Leave a comment

bp21 October 23 2008, 06:20:07 UTC
Вместе с моим коллегой Владимиром Борейко из Украины, директором Киевского эколого-культурного центра
и ведущим специалистом по гуманитарной экологии на просторах СНГ, мы считаем, что в таком виде видение Беловежской пущи через 50 лет не годится. Необходимо добавить в преамбулу следующие 3 пункта:

-----------------
1. Беловежская пуща - это особое священное пространство, одно из духовных мест белорусской нации, где торжествует дух благоговения перед Божественностью и красотой дикой природы.
2. Беловежская пуща станет территорией, где максимально защищаются права диких животных и растений на свободу жизни и среду обитания, где дикая природа будет оставаться дикой навсегда.

12. Беловежская пуща охраняется не только ради потребностей нынешних и будущих поколений людей, но и ради самой дикой природы, которая рассматривается как гуманитарная ценность высшего порядка.
--------------------

Почему? Это написано в духе прошлого века.

Во-первых, в этой преамбуле-видении не просматривается самое главное, ради чего Беловежская пуща сохраняется, - заповедной дикой природы, бесценной и Божественной Беловежской пущи. Видится лишь некий природный ресурс "Беловежская пуща", который мы всё обещаем, что будем сохранять и грамотно управлять, но, тем не менее, идут десятилетия, а ничего не получается. В итоге, "доохранялись" до того, что при продолжении такого отношения не далек тот час, когда Беловежская пуща, как уникальный, дикий, реликтовый, первобытный лес, будет просто потеряна.

Во-вторых, в преамбуле отсутствует идея верховенства дикой природы, священности дикого первобытного леса. В ней нет идеи заповедности, нет даже упоминания о формировании определенного людского сознания, чувства уважения и благоговения перед заповедной дикой природой, нет особого духовного отношения к дикой природе в соответствии с правилами гуманитарной этики и экологии.

На этой старой философии в новый мир, тем более, который мы должен построить через 50 лет, не въедешь. В преамбуле есть лишь одно рациональное природопользование и наукообразие, о котором мы говорим уже лет 50, которого не достигли и не достигнем никогда, потому что не о том говорим.
Образно говоря, в преамбуле есть только Разум, но нет Сердца, нет Любви. Именно поэтому у нас не получается кардинальных изменений с охраной природы. Потому что мы используем однобокую, "разорванную" философию. И пока мы ее не изменим, пока не сделаем ее цельной, пока не возвратим духовность и не поставим ее на первое место, ничего настоящего и великого у нас не получится.

Георгий Козулько (Беловежская пуща), Владимир Борейко (Киев)

Reply

bp21 October 24 2008, 10:18:26 UTC
Уважаемые Георгий Алексеевич и Владимир Евгеньевич!

Я осознаю некоторую изначальную бесполезность спора. Во-первых, времена религиозных диспутов давно прошли и человечество уже поняло, что переубеждать людей верящих (или верующих) во что-то занятие, в общем-то, бессмысленное. Спорить, надеясь одержать верх, можно только когда речь идёт о фактах, а не о вере. Вера и факт суть взаимоисключающие понятия. В факты не верят, их или знают или не знают.
Во-вторых, лично я не вижу никаких причин, почему бы не согласиться с вашими предложениями в текст преамбулы. Всё очень красиво и прекраснодушно и, возможно, кому-то ваши возвышенные слова лягут на сердце. Дай то бог.
Но есть одна маленькая проблемка: сердце это не тот орган, который может отвечать за управление чем бы то ни было. А вот исходя из этого позвольте мне несколько маленьких критических замечаний к вашим предложениям.

1. Беловежская пуща - это особое священное пространство, одно из духовных мест белорусской нации, где торжествует дух благоговения перед Божественностью и красотой дикой природы.
Сакральная функция дикой природы давно не вызывает сомнения даже у довольно далёких от «глубинноэкологического» мировоззрения исследователей тематики. Вызывает некоторое сомнение слово «Божественность» (именно в таком написании), поскольку наряду с людьми, признающими существование неких высших нематериальных сил, есть и такие, которые существования никакой Божественности не допускают и могут такой текст не воспринять. Почему-то в нашем обществе оскорбление чувств верующих считается преступлением, а вот о чувствах неверующих заботиться не принято. Мы точно такие же граждане и наши убеждения как минимум не хуже ваших. Поэтому, чтобы текст объединял всех нас в наших лучших побуждениях, в нём должны быть слова, которые одинаково воспринимают носители и религиозного, и нерелигиозного мировоззрения.

2. Беловежская пуща станет территорией, где максимально защищаются права диких животных и растений на свободу жизни и среду обитания, где дикая природа будет оставаться дикой навсегда.
Опять-таки философский спор: а имеют ли растения и животные безоговорочное право на жизнь? За человеком наиболее передовые общества в итоге это право «закрепили», отменив смертную казнь. Дикая же природа устроена так, что хищники утверждают своё право на жизнь за счёт отрицания права на жизнь растительноядных, растительноядные за счёт растений, а редуценты - за счёт всех вышеперечисленных. Природа вызывающе негуманна. В таких условиях никто не может гарантировать права на жизнь. Зато можно до известной степени гарантировать невмешательство человека в природные процессы и поддержание естественной среды (что есть в тексте преамбулы). За Пущу, «дикую навсегда» -- голосую всеми конечностями, если признать, что к лесу, разрезанному дорогами и квартальными просеками, засаженному лесными культурами, в т.ч. интродуцентами применимо определение «дикий».

Reply

bp21 October 24 2008, 12:18:48 UTC
Спасибо за Ваши замечания. Плохо только, что не подписываетесь :-(

Я также не буду спорить, хотя фактов о "сердце", в смысле душе и сознании, и о том, как они управляют, более чем достаточно. Так здесь необходимо больше высказать мнение и обсудить преамбулу от нацпарка, чем спорить друг с другом. Так сказать, показать общественное мнение.

Мы с Владимиром представили эти дополнения в максимально высоко духовной форме. Соглашусь, что не все это примут или поймут. Но это - наши предложения. В формате цели обсуждения преамбулы нацпарка я менять их не вижу смысла.

А потому хорошо было бы, если бы Вы дали свои тезисы, пусть и на основе переделанных наших. И их обоснование.

Reply

bp21 October 27 2008, 13:36:08 UTC
Георгий, извольте, как Вы и просили, на основе Ваших предложений:

1. Беловежская пуща - это сакральная ценность белорусской нации, где торжествует дух благоговения перед божественной красотой дикой природы.
2. Беловежская пуща станет территорией, где сохранившаяся ненарушенной дикая природа будет оставаться дикой навсегда.

12. Беловежская пуща охраняется ради нынешних и будущих поколений людей, как гуманитарная ценность высшего порядка.
Обоснование -- в напечатанной ранее критике. С уважением.

Reply

bp21 October 27 2008, 15:25:23 UTC
Спасибо. Для меня такой вариант приемлем.

Я прекрасно понимаю, что наш с Володей Борейко вариант не пройдет по причинам, указанным Вами в критике. Люди еще не созрели до этого. Но всегда нужна максимально высокая планка, чтобы при понижении не опустили "ниже плинтуса". Плюс "семя", заброшенное в души людей для будущего прорастания.

Sorry, опять "аноним". Подпись где…. ?! Хотя бы псевдоним! Зачем прятаться при таких хороших формулировках?

Reply


Leave a comment

Up