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес:
kazulka@tut.by)
Поймал, помучил, отпустил?
Мои друзья Леша и Лена уже много лет и в отпуск, и в выходные ходят на байдарке по озерам и рекам. Был небольшой перерыв, когда у них родился сын Миша, но уже лет с четырех Мишу стали брать с собой - на байдарку. Но где вода - там и рыба!
Миша сперва попросил у родителей удочку, а потом - и спиннинг. Маленький мальчик умудрялся ловить рыбу в тех водоемах, где у других рыбаков не ловилось ничего. А там, где другие добывали разве что для кошки, Миша ловил столько хорошей рыбы, что ее хватало на уху и жареху не только для своих, но приходилось и раздавать другим туристским группам.
А поменьше ловить капризный ребенок не соглашался. Однажды зимой друг Леша зашел в ванную помыть руки и увидел, что в ванне налита вода, а сынишка сидит на закрытом стульчаке и, закинув в воду коротенькую удочку, смотрит на поплавок. Отец удивился и спросил;
- Мишка, сынок, ты совсем дурачок, что ли?
- Нет, папа. Я не дурак.
Я хорошо знаю, что в ванне нельзя поймать никакой рыбы, но... половить-то очень хочется!
Вот такие детские психические заболевания рыбалкой часто становятся хроническими, не излечиваясь не только при взрослении, но даже и в очень пожилом возрасте. Никакие здравомыслящие доводы - вроде того, что любую рыбу можно купить в магазине - на больных рыбалкой не действуют. Ни семья, ни друзья, ни занятость на работе лечению от рыбалки не помогают. А на все разумные и логические резоны против рыбалки у больных ею всегда есть один и тот же заученный еще с детства ответ: "А половить-то очень хочется!"
Но рыбаков становится все больше, а рыбы в водоемах остается все меньше. Всяческие "зеленые" экологи придумывают строгие законодательные запреты на любительскую ловлю рыбы - якобы для сохранения и приумножения наших рыбных богатств. Хотя всем известно, что рыбу в основном уничтожают не рыбаки-любители, а вредные промышленные отходы, почти бесконтрольно сбрасываемые в ближайшие от предприятий водоемы.
И что же делать, если "половить очень хочется", а нельзя? Вот на Западе и придумали этакое ухищрение, заменяющее Нормальную ловлю: "поймал - отпустил". Вроде бы и ловить-то ловим, а рыбы в водоеме от нашей ловли как будто бы меньше не становится. Но как тогда быть с общечеловеческими нормами морали и этики?
Самые что ни на есть искусные обманщики на белом свете - это рыбаки. Они подкидывают голодной рыбке что-нибудь особенно вкусненькое на вид и с аппетитным запахом, а внутри этой вкусной и ароматной приманки спрятан острый и зубастый заершенный крючок. Это я люблю землянику со сливками, а рыбка любит вонючего навозного червяка. И она этого червяка хватает, а ее хватают крючком за горло и тащат из родной водной стихии на свежий воздух. Но рыбка-то не знает, что ее тащат на воздух только для того, чтобы выдрать из горла заершенный крючок - и, раненую, отпустить обратно в воду. Рыбке очень больно и страшно. Она думает, что ее волокут на сковородку - и отчаянно сопротивляется. А если рыба сильная и сопротивляется так, что её приходится долго вываживать, рыбак от этих длительных рыбьих мучений получает особенное удовольствие.
Вообще-то только ради собственного удовольствия мучить Божию тварь, пусть даже и хладнокровную, могут лишь очень жестокие люди. По общечеловеческим нормам этики и морали - это садизм, а по законам Божеским - грех.
Осенью у нас в Манеже проходила Всероссийская Православная выставка. На этой выставке я беседовал на эту рыболовную тему - "поймал - отпустил" - с несколькими священниками не только нашей епархии, но со священником из Киева отцом Виктором, с иеромонахом Афонского монастыря отцом Сергием, с митрополитом Прибалтийским Истинно Православной церкви владыкой Антонием. Серьезный разговор был у меня и с благочинным Центрального округа Санкт-Петербургской епархии, настоятелем Князь-Владимирского собора, профессором Духовной Академии, митрофорным протоиереем отцом Владимиром (Сорокиным).
Прежде чем выразить собственное отношение к поставленному вопросу, священнослужители отсылали меня к первоисточнику, т.е. советовали внимательно почитать Святое Евангелие и убедиться в том, что Господь наш Иисус Христос особо доброжелательно относился к рыбакам и к рыбной ловле. Я, конечно, внял этим советам и еще раз перечитал Евангелие, а потом выписал из него некоторые цитаты о рыбаках и о рыбах.
В Евангелии сказано, что самыми первыми учениками Иисуса были рыбаки и об этом написано так:
"Проходя же близь моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починяющих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним". (Евангелие от Матфея. Гл. 4. Ст. 18-22).
Следовательно, по вере наших предков и по Священному писанию, так были призваны к Иисусу первые ученики, и были они именно рыбаками - Святой Петр, Андрей Первозванный, Святой Иаков и апостол Иоанн.
"Еще подобно Царствие Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худшее выбросили вон". (Евангелие от Матфея. Гл.13. Ст. 47,48).
Эту притчу о Царствии Небесном можно понять и так, что хорошую пойманную рыбу нужно оставлять в пищу, а плохую выбрасывать. Пойманную рыбу благословляется есть: "И велел народу возлечь на траву, и взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы (и рыб) ученикам, а ученики - народу". (Евангелие от Матфея. Гл. 14. Ст. 19).
"Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть". (Евангелие от Иоанна. Гл. 21. Ст. 10,11-)
Но вот нигде в Евангелии я не нашел указания на то, что рыбу можно поймать, помучить, а потом израненную отпустить обратно в воду.
Все священнослужители, с которыми я беседовал на тему "поймал - отпустил" высказывали и свое мнение, основанное на Священном писании, о том, что ловить рыбу можно, но только для того, чтобы употребить ее в пищу. Если рыбаку, поймавшему рыбу, она не нужна, то пойманную рыбу надо отдать бедным или голодным. Ловить рыбу только для того, чтобы удовлетворить свою пагубную страсть к мучительству - грешно.
Когда пойманную рыбу тянут крючком за горло из воды на воздух, она испытывает боль и стресс. Когда хладнокровную рыбу рыбак берет горячей рукой и сжимает, она ощущает ожог и боль. Когда рыбе, выворачивая челюсти, раскрывают рот и вырывают из горла засевший глубоко крючок, то остается открытая рана, которая не позволит рыбе нормально питаться. А если рыба икряная, то общий стресс может привести к тому, что из икринок не выведутся рыбки.
Вот у охотников запретов еще больше, чем у рыболовов, а "пострелять-то хочется!" Охотники придумали стендовую стрельбу. Стреляют по тарелочкам, прессованным из молотого шлака. Разбитым дробью тарелочкам совсем не больно!
Если рыбакам так уж "хочется половить" рыбу в запретное время или в запретном месте, то им нужно, как и охотникам, придумать каких-нибудь искусственных ярких или светящихся рыбок в искусственном же водоеме. Пусть эти рыбки сами плавают, или пусть насосы их гоняют струями воды, как в большом джакузи, а рыбакам можно соревноваться, метко зацепляя быстро плавающих рыбок магнитными блеснами.
Но можно и на равных посоревноваться с настоящей живой рыбой при ее вываживании. Для этого надо заводным кольцом закрепить к крючку ролик, пропустить через этот ролик леску, на другом конце которой ходит пойманная рыба, а этот крючок зацепить себе за губу. Вот так и вываживайте рыбу! Теперь вы не только садист, но еще и мазохист. Соревнуйтесь с рыбой, кому больнее, а кто терпеливее! А, может, случится и так, что не вы ее вытащите на свежий воздух, а она вас утянет к себе в холодную воду, а потом выдернет из вашей губы крючок - и великодушно отпустит обратно. Вдруг как раз сейчас Нептун объявил временный запрет на ловлю людей в пищу - и, значит, вам здорово повезет.
Рискуйте, дерзайте! А какой кайф словите!
Ильин И.
"Спортивное рыболовство № 4 - 2008г."
Опубликовано на сайте "Fishtour.by" (
http://www.fishtour.by/articles.php?cat=1218&id=1178)
07.12.2008 г.