Когда я выбирал ВУЗ, куда буду поступать по окончании школы, то мой выбор непременно ложился на учебное заведение, предоставляющее возможность обучения на военной кафедре, со всеми вытекающими отсюда последствиями. А так как хотелось ВУЗ именно химический, то РХТУ им. Менделеева был в списке желаемых институтов № 1.
После 2 лет военной кафедры всех курсантов ждали военные сборы, как факт, непременно вдали от дома. Я проходил сборы в г. Кинешма Ивановской области, на территории военно-полевого лагеря при в/ч 73480.
... Сессия как всегда не успела начаться, а уже и заканчивается, и уже пора собирать большую сумку и вперед, служить Родине. Суматоха, ничего не успеваю, волнуюсь, как бы чего не забыть “самого важного”. Документы, одежда, тетради, мелочи всякие… всего 1 день, рейд по магазинам, круговорот мыслей всяких разных. Впереди месяц той жизни, о которой в принципе бывшие на сборах товарищи рассказывали, но кто знает, каждый по-своему всегда все видит и воспринимает, а как там все на самом деле…
… Темно, вокзал, отдельные кучки “зеленых человечков”, позади прощание с друзьями и родителями, напутственное слово больших начальников, а впереди - мигающие светом фонарей окна поезда, мчащего нас в направлении города невест (мы проезжали Иваново), да только не затем мы туда едем. С удовольствием съеденные домашние бутерброды, чай, пара песен под гитару и отбой. Впервые за долгое время засыпаю, ни о чем не думая. Приснилась она. Я не увижу ее целый месяц…
…В Кинешму приехали утром. Перрон встретил нас лучами солнца, каким-то особенным воздухом и улыбками офицеров местной войсковой части. Местных жителей было мало, но большинство из них с интересом наблюдали, как мы строились, командиры взводов и отделений по 10 раз пересчитывали свой личный состав, то и дело, выкрикивая фамилии отсутствующих.
После некоторых организационных моментов 3 наших взвода выстроились друг за другом и совершили 8-10 километровую обзорную экскурсию походным шагом по городу, т.е. марш-бросок. Пункт прибытия - полевой лагерь на самой окраине Кинешмы. По истечению половины пути стало довольно жарко, любая тень от дерева, растущего на обочине, была в радость.
По прибытию в лагерь мы разобрали свои сумки (их привезли на машине) и стали заселяться в палатки, сооружения из кирпичного фундамента, половых щитов и крыши типа “тент брезентовый”. Очень надежное жилище, скажу я вам! Не один серьезный ливень с сильным ветром, а однажды даже град, выдерживали наши палатки. После заселения, получив армейские котелки с кружками и ложками, мы отправились в столовую, здоровенный ангар, крытый шифером. В последствии это сооружение стало одним из любимейших мест в лагере.
День приезда был очень суматошный, многое пока было непонятно по устройству жизни здесь. Построение на отбой в 22.00 было таким желанным, но тут мне сообщают, что на ближайшие 24 часа я - дежурный по роте, а это означало, что врата в царство Морфея откроются для меня только на следующее утро. Так положено по уставу…
… Присягу мы приняли через неделю, неделю постоянной строевой подготовки и репетиций самого процесса присяги. Как и ожидалось, приехало много родителей, и “права на ошибку мы не имели”, все должно было быть четко и красиво. Вся присяга заняла не больше часа, но чувство торжественности не покидало ни секунды, не смотря на изнуряющую жару и просто невозможность пошевелиться, тем более, стоя в первой шеренге с автоматом.
Обеденный рацион в этот день был немного разнообразнее, чем обычно. К обыденным макаронам с рыбными консервами и супу-рассольнику добавился сок и печенье. Мелочь, а приятно.
Сказать, что следующие три недели прошли моментально - ничего не сказать, и со мной многие согласятся. Видимо, однообразие распорядка дня и ставшие уже привычными обстановка и быт сделали свое дело. Начались 6-ти часовые занятия, проходившие на границе леса и местного аэропорта “Америка”. Теоретические навыки, полученные в стенах военной кафедры, с успехом применялись курсантами РХТУ на местности. Не один день жители окрестных деревень дышали дымами наших учебных дымовых шашек. Общевойсковой защитный комплект (ОЗК) был незаменимым товарищем при прохождении “зараженных участков”. А так же одним из самых незабываемых событий были, конечно же, стрельбы из автомата и пистолета.
В свободное от учебы и нарядов (по столовой, по автопарку и т.д.) время была возможность поиграть в футбол, потягать гантели или просто полежать и почитать книжку. Неоднократно нас посещала продуктовая машина, где можно было купить то, чего никогда не дали бы в столовой. В такие дни свободное время уходило на уничтожение скоропортящихся лакомств, остальное же добро отправлялось в каптерку, про запас.
Иногда нас отпускали в увольнение в город, в день присяги и за заслуги различные. Мне такая радость выпала почти в самом конце сборов. Тогда в “увал” пошло человек 10. доехав на автобусе до Речного вокзала (центр Кинешмы) незамедлительно направились в зарекомендованный бывавшими там товарищами курсантами ресторан “Русская изба”. Армейский лексикон настолько прочно осел в наших головах, что на вопрос официанта “вас рассчитать?” мы ответили “так точно!”. Помимо ресторана погуляли по набережной Волги и по самому городу.
Конец военных сборов - сдача гос. экзамена, состоящего из практической и теоретической части. В это время зарядили дожди, дорожки на территории лагеря превратились в каток с лужами, и стало довольно холодно, но это совершенно не портило настроения, т.к. каждый знал: “скоро домой”. Это осознание заставляло закрыть глаза на все неудобства к которым, по большому счету, уже привыкли. И даже прощальный костер с песнями под гитару и печеной картошкой дождь просто не смог испортить.
… день отъезда. Дождь лил всю ночь, и утром. Если пойдем на вокзал пешком, пятнистая зеленая форма станет однородно-коричневой. После завтрака сказали, пришлют машину. Обрадовались.
Перрон вновь встретил нас. Время до прибытия поезда Кинешма - Москва тянулось очень медленно, будто город не хотел отпускать нас. Голова уже полна мыслями о том, как я вернусь домой, что сделаю и кому позвоню в первую очередь. Одним из самых больших желаний было вдохнуть московский воздух, родной воздух, каким бы он ни был отравленным.
В поезде, поужинав, каждый занимался своим делом: кто-то сразу уснул, кто-то играл в карты. В другом конце вагона играли на гитаре и пели. Я решил пойти сыграть пару полюбившихся всем песен, а потом лечь, как обычно подумать о ней и уснуть, что бы скорее настало завтра. Как потом оказалось, лучше бы это завтра не наступало…
P.S. Выражаю огромную благодарность Горячеву А.В. за моральную поддержку на протяжении долгого времени и Парилову П.С. за взаимопонимание в различных ситуациях.