Как умеют эти руки эти звуки извлекать...

Nov 07, 2012 00:10

  Эх, Булат Шалвович, а ведь точнее не скажешь. Этот пост я пишу для chugaylo . Потому, что если есть читатель, то найдётся и писатель или поэт. Работы живописца кто-то должен рассматривать. Если художнику есть что сказать, всегда найдётся ясный взгляд для его творений. И тонкий слух для музыканта.Хотя, призадумавшись, не нужен даже он. Необходимо быть готовым непредвзято слушать.
У меня есть только мой собственный способ, как научиться слышать музыку. Для начала, нужно
родиться в доме, где были звуки, от патефона до магнитофона « Маяк». Звуки сопровождали всё, от праздников до уборок. В Городе с оперным театром, филармонией и консерваторией. Билетами, контрамарками и просто через чёрное кИрИльцо.
Пойти учиться в музыкальную школу, возненавидеть сольфеджио и не прикасаться к пианино never more. Но навсегда приобрести навык слушать сложную музыку. И желание, вот и вся тайна.
  Юдина, Нейгауз, Ойстрах, Коган, Караян, Ростропович, Спиваков, Башмет. Эти имена, эти люди и их руки извлекали неповторимые звуки. Только не нужно ханжески думать, что человек слушающий музыку симфоническую не способен воспринимать всё другое. Джаз, рок, Битлы и прочее звучало и звучит, просто история не о них. История о том, как я пошла на концерт Юрия Абрамовича Башмета и «Солистов Москвы».


Представим, что в некий вечер я вышла из дому в вечернем платье и буцах, избрав в наряде эклектику.

Предположим, что настрой был пасторально романтический, а блески молний добавляли драматизма.

Подскажем, что это был второй мой опыт общения с игрой маэстро вживую. Ни одна запись не передаёт уникального звучания его знаменитого инструмента работы (Поло Тесторе) Paolo Antonio Testore , да и ежу понятно, что интерпретация выбранных произведений рукой маэстро, сегодня, в этом настроении, происходит только здесь и сейчас.

Поясним, что я влюблена в этого музыканта с одиннадцати лет, сначала в него самого, потом в его альт, а с годами всё больше в мгновение их слияния.

Предостережём тех, кто обвинит меня в излишней восторженности, так как не на всякий концерт я иду, трепеща, и возвращаюсь окрылённой.

Итак, когда все «п» произнесены, приступим к концерту.
Мы заняли места после второго звонка. В глубине чёрных кулис музыканты разыгрывались. За гомоном их было совсем не слышно. Но вот пригасили свет и расставленные загодя стулья, на сцене, заняла группа скрипок, скрипок побольше, альтов, виолончелей и огромного контрабаса. Все в чёрном, как стая галок.


Все ждали маэстро. И он не замедлил.


Для начала внесу революционное предложение, садить в ложу осветителей снайпера. Он бы отстреливал всех болтунов и «кашлюнов». В зал поднималась толпа народу, и хоть бы один закашлялся, все вроде здоровые люди. Но стоило музыкантам оказаться на сцене, как они начали свою собачью перекличку и не успокоились, почти до середины первого произведения. Только отстрел, дорогие товарищи. Здорово придумано, я полна идей.
Не стану утомлять себя и вас подробным списком сочинений игранных в первом отделении. Пока зрители выключили все…по очереди, свои телефоны. Пока «мнимые туберкулёзники» закончили свой лай, пока заткнулись все шептуны, музыканты сомкнули круг. Они играли, как играют на репетициях - для себя. Закончили, секундная пауза, перелистнули партитуры и дальше, взмах руки. Я говорю руки потому, что Башмет не пользуется палочкой.


Этой манерой музыканты вводили бессмысленных «хлопальщиков» в заблуждение. А потом, ну как без этого, маэстро ушёл со сцены, пошёл за инструментом, чтобы играть концертино ля-минор Паганинни. И как нежно он клал свой старинный альт на стул.


Стоит закрыть глаза, и вы слышите, как нежный альт рассказывает историю, буквально говорит. Это речь, просто человек позабыл все буквы и интонациями, тембром передаёт мысль. А если глаза открыть маэстро Паганинни стоит прямо там, на сцене. Жаль, что не снят фильм о итальянском музыканте, Юрий Башмет мог бы его сыграть, во всех смыслах этого слова. 


Второе отделение начали вдруг, Моцартом и это надо было видеть. «Ценители» в зале стали понимающе, как заправские музыковеды качать головами, мол, знаем старика Моцарта. И некоторые даже подпевали, просто бред какой-то. Оркестр Спивакова эту вещь играет иначе и на мой вкус лучше. Но куда мне до «экспертов» рядом выше и старушки - дирижёра, справа у моих ног. Их бы я выводила под свет софитов, давала в руки скрипки и под дулом вышеупомянутого снайпера, вежливо просила сыграть, мило при этом улыбаясь. Достали, право слово.
 Музыка - одно из самых абстрактных искусств и необъяснимых удовольствий. Почему текут слёзы, почему голова наполняется образами, почему иной звук пробегает мурашками по спине? Эти вопросы ни к чему. Ибо ответ прост: «Потому». Нет слов, чтобы описать, почему болит душа, когда оркестр возводит величественный храм и альт возносит ввысь луч печальной молитвы.
А кто-нибудь знает, что Юрий Абрамович немного выше меня ростом, обладает низким сексапильным голосом и в консерватории был известен тем, что мог роскошно сбацать Битлов на гитаре. Что он курит и Ростроповича подражает совершенно восхитительно, с хрипотцой произнося : «Слушай старик, что я хочу тебе сказать». Он не небожитель, отнюдь. Но стоит ему положить смычок на «большую» скрипку и рождается что-то величественное, очищающее и вселенское.

В конце маэстро подошёл к краю и сказал : «А сейчас, мы сыграем мало знакомое произведение, а потом я всё объясню» и оркестр урезал «Happy birthday to you». «Солистам Москвы» исполнилось сегодня 5.06 двадцать лет. «Мы получили музыкальные поздравления со всего мира и сейчас вам их сыграем»- сказал маэстро. Они заиграли ту же милодию, но в венском вальсе, потом в чём-то очень итальянском, потом в чардаше. Это было весёлое завершение, нанизанное на нить блистательных бус.


Играйте Юрий Абрамович так долго, чтобы задохнулись все кашляющие и воспаряли духом все жаждущие. Пусть не болят руки, таинственно умеющие эти звуки извлекать.



image Click to view

мои музыки, великая простота

Previous post Next post
Up