Нажиться напоследок?

Dec 29, 2012 10:36

Оригинал взят у amir_mahmudovв Нажиться напоследок?

В следующем году  мы сmанем свuдеmелямu  mреmьей за nоследнее десяmuлеmuе  круnномасшmабной волны nрuваmuзацuu.  Не скажу, чmо в промежуmках между «волнами», нuчего nодобного не nроuсходuло. Имущесmво «уводuлu». Оmкрыmо, а чаще nо-muхому. Но эmо былu едuнuчные случаu, больше nохожuе на есmесmвенный nроцесс, чем на nолулегальную nрuваmuзацuю. Ожuдаемая в эmом году nрuваmuзацuя nо своuм размерам усmуnum волне nрuваmuзацuu начала 90-х. Но nревзойдеm nо сmеnенu наглосmu u бесnрuнцunносmu.  Класс месmных «сверхбогачей», нуворuшей  nочувсmвовалu свою сuлу u безнаказанносmь nосле «мuрного захваmа» всех ключевых uнсmруменmов уnравленuя. Подмяв nод собсmвенные uнmересы уnравленческие сmрукmуры , надзорные органы, лuшuв граждан досmоверной uнформацuu, онu решuлu нажumься на городе еще раз - хоmя бы наnоследок.

Вот так всегда: нам не хватает  социального, правового знания, и этот дефицит мы хотели бы восполнить доступной, достоверной информацией. Но нам ее дают дозировано, словно боятся побеспокоить нашу психику. Придется  нам опять впоследствии говорить и писать о третьей  в нашей истории безудержной волне увода всего того, что еще осталось. И тогда  власть окончательно «обнулится», а городское состояние уменьшится в размерах, возвращаясь к положению известному нам как «состояние банкротства».  После этого вопрос о власти можно будет не ставить ввиду полного отсутствия таковой.  Будущим депутатам и главе впору заниматься философией,  литературой и поэзией в рамках культурной автономии. Городу ничего не принадлежит.

Состоятельное предательство

Прочитал интересную книжку Е.П. Карновича «Замечательные богатства частных лиц в России» (1874г), которая подробно описывает русские состояния, их происхождение и расцвет. В аннотации к книге высказана мысль, которую приведу здесь:

« Онъ начинаетъ свое историческое изслѣдованiе со времени Московскихъ Государей(… )с временъ Петра I-го, то есть съ той поры, когда отдѣльные представители дворянскихъ родовъ начали вдругъ, благодаря царской милости, богатѣть въ небывавшихъ дотолѣ размѣрахъ, черезъ раздачу помѣстныхъ и вотчинныхъ имѣнiй. Изслѣдованiе это кончается временемъ Павлa I. Онъ былъ послѣднiй Государь, который роздавалъ безпредѣльно щедро имѣнiя, и создавалъ крупныхъ богачей изъ самыхъ бѣдныхъ людей. -- Изслѣдованiе это написано легко, живо, читается съ живѣйшимъ интересомъ, и для всякаго любителя старины можетъ имѣть положительную цѣну. Да даже и для не любителя старины оно представляетъ интересъ. Читая имена такихъ богачей какъ Меншиковъ, Суворовъ, Потемкинъ, и исторiи ихъ богатствъ, сравнивать ихъсъ меценатами нынѣшняго времени, разбогатѣвшими на желѣзнодорожныхъ парахъ -- не только интересно, но даже назидательно!..»

http://az.lib.ru/k/karnowich_e_p/text_0070oldorfo.shtml

Обобщений всего два.
       Первое. В подавляющем большинстве случаев  богатства  местных частников составлялись исключительно за счет муниципалитета. И второе. В 90-е местные богачи в массе своей могли сделать свои состояния наследственными, но некоторые разорялись сами, и не только благодаря азартной игре и кутежам, большинство дробилось или начинало свой бизнес заново. Чаще всего банкротство было вызвано потерей (отсутствием) необходимых связей в городском управленческом механизме. Попытки вкладывать средства в новый «бизнес»,  не из «бизнеса» полученные, не приносили сверхприбылей.  Имущество (собственность)  делилось, предпринимательство мельчало.  Влиять на исполнительную власть при таком раскладе было невозможно. На первый план выходили руководители крупных и средних предприятий, сумевших своевременно выкупить акции приватизированных работниками предприятий, за бесценок и направивших капиталы предприятия на личное обогащение, путем создания многочисленных схем увода средств через многочисленные фирмы-посредники.
       Короче, не повезло нам в прошлом веке с провинциальной «буржуазией». Не везет и сейчас. Современные предприниматели рассматривают свой бизнес как ресурс, а не как капитал. Это обстоятельство сыграло ведущую роль в том, что бизнес-элита не сформировалась в качестве исторической силы, имеющей собственные долгосрочные цели, связывающие будущее  со своей страной.
       В самом начале нынешнего века на арену вышла  сверхбогатая элита, стремительно обогатившаяся за счет муниципалитета и потому правдами и неправдами стремившаяся прибрать к рукам эту власть. За время неконтролируемого профицита бюджета,  эта элита обогатилась еще больше - на различных поставках (подрядах, заказах, тарифах) для нужд муниципального образования или граждан. Власть  шла на поводу и у этой элиты, иногда преднамеренно, а иногда вынужденно прикрываясь модной западной идеологией, основой которой, тогда был прогрессивный, прибыльный, социально-ответственный капитализм. Нувориши стремительно набирали вес и популярность, за счет мелких подачек чиновникам и социальным сферам города. Пришло время, когда разбогатевшая элита поняла, выгоднее самим управлять распределительным процессом и напрямую влиять на решения власти.

Это принесет:

- дополнительные прибыли своему  бизнесу или бизнесу аффилированных компаний .

- даст возможность за счет «грамотно распределенных средств» влиять на конкурентов, понуждая их к обязательному сотрудничеству в пользу своих компаний.

- сэкономит средства своего бизнеса,  выделяемые на различные социально-значимые проекты. Это бремя можно переложить на плечи бюджета, путем внесения (инициирования) на утверждение представительного органа различных  проектов социально-культурного значения.

- предоставит уникальную возможность контролировать имущественные и земельные вопросы муниципалитета и решать их в пользу собственного бизнеса или бизнеса аффилированных (заинтересованных) компаний в форме скупки, приватизации, распределения муниципальных земель и имущества.

-  даст возможность влияния на нормативную и ценовую политику муниципалитета, от определения цены муниципального имущества, выставляемого на продажу (приватизацию) до установления различных тарифов (сборов) с горожан.

- доступ к ценнейшей информации о собственности муниципалитета.

- персональная защита, вкупе с защитой собственного бизнеса, от некорректного давления  (проверок, разбирательств, расследований и т.д.)со стороны надзорных  (фискальных)органов.

В принципе все, что  может дать представительная «демократия», находящаяся  в руках бизнес - элиты, не отягощенной социальной ответственностью за будущее города.  Единственным сдерживающим фактором может стать исполнительная власть, не обремененная собственным бизнесом или иными бизнес - интересами. Все это  мы видели (видим) и пережили на собственном  опыте. Казалось бы, этого уже должно быть достаточно, чтобы такую ошибку не повторять. Время показало, что власть - лакомый кусочек для бизнес - сообщества и отдавать ее без боя они не собираются.  Сверхбогатые наконец-то получили возможность пользоваться муниципальной собственностью так, как им хочется, такой шанс они не упустят .

Март-2: Реванш сверхбогачей

Чем март 2008-го отличался от этой картины? Названием идеологии, поскольку механизм  с действенной общественной инфраструктурой и позитивной информационной базой искусственно созданной властью вокруг всего бизнес-сообщества города был спроектирован. Образ предпринимателя-благотворителя,  думающего о будущем города, стал ассоциироваться с многочисленными примерами истории благотворительности российского купечества. Предпринимательское сословие заняло свою нишу в социальной иерархии городского общества, как состоятельная элита, обладающая качественными элементами гражданской ответственности.  Это дало возможность открыто влиять на умы и настроения горожан. 
       Второе. Март 2004-го отличался от марта 2008-го исходным статусом олигархической элиты. На этот раз она выросла исключительно внутри (и с помощью) самой  власти (муниципалитета), осознав возможности сверх обогащения, сделав ее (муниципальную власть) своей единственной целью и сдав  город сначала на демонтаж, а потом - в управление на принципах клановости, кумовства и круговой поруки.
       Основой внутренней политики  муниципалитета стала приватизация (во всех ее проявлениях) и остается ею до сих пор. Приватизация, как идеология и политическая программа (а не только юридическое мероприятие) - это легитимация и легализация скачкообразного, исторически «мгновенного» перехода муниципальных (государственных)  богатств в частные руки. То есть реального сверх обогащения. Идеологически этот переход якобы возмезден, является средством чего-то большего и происходит через продажу (передачу) имущества. На деле он фактически безвозмезден (цена создания богатства не уплачивается никогда). А цена реальной, рыночной стоимости  умышленно занижена. Власть - является окончательной целью и осуществление властных полномочий происходит не только через приватизацию имущества, но через контроль над финансовыми потоками и муниципальными издержками.

Глава - чужак среди сверхбогачей?

Сегодня элита сформирована фактически и ненавязчиво контролирует исполнительную и представительную власть, нередко сама ею являясь. Контролирует и главу, публично соблюдая основы политеса.  Утверждать высокую степень зависимости ( марионеточности)  действующей власти  не буду по двум причинам. Первое - исполнительная власть сама яркий представитель класса богачей. Второе - руководство города принимает прямое непосредственное участие в «грамотном» распределении (продаже, передаче, приватизации) того самого муниципального имущества (как минимум инициирует эти процессы). Последнее обстоятельство заставляет нас с особым пессимизмом  готовиться  к мягкому  кулуарному (общенародному) демонтажу народной власти  через какое-нибудь «развитие демократии», « совершенствование политической системы».  Поскольку смешанная система выборов депутатов представительного органа, «разукрупнение» округов  есть не только воля властьпридержащих , но и обязательный ресурс приватизации, как политической программы сверхбогатых.
    Современная богатая элита города  заслуживает социально-политической характеристики. Это совсем не благотворительное купечество, хотя все время пытается мимикрировать под нее, изображая из себя «меценатов», «благотворителей» и прочих «попечителей». В том числе в лице своих избранных представителей. Сверхбогатая элита в принципе деятельностно бездарна, но винить ее в этом нет смысла, так как у нее другие цели.
       Сверхбогатая элита вся не видна - она как айсберг. К ее умелой идеологической маскировке относится как миф о «власти, которая  мешает бизнесу», так и миф о «коррупции, которая мешает государству». Власть, которая находится в руках сверхбогатой элиты, никак не может ей мешать. А так называемые «коррупционеры» - отдельные внесистемные дураки. Их дом - тюрьма. Большинство управленческих администраторов просто принимает «правильные решения» в своих и в интересах своих партнеров .
       В систему, выстроенную сверхбогатой элитой и исключительно для нее, не укладывается только один элемент: народ, граждане.  Ведь его сначала тщательно дурили, а потом отбирали тех, кто живет по правилам бизнеса - мы вам деньги вы нам голоса. И все получилось, но что-то  затем, пошло не так.  И это «что-то» заключено в самом устройстве власти и муниципалитета,  как конструкции, позволяющей и одному человеку - если он личность - влиять на ход истории.
Если он, конечно, личность...

Previous post Next post
Up