Как надоели, однако, эти паникеры. Даже в Гидрометцентре какой-то поэт завелся: то у него "арктический холод" (+15 Цельсия), то "аномальная жара", а особенно ему нравится эпитет "тоскливая погода". Весь день вчера штормовые предупреждения шли, весь телефон оборвали. И что? Ни одной капли за день не упало. Лучше бы я купаться поехала.
Теперь вот обещают потоп и выход рек из берегов по Москве и области. Ну, на даче у нас разве что сточная канава может выйти из берегов. А вот в Москве могли бы быть проблемы, если бы не построили новый коллектор для Неглинки.
На редкость, надо сказать, неприятные бывают реки. Собственно, горные они все неприятные, но даже и среди равнинных попадаются с таким нравом, что просто жуть.
Изначально Неглинка начиналась в районе Марьиной рощи, и текла она по болотистой местности с кучей прудов, комаров и грязи. В общем, она принимала 17 притоков, сливалась в районе Самотеки с другой рекой - Напрудной, и в итоге впадала в Москву-реку. Прудам я и счет потеряла, тем более, что они были и рукотворные и время от времени их спускали. Между Неглинной и другим притоком Москвы - Яузой существовал водораздел, проходящий по Сретенскому холму.
Неглинная была судоходна, в ней водилась рыба, стояли многочисленные мельницы и мосты, включая Кузнецкий, стояли на ней и производства - ее воду использовали Пушечный и Монетный дворы. Но в половодье от Неглинной не было никакого спасу: эта равнинная неторопливая речка широко разливалась по низинам, затопляя все кругом. Неторопливый нрав, благодаря которому ее назвали еще Самотекой, видимо, имеет свои минусы: уж как разольется, так еще хуже Невы и Терека.
Потом, конечно, город разросся, вода сильно загрязнилась, река обмелела и была укрыта в трубу. Но нрав ее не изменился. Гиляровский писал об этом так:
«Трубную площадь и Неглинный проезд почти до самого Кузнецкого моста тогда заливало при каждом ливне, и заливало так, что вода водопадом хлестала в двери магазинов и в нижние этажи домов этого района. Происходило это оттого, что никогда не чищенная подземная клоака Неглинки, проведенная от Самотеки под Цветным бульваром, Неглинным проездом, Театральной площадью и под Александровским садом вплоть до Москвы-реки, не вмещала воды, переполнявшей её в дождливую погоду. Это было положительно бедствием».
Уже в 20 веке наконец-то сделали новый коллектор и "дух Неглинки" почти успокоился. Почти, но не совсем, потому что еще на моей памяти однажды едва ли не под ногами провалился тротуар в районе Трубной улицы. Воды Неглинки, конечно, остаются невероятно грязными и о том, что там может водиться, рассказывают легенды.