Между серпом и молотом (часть IV)

May 16, 2015 21:53

Начало тут.

Звёзды видели мы днём -
Звёзды в небе над Кремлём…

Детский идеологический стишок.

Фигура именуемая «звезда» сложна даже чисто геометрически. Если круг - это всегда круг, а квадрат - всегда квадрат, то звезда может менять и форму, и количество отростков.

Несмотря на дурную репутацию, звезда присутствует во всех мировых религиях. Шестиконечная «звезда Давида», составленная из двух треугольников - могендовид (щит Давида) - ныне символ иудаизма.



Могендовид на флаге Израиля.

Христианство своей считает восьмиконечную звезду и называет её «Вифлеемской» или «звездой Богородицы». По апокрифическому преданию, звезда такой формы указывала путь волхвам к месту рождения Иисуса. В память о ней мы ежегодно украшаем звёздами верхушки рождественских ёлок.



Стилизованная звезда Богородицы стала эмблемой Министерства по чрезвычайным ситуациям России.

А в исламе звезда самый ходовой символ после полумесяца, причём лучей у неё может быть сколько угодно.



У турецкой звезды пять лучей…



…у азербайджанской - восемь…



…а у малазийской - четырнадцать.

Самой же широкой популярностью пользуется звезда пятиконечная, она же пентаграмма или пентакль.

Достоверная её история начинается в Шумере (ну, а где же ещё?!), в IV тысячелетии до нашей эры. Первые изображения пентакля найдены на печатях правителей Урука и символизировали, как считается, власть над земным миром. Само собой, самопроизвольно ни один символ появиться в царской геральдике не мог. Для этого было необходимо, как минимум, благословение со стороны жреческой верхушки, поскольку, в те времена любой земной владыка рассматривался лишь как заместитель бога на земле. И притязания на власть считались обоснованными только тогда, когда «кандидат в цари» получал статус помазанника.

Верховным божеством шумеров, хранителем законов мироздания и старейшиной совета богов был Ан. Он старейший из богов, существовавший уже тогда, когда небо ещё не было отделено от земли. Ан обитает на верхнем, седьмом небе и является источником вселенской стабильности и порядка. Он даёт всем Мирам законы, которые надлежит чтить и исполнять. Символом Ана, как законодателя, и была звезда. Продолжателями дела Ана на земле считались цари династии Урука, а потому им была пожалована звезда, как символ преемственности в деле обеспечения законности по аналогии Ан - на небе, царь - под небом.

У старичка Ана тем временем подрастала дочь Инанна (Госпожа неба; на многочисленных наречиях Месопотамии, Ближнего Востока и Северной Африки её имя так же будет звучать, как Нана, Анунит, Астарта, Ашторет, Иштар). Впрочем, отцовство Ана в данном случае - вопрос дискутабельный. По мере укрепления культа Инанны, за эту почётную роль будут бодаться полтора десятка претендентов (свечку держать им не будем, поскольку для нашей темы это принципиального значения не имеет).

А он - культ - разросся настолько, что Инанна вытеснила отца на задворки мифологической жизни и сама заняла одну из ведущих позиций в шумеро-аккадском пантеоне. Потеснила она не только Ана. Например, библейский царь Соломон, которого авраамические религии до сих пор считают мудрейшим из людей, в конце жизненного пути откровенно начхал на Иегову и стал исповедовать Инанну (под именем Астарта):

4. Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его.
5. И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской.
6. И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его (3 книга Царств, глава 11).

Инанна сочетала в себе функции богини плодородия, любви и войны одновременно; это она насылает любовный и воинский экстаз… Да-да! Те самые «эрос» и «танатос», общей природой которых пытается постигнуть загадки человеческой психики фрейдизм! Теперь поняли, для чего венский филиал вполне солидной ложи «Бнай брит» пригрел сколовшегося врачишку-неудачника Сигизмунда Фройда? Его устами… нет, не так - от его имени гойскому стаду рассказали старую месопотамскую сказочку про государыню Иштар. Фактически, Фрейд, не называя имён, в тёмную, реанимировал её культ. Благо, Инанна запросто может быть и покровительницей психологии.

Инанна - повелительница эмоций; плоды её деятельности незримы и не имеют форм - это мимолётные состояния в глубине человеческой души. Глобально, Инанна олицетворяет женское начало и стихийные силы природы. В силу последнего, Инанна зачастую вступает в конфликты с богами-созидателями, неся разрушение и хаос и сводя на нет их творческие начинания.

Кроме перечисленного, Инанна ещё и богиня планеты Венера. Венера является третьим, после Солнца и Луны, по яркости небесным телом обозримого невооружённым глазом земного наблюдателя небосвода. Её траектория среди неподвижных звёзд, входящих в зодиакальные созвездия, представляет собой именно пентакль. Полный цикл Венеры с возвратом в исходную точку занимает 40 лет, однако, периоды совпадений положения Венеры относительно Солнца в других знаках зодиака происходят каждые 8 лет. При этом, четыре года из восьми она является утренней «звездой», предшествуя восходу Солнца, и четыре - вечерней, появляясь сразу после заката.

Такого объяснения генеза пентакля, как графического отображения пути Венеры среди неподвижных звёзд, придерживается, например, масонская традиция. Детально этот вопрос разбирают в своих трудах историки масонства Кристофер Найт и Роберт Ломас, а конспективно и не всегда точно пересказывает укравший у них идею «Кода да Винчи» Дэн Браун.

Итак, мы подошли к первому промежуточному финишу: пятиконечная звезда символизирует планету Венера; впервые этот символ появляется в шумерском Уруке, где обозначает сперва старейшину богов Ана, а затем покровительницу этой планеты - богиню Инанну.

Центральным в мифологии Инанны становится сюжет о нисхождении богини в преисподнюю.

Однажды, Инанна отправилась в Мир мёртвых, проведать свою сестру Эрешкигаль, выданную замуж за владыку подземного царства Нергала, и поприсутствовать на погребении небесного быка Гугальанна. Но, оказывается, что находящаяся на последнем сроке беременности Эрешкигаль не особенно рада появлению сестры. Она объявляет, что Инанна может посетить её владения только «на общих основаниях», то есть должна умереть.

Инанна проходит семь врат подземного мира (в шумерской космогонии было 7 небес Верхнего мира, которым зеркально противостояли 7 уровней Нижнего мира). У каждых из врат она вынуждена отдать их хранителям что-то из своих украшений и одежд. Но у Инанны каждая деталь туалета является ещё и амулетом, придающим ей божественных сил, и, отдавая их, богиня лишается магической защиты. В результате, когда обнажённая Инанна предстаёт перед сестрой, она падает замертво от одного взгляда царицы преисподней.



Инанна в полном своём парадном облачении.

Труп Инанны подвешивают за ребро на крюк. Жизнь во Вселенной замирает… И тут выясняется, что Эрешкигаль наказала сама себя - без Инанны все процессы плодоношения прекратились и она теперь вечно должна терпеть родовые муки!

Деликатную ситуацию берётся разрулить добрый бог Энки. Наковыряв грязи из-под ногтей, он творит двух бесполых существ - плакальщика и пересмешника - и отправляет их к Эрешкигаль. Уродцы облегчают муки подземной царицы и объясняют, что если не оживить Инанну, то она никогда не разрешится от бремени.



Достоверно не известно, но считается, что плакальщик и пересмешник устроили перед страдающей Эрешкигаль какое-то шоу, поэтому их портреты в виде трагической и комической масок стали символом театрального искусства.

Эрешкигаль оживляет сестру живой водой и соглашается отпустить с условием, что та пришлёт вместо себя замену.

Инанна проходит путь через семь врат ада в обратной последовательности, получая от хранителей свои вещи назад. А наверху видит безобразную сцену, что её муж Таммуз (Думузи) нисколько не скорбит о ней, а, напротив, превесело проводит время. Взбешённая Инанна тут же назначает его заместителем вместо себя и духи ада утаскивают его в преисподнюю.

Но и без Таммуза на земле дела пошли не очень - наступило что-то вроде вечной осени. Пожертвовать собой взялась его сестра Гештинанна. С тех пор Таммуз проводит в преисподней всего полгода - на земле в это время случаются осень и зима. А другие полгода вместо него в аду пребывает Гештинанна и пока Таммуз и Инанна вместе, на земле всё цветёт и размножается.

У шумеров культ Инанны будет заимствован семитами. И претерпит кардинальные изменения. Инанна - в семитском произношении Иштар - из принципиальной девственницы превратится в шлюху, а из покровительницы любви - в царицу ночи. Её мифология начинает распухать от списков её любовников, как божественных, так и смертных.



Иштар - царица ночи (сова стала её символом задолго до того, как греки приписали эту птицу Афине).

Изменяется не в лучшую сторону и культ Иштар. Во главу угла выносится миф о её путешествии в преисподнюю. Со временем, этот миф примитивизируется и приобретает выраженный календарный характер. Инсценировка этого сюжета становится ежегодной и начинает сопровождаться изуверским ритуалом.

Должность «заместительницы Иштар» становится выборной - на роль богини назначается самая красивая девушка. Кстати, нынешние конкурсы красоты берут своё начало именно отсюда - у них за последние пять тысяч лет даже правила не сильно изменились.

Для начала соискательницы «божественной» вакансии должны были предстать пред очами судейской коллегии в чём мать родила, дабы жреческое жюри могло убедиться, что они не имеют физических изъянов, несовместимых со статусом воплощения богини (сейчас этот этап конкурсов красоты стал менее зрелищным, поскольку конкурсанткам предписано дефилировать в купальниках). Далее, тем, кто не отсеялся, надлежало продемонстрировать не только наружную красоту, но и богатство гипотетического внутреннего мира. На нынешних выборах королев красоты эта стадия присутствует в сильно редуцированном виде и представляет собой набор произвольных заданий на интеллект и общее развитие. А в Вавилонии это был суровый экзамен, ведь, кандидатке на роль богини надлежало от зубов знать её роль. Соответственно, жрецы с пристрастием экзаменовали участниц по вопросам религии, проверяли, сколько они знают на память священных гимнов, как ориентируются в магических формулах… В финале претендентки появлялись в самых ослепительных своих нарядах - будущее живое воплощение богини должно было быть не только смазливым само по себе, но и уметь нести себя в тяжеленом золотом облачении.

Срок полномочий победительницы, как и сейчас, составлял один год. За это время её в буквальном смысле носили на руках и засыпали дорогими подарками. По его окончании ей надлежало стать заменой Иштар в загробном мире. Для этого инсценируется путешествие в Мир мёртвых.



Главная улица Вавилона называлась «Дорога Процессий», она начиналась у «Ворот Иштар» (на фото) и заканчивалась у зиккурата, который, благодаря авторам «Ветхого Завета», мы знаем под именем «Вавилонская башня».

В ходе торжественной процессии псевдоИштар поднимается на семиступенчатый зиккурат. На каждом этаже она отдаёт стражам часть своих украшений и на верхнем уровне предстаёт совершенно обнажённой. Здесь с ней делают то же самое, что по мифу сделали с Иштар в загробном царстве - подвешивают за ребро на крюк, вбитый в стене.



Зиккурат в Уруке - ему 5000 лет, а он нуждается лишь в косметическом ремонте!

Мучительная смерть может длиться почти сутки, после чего несчастной жертве отрубают голову, сдирают кожу и верховный жрец, натянув её на себя, выходит к народу с радостной вестью, что теперь у Иштар есть заместительница в загробном мире. Скажете, что, уж, эта-то часть ритуала сейчас не работает - чай, не в V тысячелетии до нашей эры живём… ага, как бы не так! Про «проклятие «Плейбоя»» слышали? За 49 лет его существования скоропостижными, необъяснимыми смертями закончилась жизнь 52-х «девушек с обложки» (победительниц ежемесячного эрзац-конкурса красоты, проводимого редакцией журнала). С выводами помогать не буду - сами, надеюсь, справитесь…

Известие о том, что жертва принята, сопровождается взрывом ликования, которое плавно перерастает в самую разнузданную оргию. Обильно сдобренная алкоголем и наркотиками толпа предаётся немыслимым половым извращениям с явным уклоном в садо-мазохизм.

Непременным условием празднества является кровопролитие, а потому участники совмещают секс с нанесением себе многочисленных порезов. Беснующаяся толпа буквально умывается кровью. Наиболее ретивые идут на самокастрацию - из них, в память о бесполых уродцах, выторговавших её у Эрешкигаль, формируется пополнение служителей храма Иштар.

У нормальных людей оргия в честь Иштар не способна вызвать ничего, кроме приступа тошноты и отвращения. Это хорошо свидетельствуют авторы «Ветхого Завета», для которых «Вавилонская блудница» становится воплощением всех пороков и нарицательным именем всех противоестественных извращений.

В период расцвета культа Иштар, её знак становится в Вавилонии самым популярным оберегом - пятиконечную звезду начинают изображать не только на царских печатях, но и на стенах лавок для удачной торговли и защиты от грабителей.

Вавилон в то время был не только мировым центром торговли, но и крупнейшим культурным центром. Здесь сосредотачиваются знания со всей тогдашней Ойкумены. В этом коктейле идей рождается и принимает те формы, в которых знаем его мы, оккультизм.

Логике тёмных гностических учений не соответствовал добрый солнечный Таммуз в качестве супруга кровожадной Царицы ночи. Их адепты начинают искать ему более подходящую замену. Кандидатом в супруги Иштар становится переднеазиатский Бел, он же Баал, он же Балу.

Бел означает «хозяин, владыка». Первоначально это местечковый покровитель и в каждом городе имеется свой Бел. По мере централизации происходит и унификация культа. «Эталонным» Белом становится божество финикийского города Тира.

На этом этапе Бел из локального «хранителя очагов» становится повелителем плодородия и войны, владыкой неба и богом-оплодотворителем. Ритуалы поклонения ему включают экстатические радения, оргии и нанесение себе множественных резаных ран, а потому и не мудрено, что его культ легко совмещается с аналогичным культом Иштар.

Мореплаватели-финикийцы разносят культ Бела по всему Средиземноморью. Во времена пророка Илии им заражаются евреи - под именем Ваала Бел попадёт в «Ветхий Завет». Культ Бела евреи доведут до логического конца - ему станут приносить человеческие жертвоприношения. Причём, не рабов или пленников, а… собственных детей. Скудная, неплодородная местность «земли обетованной» была не в силах прокормить бурно растущее население и его излишки решено было утилизировать под маркой религии. «Лишних» младенцев стали сжигать во славу Бела в специальных печах-тофетах. Причём, в «нерабочее время» тофеты являлись, как бы мы сейчас это назвали, «местом массовых гуляний» - сюда будут ходить семьями на прогулки, бегать на свидания влюблённые:

30. Ибо сыновья Иуды делают злое пред очами Моими, говорит Господь; поставили мерзости свои в доме, над которым наречено имя Мое, чтобы осквернить его;
31. и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило.
32. За то вот, приходят дни, говорит Господь, когда не будут более называть место сие Тофетом и долиною сыновей Енномовых, но долиною убийства, и в Тофете будут хоронить по недостатку места.
33. И будут трупы народа сего пищею птицам небесным и зверям земным, и некому будет отгонять их (Книга пророка Иеремии, глава 7).



Мозаичный пол со сценой жертвоприношения из синагоги Бет-Альфа (III-IV век, раскопан в 1929 году, тщательно замалчивается по соображениям толерантности) - первый жертвователь кидает в тофет не овцу, а сопротивляющегося ребёнка.

Один из «титулов» Бела/Баала - Баал-Зебуб (Повелитель мух) - доживёт в искажённой форме до наших дней и станет одним из имён дьявола - Вельзевул.

Однако, в Египте, в котором было ого-го сколько собственных герметических культов, у Бела появляется соперник - верховный бог Нового царства Амон. Амон был созвучным Таммузу солнцебогом и покровителем плодородия. Последнее символизировала баранья голова с массивными рогами, с которой он изображался. Казалось бы, тёплое, позитивное, соляное божество, но египетские гностики-дуалисты додумались до доктрины, что у всего в этом мире должен иметься антагонист, своего рода противовес с противоположным знаком. У солнцебога Амона-Ра таким антагонистом стал Амон-Нетер.

Амон-Нетер - «чёрная» ипостась Амона-Ра. Если Амон-Ра являет себя в виде живительного Солнца, то Амон-Нетер скрыт от глаз людских, он «пребывает во всех вещах, суть всех явлений». Если Амон-Ра - это свет, то Амон-Нетер - это тьма. Если Амон-Ра - это плодородие, то Амон-Нетер - это похоть-пустоцвет. Если Амон-Ра - это порядок, то Амон-Нетер - это хаос. Если Амон-Ра - это абсолютное добро, то Амон-Нетер - это абсолютное зло...

Одним словом, очень даже подходящая партия для садистки-нимфоманки Иштар. Ну, а поскольку, несмотря на незначительные внешние различия, сущность у обоих культов была одна, то не мудрено, что они срослись и довольно органично дополнили друг друга.

Разумеется, не обошлось без евреев. Им Амон-Нетер тоже пришёлся по душе, но беда была в том, что у евреев уже было живое воплощение греха - ритуальный козёл, на которого «возлагались» грехи народа израилева.

В праздник Йом Кипур к иудейскому первосвященнику приводили двух одинаковых козлов. Первосвященник по жребию одного козла приносил в жертву, а на другого символически возлагал поднакопившиеся за прошедший год грехи еврейского народа. После этого козла «отпускали» в пустыню, дабы, он унёс на себе груз грехов - от этого действа пришла в наш язык идиома «козёл отпущения», которую мы ныне употребляем в переносном смысле, обозначая невиновного человека, на которого списали чужие просчёты. А чтобы прόклятое животное не вернулось невзначай домой, его отводили подальше в пустыню и сбрасывали для верности со скалы, которая называлась Азазель. Это название нам хорошо знакомо благодаря колоритному персонажу из «Мастера и Маргариты» и экранизированному опусу Акунина.

И два носителя абсолютного зла наложились друг на друга: у Амона баранья голова, символизировавшая плодородие, сменилась головой козла отпущения - дьявол приобрёл узнаваемые формы. Таковая рокировка очень даже прижилась, тем более, что силуэт козлиной головы куда как лучше вписывался в символ Амона-Нетера, чем силуэт бараньей. А таковым символом была… ну, разумеется, пятиконечная звезда! Это тоже объяснялось дуалистической доктриной: Амон-Ра - это день и Солнце, Амон-Нетер - это безлунная ночь, обозначенная звездой.

Хотя, справедливости ради, надо отметить, что в Египте, в простонародье этот знак более ассоциировался с другим богом, собакоголовым Анубисом - правителем Царства мёртвых, богом смерти и бальзамирования, хранителем и повелителем ядов и лекарств. Тоже ничего хорошего… и тоже вписывается в нашу тему, особенно, с учётом того, каким способом из Ленина сделали чучело.



Христианский дьявол - собирательный персонаж…



…обязательными атрибутами которого являются козья морда и пентаграмма.

Пентакль, ориентированный двумя лучами вверх, ставший со временем самым узнаваемым символом антагониста Бога и главного врага рода человеческого, изображал не только стилизованную козлиную морду, но и падающую с неба звезду - именно в таком виде, по мнению христиан, был низвергнут с небес много возомнивший о себе экс-ангел Денница. Хотя реальное небесное тело, давшее нам такую фигуру как пентакль, никуда на самом деле с небосвода не свалилось и благодаря Венере у дьявола появилось ещё одно имя.

Как мы говорили, в ходе своего 8-летнего цикла Венера 4 года является утренней «звездой», предваряющей восход, и другие 4 года - вечерней, вспыхивающей после захода. Собственно Венерой считался «вечерний» её вариант, а «утренний», предшествующий восходу, имел отдельное название - Несущая свет. На латыни это звучит как Люцифер. Именно «несущий свет» Люцифер был основным объектом поклонения упомянутых в самом начале иллюминатов, чьё название переводится с латыни как «освещённые».

Начав свою историю 5500 лет назад в Шумере как символ миропорядка и власти, пентаграмма последовательно «освящала» собой изуверские культы, поклонявшиеся тёмным силам и практиковавшие человеческие жертвоприношения и садистские оргии. Эта традиция вполне логично привела к тому, что в христианские времена пятиконечная звезда стала однозначным символом сатанизма и ничем иным.

И именно этот знак протащил Лев Давидович Троцкий в геральдику Советского государства. 18 июля 1918 года, на следующий день после расстрела Царской семьи (сколько интересно ещё мы найдём «совпадений»?), своим приказом он сделал кровавую пентаграмму официальным символом Красной армии. Причём, в первоначальном варианте, она предполагалась быть повёрнутой двумя лучами вверх - не поленитесь вернуться на главу выше и всмотритесь повнимательнее в кокарду образца 1918 года. Как её ни крути, если плуг будет стоять на пашне как надо, то вверх у звезды окажутся задранными два «козлиных» рога.

Та же картина на первом советском ордене. Звезда на нём наполовину скрыта полотнищем флага, но, даже не имея художественного образования, не трудно домыслить, что вверх смотрят два её луча.



Орден Красного знамени.

Разница между простой кокардой и орденом огромна - орден это уже другая категория. Если наркомкрасвоенмор мог своим волевым решением установить для подвластного ему ведомства какую угодно символику, то дизайн ордена - это уже компетенция государства, поскольку орден продолжение государственной символики. Выходит, что указ Троцкого от 18 июля 1918 года был не личным актом эпатажа, а государственным решением с кем надо согласованным и кем надо одобренным.



Пентаграмма в круге со вписанным в неё кругом перекочевала на советские деньги из книги «Практическая магия» - мои ровесники помнят, что тот же дизайн имели октябрятские звёздочки.

Лишь к 1920-м годам звезду постепенно приведут в тот вид, в котором она и сейчас является эмблемой нашей армии - её поставят одним лучом вверх. В таком виде звезда символизирует человека.



Ручки, ножки, огуречик - получилась пентаграмма (иллюстрация из книги «Практическая магия»).

Увы, и этот символ не назовёшь светлым и жизнеутверждающим. Он обозначает человека, но символизирует не подобие Божие, а греховное начало, людскую слабость и порочность. Словом, всё то, что относится к тёмным сторонам наших душ, к тем областям, в которых властвует хозяин перевёрнутого пентакля…

Продолжение следует.

Орлов Владимир.

геральдика, знаки и символы правят миром, герб

Previous post Next post
Up