Перу. Куско - древняя столица Империи Инков: Часть I.

Nov 26, 2014 00:56

Манко Капак и Мама Окйа были детьми Луны и Солнца. Они вышли из вод озера Титикака и отправились искать место для столицы своего нового королевства. Они нашли красивую и плодородную долины. "Быть здесь нашей столице!" - воскликнул Манко Капак и вонзил свой золотой посох в землю. Так согласно легенде был основан город Куско, на языке инков "Q'osqo" значит не больше не меньше, а "пуп всей Земли".

Наше путешествие в Перу началось с этого красочного, яркого, живого и очень пыльного но в тоже время безумного, и я бы даже сказал зашкаливающего своей шизофренией города расположенного в Андах на высоте 3400 метров. В Куско мы прилетели утром, сделав пересадку в Лиме после утомительного шестичасового ночного рейса из Майами. От Лимы до Куско мы летели ровно час. Летели между горных заснеженных пиков Кордильер Южной Америки. Виды из иллюминатора были настолько величественные, что просто захватывало дух. Это были настоящие горы, самые высокие и древние в Новом Свете. За созерцанием такой красоты час прошел быстро и незаметно. Самолет нырнул вниз, круто завалился набок, облетая подножье огромной горы, пилот что-то быстро пролепетал по-испанский, и тут же произошла посадка. "Грасиас, грасиас", и вот мы уже в аэропорту. Ну здравствуй, Куско.

В аэропорту нас должно было дожидаться такси, которое я предварительно заказал через отель. Человека, который нас встречает я увидел сразу. Он стоял с двумя огромными плакатами, на одном было написано мое имя, на другом имя welker. Я подошел к нему и спросил почему у него два плаката, на что он сказал, что за нами едут два самых лучших "лимузина", а два потому, что вы снимаете два люкса, а раз живете в отдельных люксах, то и едете на отдельных машинах. Железная логика, и даже возразить на это было нечего. Но, все же мы решили ехать не кортежем, а в одной машине. Наш встречающий провел Велкера и Шуршика в VIP ложу отеля Casa Andina при аэропорте (она там такая одна) и предложил "лос бебидос", то бишь напитки, а я пошел получать багаж. Пока я ждал свой чемодан, ко мне подходили самые разнообразные люди с самыми различными предложениями. Одни предлагали продать кислородный баллон, вторые хотели подписать меня на тур, третьи утверждали, что мне после полета нужен массаж (таки да он действительно был нужен), а четвертые и вовсе доставали мешок с сушеными листьями кокаинового куста и с таким выразительно-лукавым взглядом тихонько спрашивали: "Soroche? No problema amigo, si si..". Наконец мой чемодан был выплюнут на ленту транспортера, мы вышли из аэропорта и к нам подкатил "лимузин". Это был очень маленький Фольксваген. Немецкая машина в Перу, независимо от размера, это шик. Про это я правда узнал уже позже.

Водитель, который по-английский не понимал ровным счетом ничего, врубил бодрящий регатон, и мы помчались по пыльным пригородам Куско. Шуршик была немного в шоке, так как она ожидала увидеть здесь не страну третьего мира, а некий райский уголок. Велкер просто скучал. Он изредка постукивал по своему айфону, который тут был абсолютно бесполезен. А я был просто счастлив. Это была жизнь. Она была везде. Город был живой. Не вылизанный железобетонный мешок с зелеными точками парков и скверов, а настоящий. С глиняными, покрытыми трещинками, стенами домиков, с ярко красными черепичными крышами, с церквями, в которых никогда не закрываются двери, с собаками, которые гавкают на пешеходов и машины, чувствуя себя здесь равноправными гражданами, с людьми одетыми в пестрые национальные наряды, и наконец с небом, до которого можно просто дотянуться рукой.

До гостиницы мы доехали за пятнадцать минут. Куско - город небольшой. Наше роскошное такси стоило всего ничего - пять долларов. В Америке за такие деньги можно просто сесть в машину и сразу же выйти. Перуанскому комраду-таксисту я дал 100% чаевых. Он был счастлив. И я был рад, что у него день удался. Будучи поклонником Че я люблю давать чаевые трудовому народу. В гостинице приветливый и услужливый метрдотель сообщил нам, что номера будут готовы через час, так как прибыли мы рано, а пока мы ждем, мы можем выпить чаю заверенного на сушеных листьях кокаинового куста. С улыбкой он добавил, что  это абсолютно бесплатно, и чай этот нам обязательно поможет от soroche, горной болезни. Что Вы думаете? Болезнь не наступила. И скорее всего это произошло только благодаря этому волшебному напитку.

Наверно стоит отвлечься и немного рассказать про soroche. До приезда в Куско я читал ужасные истории про то как люди приезжают и их моментально накрывает горная болезнь, некоторых даже помещают барокамеры. Перед поездкой я даже зашел к врачу и взял таблетки, которые пить я так и не стал. И правильно сделал. От этих таблеток пиво кажется сладким, даже IPA, да и вообще происходят разные чудеса. Тем не менее мы все испытали воздействие высоты, и те кто будет говорить Вам, что некоторые люди, которые живут на уровне моря ничего не чувствуют, безусловно врут. Все это чувствуют, но абсолютно по разному. У меня, например, не болела голова как у Шуршика и Велкера, но зато были покалывания в пальцах рук и ног, словно я подключен к электросети низкого напряжения. Мы все не могли быстро ходить и говорить. Мы не могли идти и говорить одновременно. Воздух был разряженный и было ощущение, что  его всегда не хватает. Но, серьезных болезненных ощущений не было никаких. Нам повезло.

Итак, продолжаю рассказ. Комнаты нам наконец выдали. В таком отеле я не жил никогда в жизни. Наш люкс был похож на церковь. В комнате огромное, три на два метра, полотно с Пресвятой Девой Марией, под картиной стол в виде алтаря. Везде церковная живопись. Мысли о сексе в такой комнате улетучиваются мгновенно. Как я потом выяснил, сама гостиница была создана на базе какого-то испанского особняка семнадцатого века. Похоже люди там набожные жили. Возможно, что это даже были инквизиторы. От них осталось множество картин классической школы Куско, которые потом развесили в комнатах гостей, ресторане и лобби отеля.

1. Осмотрев комнаты мы решили прогуляться и вышли на маленькую плазолету перед нашим отелем.

2. К нам сразу же подкатил художник. Нам он представился как  Хорхе. У него был достаточно сносный английский, и он незамедлительно предложил нам купить все его картины. Картины, кстати, у него оказались на удивление очень неплохими. Так сказала Шуршик, а за ее плечами художественная школа и многочисленные выставки. Одну акварель мы даже купили за какие-то жалкие копейки. Хорхе очень обрадовался и подарил мне странную открытку с горой Мачу-Пикчу. Если ее повернуть боком, то будет видно лицо воина инка. Я ее потом покажу. Мы попрощались с Хорхе. Он показал на дорогу в центр города и мы двинулись в путь.

3. Правда, сначала пошли в другую сторону. Куско это запутанный лабиринт маленьких улочек в которых очень легко потеряться. Сразу бросилось в глаза, что практически все дома стоят на фундаментах древних сооружений инка. Чем ближе к центру, тем эти фундаменты более массивные и камни более ровные и отшлифованные.

4. Центр Куско находится намного ниже чем жилые районы. Создается впечатление, что центр города как бы лежит в яме, а на склонах этой ямы живут все люди, которые в городе работают. Очень классный расклад. Ну представьте, из каждого окна "Площадь Красная" видна.

5. Балконы голубого цвета это отличительная черта архитектурного стиля Куско.

6. Также как белые и желтые стены домов колониальной эпохи с красными черепичными крышами. Где-то на этой улице мы зашли в местный ресторан на ланч. Там мы попробовали пирожки с мясом морской свинки , стэйки из альпако и местное пиво "Ла Кускенья".

7. А вот художник, с которым Хорхе наверно работает вместе. Я видел его картины у Хорхе в его портфолио. Специализируется на рисунках перуанских детишек.

8. Около получаса мы блуждали по городу, пока не увидели эту красивую улочку. Решили на нее завернуть. Улица эта официально называется Арекипа, а неофициально - "Путь Гринго". Неофициальное название мне нравится больше. Правда интересно, а русский американец это тоже Гринго?

Посмотрите на кладку фундамента. Ей более чем шестьсот  лет. Камни прилегают друг к другу идеально. Этот фундамент выдержал десятки землетрясения, и ни одной трещинки. А вот то что над ним перестраивалось колонизаторами много раз. Мостовая с каналами водоотвода это тоже дело рук инков. Камешки брусчатки натуральные, а не скрепленные бетоном. Правда, грязь и пыль мешают разглядеть настоящую картину.

9. В конце улицы мы встретили двух местных женщин с маленьким флегматичным альпако.

10. Я попросил их сделать мне фото. Как потом оказалось, они так зарабатывают себе на жизнь. Та что стояла со мной попросила 20 перуанских солей, это около 5 баксов. Ладно, деньги небольшие, не вопрос. Дал двадцатку той, что со мной позировала. А та, которая меня фотографировала, вдруг спрашивает: "а мне"? А я их спрашиваю в ответ, а что вы мол не вместе? Она говорит, что нет. Такую модель бизнеса я не совсем понял, поэтому сказал, что бог завещал делиться, и если сейчас еще альпако попросит 20 солей, то я честно не знаю, что я буду делать.

11. Проходим мимо церкви Ордена Мерседа́рии. Этот католический монашеский орден был основан в 1218 году святым Петром Ноласко. Изначально главной целью ордена был выкуп из мусульманского плена христиан. Название происходит от испанского слова "merced" (милосердие). Это одна из немногочисленных уцелевших мерсидарианских церквей в мире. На данный момент в состав ордена входит всего порядка 500 священников.

12. Выходим на небольшую и уютную плазолету. Маленькая девочка лет пяти помогает родителям зарабатывать деньги, начищая ботинки туристам и местным жителям.

13. Пришли. Наконец нашему взору предстало сердце Куско - Plaza de Armas (Пласа-де-Армас). Сердцем оно является как буквальном так и в переносном смыслах. Дело в том, что город Куско был спланирован и построен великим Пачакутеком таким образом, что его границы представляют собой форму пумы, священного животного, которому поклонялись древние инки. Можно на Гугле посмотреть, форма границ не поменялась и поныне: крепость Саксайуйаман представляет собой голову священной пумы, Пласа-де-Армас сердце, и наконец район Кориканча, где находится знаменитый храм солнца, завершает форму города узкой и длинной полоской, которая по форме и пропорциям напоминает длинный кошачий хвост.

14. В период расцвета Империи Инков, название площади звучало как Уакайпата, а сама площадь была раза в два больше ее нынешнего размера. После захвата Куско испанцами в 1533-м году и окончательного краха империи, большая часть старой площади была застроена постройками новых поселенцев. Колонизаторы сначала разграбили, а потом и вовсе снесли все древние дворцы вокруг площади, возведя на их фундаментах новые христианские храмы. Так например, центральный Кафедральный Собор Куско был построен на фундаменте дворца инков Виракоча. Посмотрте на ступеньки к храму, они очень древние

15. Иезуитская церковь La Campania стоит уже несколько столетий на камнях дворца полководца  Уайна Капака.

16. Колокольня церкви Ордена Мерсидарии мимо которой мы уже проходили. Кстати, церковь эта была также когда-то воздвигнута на древнем фундаменте, но в злосчастном для Куско 1650-м году она была полностью разрушена землетрясением. Фундамент выстоял. Землетрясения, а они в Куско не редкость, несколько раз повреждали иезуитскую церковь и кафедральный собор. Что интересно, в древних фундаментах храмов не было обнаружено даже трещинки.

17. Все постройки колониального периода вокруг площади превращены в рестораны, бары и отели.

18. Рестораны в районе площади хоть и абсолютно недорогие по нашим меркам, и еда там очень вкусная, но уж очень эти заведения рассчитаны на западного туриста. Если вы хотите попробовать настоящую перуанскую кухню, то Пласа-де-Армас не лучшее для этого место.

19. Недалеко от площади находится еще один основной городской храм - собор Святого Франциска.

20. Площадь патрулируется полицией. Полицейские в Куско к своей профессии относятся с уважением, у многих неплохой английский. Те кто английским владеет хорошо служат в престижном подразделении "Policia turistica".  Вообще, Куско показался мне абсолютно безопасным городом.

21. От площади отходят многочисленные маленькие улочки.

22. По ним бегают деловые барбосы. В Куско очень много собак, но все собаки дружелюбные.

23. Сначала я думал, что все эти псы бездомные. Как оказалось, все собаки на учете и их кто-то кормит. В Перу абсолютно другое отношение к животным. Перуанцы не считают, что собака должна сидеть дома, или ее надо выгуливать. Собака гуляет днем сама. Бегает в стае с друзьями, занимается сексом, как групповым так и индивидуальным, иногда дерется, контролирует те места где можно получить косточку или кусочек мяса, и избегает тех от кого можно просто получить. Вечером собака возвращается в дом, ужинает, и отправляется на службу. Служба заключается в том, что целую ночь собака сидит на крыше дома и охраняет дом хозяина. И так как на всех крышах по собаке, то они могут координировать усилия по задержанию вора, а также могут ночью с друг другом общаться, перекликаясь звонким лаем. Местные жители на это внимания не обращают. Туристы сходят с ума.

24. Как я уже сказал барбосы эти очень дружелюбные и всегда пытаются познакомится в надежде на подачку. Полицию они правда не очень любят. Полицейские частенько гоняют псов из центра.

25. В Куско много людей, которые ходят в национальных нарядах. Вот например эта бабушка с глазами Оззи носит шляпу, платок и юбку, по форме, цвету и узору которых можно сказать к какому роду она принадлежит и в какой области Перу жили ее предки.

26. Пока мы гуляли по площади погода испортился и зарядил дождь.

27. Туристы рассыпались по ресторанам и барам, остались только те, кто напялил на себя целлофановые пончо-дождевики. Погода в Андах непредсказуема. Тучи ходят между гор как в лабиринте, поэтому трудно сказать какая погода будет в следующие несколько часов.

28. Когда мелкая морось переросла в конкретный ливень мы поняли, что нужно возвращаться в отель, но решили подождать пока дождь немного поутихнет и переждать его в центральном Кафедральном Соборе, заодно его и осмотреть. Внутри собор оказался в раз пять больше чем можно было предположить по его фасаду. Последняя реставрация собора была закончена в 2002 году и с благословения Папы миру были представлены уникальные работы ранней художественной школы Куско, в которых библейские мотивы плотно переплетались с культурой и мифологией инков.

29. Вот например, на этой картине Иисус и апостолы трапезничают морской свинкой на Тайной Вечере.

30. Пресвятая Дева Мария в юбке в виде остроконечной горы и младенец в таком же наряде символизируют две священные для инков горы Мачу-Пикчу и Уайна-Пикчу. По легенде божества инков жили на вершинах гор. Поэтому, приняв христианство, потомки инков решили, что и Богородица не является в этом плане исключением.

31. А вот еще очень интересный экземпляр. Распятие смуглого Иисуса. В народе его трепетно называют Señor de los Temblores Господь землетрясений, известный также на языке кечуа как Таитача Темблорес. По легенде распятие спасло город от бедствий, которые могли возникнуть после землетрясения 1650 года. Эта статуя является одной из главных святынь Кафедрального собора Куско, располагаясь в капелле Сеньор-де-лос-Темблорес, а также одной из главных святынь Южной Америки. Каждый год в праздник Входа Господа в Иерусалим статуя Повелителя землетрясений  участвует в торжественных процессиях. Статуя была подарена городу в середине XVI века испанским королем Карлом I. В результате позднейших реставраций, производимых мастерами школы Куско, лик Христа приобрел смуглый оттенок, а сама статуя индейские черты, традиционные для этой школы. Венчающая Христа корона весит около полутора килограмм и отлита из чистого золота.

32. Дождь успокоился и мы побрели обратно в отель по узким улочкам Куско. Дышать стало легче. Казалось. что воздуха стало больше. На самом деле дождь просто прибил городскую пыль.

33. В отеле нам растопили камин.

34. Мы уселись в удобные кресла, выпили пару стаканчиков нашего, уже любимого, чая из листьев кокаинового куста и отправились спать. Завтра предстояло путешествие в Мачу-Пикчу и проснуться нужно было в четыре часа утра.

Так прошел наш первый день в стране Перу и древней столице инков Куско.