Уважаемый Владимир, хотел бы выразить свое восхищение и благодарность за ваш монументальный труд! Обилие фактов, неожиданные открытия, почти детективный сюжет - все это доставило большую радость при прочтении истории о нашем дорогом бицефале )). А как красиво заканчивается материал! На какой возвышенной ноте! Прекрасно ). Буду с радостью следить за вашим дальнейшим творчеством.
Что касается моего крошечного материала по истории двуглавого орла, то это скорее некие упражнения для ума. Более шутка, нежели попытка прояснить ситуацию. Слищком все запутано и потеряно в седой старине. Я много лет занимаюсь изучением индо-буддийского региона - его мифологии, религий, философских воззрений. Написал диссертацию, посвященную культу Ганеши-Ганапати. Потом изучал вопрос взоимоотношений девов и асуров в индийской мифологии. Сейчас пишу работу по вопросу тапаса - древнеиндийской аскетической системе (если просто сказать). И всякий раз сталкиваясь с любым символом или мифом я понимаю, что он настолько многослоен и труден для понимания, что каждый человек имеет право понимать его по своему разумению, и это тоже будет правильная трактовка. Поэтому и возникли всякого рода идеи о "смысловой многослойности" в сакральных текстах любой эпохи - начиная от текстов пирамид, "Божественной комедии" и заканчивая нью-эйдж эзотерики с идеями о матрице. Поэтому я искренне считаю, что в вопросах трактовки смысла символа двуглавого орла нет и не может быть однозначного ответа. Каждая трактовка будет верной и неверной одновременно. И в этом красота самого символа )). Но уверен, что вы это все и без меня знаете.
Что касается вашего исследования образа двуглавого орла, то ку меня возникло множество вопросов, все их задавать не буду, попробую разобраться сам. Но главный вопрос - правильно ли я понял вашу трактовку этого образа? Вы делаете вывод, что все птицы мировой мифологии (и просто орлы, и двуглавые) - суть одна птица, которая венчает символическую вершину мирового дерева? И что его бицефальность - просто дуплицирование образа раздвоенного хвоста его антипода змеи Гарафены (имеет ли смысл вспомнить тут Мелюзину)? Бесспорно, это красивая трактовка! Если я все правильно понял, не кажется ли вам, что вы сняли некую смысловую напряженность с образа именно "двуглавости"? Насколько я знаю, образ небесной птицы есть в мифологических представлениях любого этноса в любую эпоху. Но далеко не везде это именно образ двуглавой птицы. Мне все-таки кажется, что сваливать все образы птиц в один и сверху крепить ему две головы - не полный ответ на заданную тему. Нужно поискать ответ именно на вопрос - что вкладывалось именно в символ двуглавости!
Пока я читал ваше замечательное исследование, у меня родилась одна смешная трактовка двуглавости птицы, которая восходит своими корнями к оккультной тантрической анатомии (она же йогическая), развитой в Древней Индии. Сюда же аккуратно легли образы дерева и змеи в его основании. Чтобы не забыть (да и просто развлечься) попробую написать об этом в своем журнале. Вместе посмеемся )).
Удачи вам в ваших исследованиях! С уважением, Антон Даусон.
Здравствуйте, Антон! Рад нашему знакомству! Спасибо за отзыв!
«Каждая трактовка будет верной и неверной одновременно. И в этом красота самого символа ))»
Вы абсолютно правы, что любой символ - многослоен. Ведь это максимум информации, впрессованный в носитель минимального объёма. У свастики, вон, 144 мистических смысла (из которых в РФ знают только про один - тот, который попадает по 282-ю статью;-)). Не соглашусь только с тем, что каждая трактовка может быть и верной, и неверной. Они все верные. Просто, в определённых условиях одна «работает», а остальные нет. Это как связка ключей. Они все похожи друг на друга, но каждый ключ подходит только к своему замку. Т.е. в замочную скважину вставить можно все ключи из этой связки, но дверь откроется только одним. Ценность остальных ключей от этого не теряется, т.к. они открывают другие двери. А прикол в том, что есть универсальный ключ от всех дверей, но…
«все птицы мировой мифологии (и просто орлы, и двуглавые) - суть одна птица, которая венчает символическую вершину мирового дерева?»
Нет, Вы неверно поняли. Птиц в мифологии полно. Одна из них сидит на вершине Мирового Древа. Но сам образ Мирового Дерева с венчающей его птицей и копошащимся среди корней пресмыкающимся, настолько распространённая мифологема, что эта птица стала нам известна под множеством имён - Ан Зу, Сен, Симург, Хресвельг, Гагана… Налицо развитие образа из одного источника и лишь пополнение его местным колоритом у разных народов. Т.е. какие-нибудь стимфалийские птицы или Сирин с Алконостом - это не наш искомый «Вершинник», это совершенно самостоятельные образы. А наш герой, под каким бы именем нам не встретился, легко идентифицируется по ряду специфических признаков: 1) живёт на вершине Мирового Древа, 2) первая птица на земле, 3) связан с божеством грозы, 4) имеет металлические когти… N) имеет две головы (факультативно).
«его бицефальность - просто дуплицирование образа раздвоенного хвоста его антипода змеи Гарафены»
Во-первых, скорее наоборот. Небеса - всегда эталон, а нашим убогим Миркам (Среднему и Нижнему) остаётся лишь подражать им. Во-вторых, голова, всё-таки, важнее. Поэтому, видимо, это Гарафена отрастила второй хвост в противовес второй голове Гаганы. А вот откуда у Гаганы (и прочих) взялась вторая голова - тут думать надо! Версия, про Ан Зу - похитителя Таблиц судеб лично мне видится натянутой…
«что вкладывалось именно в символ двуглавости»
Сейчас основная версия, что это разновидность близнечного мифа. Доведённого до абсурда, так сказать. У меня своя теория: мы все графические символы рассматриваем в двух плоскостях. Соответственно, и воспринимаем их двумерными и плоскими. А что если взглянуть на это дело в 3D? Буквально, на прошлой неделе беседовал с одним раввином и он натолкнул меня на такую мысль, что звезду Давида на плоскости изобразить нельзя. Её надо рассматривать в трёхмерном пространстве и там получится, что составляющие её треугольники не напластаны друг на друга, а их плоскости расположены под углом 90 градусов. А это уже совсем другая фигура по сравнению с плоскостным могендовидом. Видимо, и здесь что-то подобное. А второе к чему я пришёл - это то, что предки-то наши рисовали не птичек и не деревца, а энергетические потоки. Хресвельг, ведь, не просто крыльями машет, а именно создаёт потоки энергии. Наша Макошь всегда изображается с двумя птицами в руках - символ того, что она возвращает небу энергию земли. И т.п. Это какими же гениями надо быть, чтобы до этого, вообще, додуматься и, тем более, суметь изобразить графически! А мы, дегенераты, даже их элементарных схем понять не можем(((
Владимир, спасибо за такой подробный ответ. Мне очень импонирует ход ваших мыслей. Я даже думаю развить его и попробовать связать в одну концепцию со своим представлением о двуглавой птице. Для написания такой статьи нужно время, два-три дня думаю хватит. Потом обсудим и покопаем глубже.
Что касается вашего представления о "связке ключей", то решусь несного его развить. На мой взгляд, Символ - не дверь, а его трактовка - не ключ, который ее открывает. Символ - это матрешка, основное значение которого уходит в глубь самое себя )). Один ключ (читай, одна трактовка) объясняет одну куклу, другая трактовка - другую куклу, и так до разумной бесконечности (хотя, конечно, мне хочется верить, что трактовки символов не бесконечны и имеют объяснение на каком-то очень высоком уровне).
Более того, я когда писал небольшую заметку в своем жж, где выразил мысль, что все символы нужно рассматривать только применительно к своему сознанию (своей жизни, своей индивидуальности и т.д.). Другими словами, все символы, мифы, священные тексты, заповеди и т.д. нельзя выносить за пределы собственного тела. Для древних мудрецов величие символа было равно пропорционально его применению к своему индивидуальному (не хочу писать духовному) развитию. Я сейчас излагаю мысль довольно сумбурно, но обещаю вам написать заметку, в которой подробнее и куда яснее опишу свою идею. Так вот именно с этой точки зрения было бы здорово проанализировать образ Мирового дерева с птицей наверху и змеей - у корней. Но это, конечно же, будет просто эксперимент, не более того. Слишко стар этот образ и труден для понимания.
Прочитав ваш ответ, я все-таки не увидел в нем объяснение именно "двуглавости" нашей птицы. Не уходите на поиск "Вершинников" в мировой культуре. Важно пробовать разобраться именно с двумя головами! Будет ли это просто интерпретация близнечного мифа, или это историческая правда (как в случае с разрубанием ворон) или что-то еще?
Мне очень понравилось ваш вывод о том, что двуглавая птица связана с образом героя. Это дает мне повод вернуться к своим заметкам и продолжить размышление немного в другую сторону.
Про рассмотрение символа в 3D - это мне знакомо. Когда я жил в буддийском монастыре в Непале, мой учитель часто заставлял меня рассматривать мандалу как трехмерное сооружение. Очень, скажу я вам, тренирует терпение и силу воли ))). Нашего бифефала тоже можно поместить в геометрию Лобачевского и найти там не одного орла с двумя головами, а двух (или более) орлов, находящихся на одной линии с линией глаз смотрящего. Это забавно, но не более того.
Пожалуйста, развейте идею о символах как графемах энергетических потоков! Очень мне нравится эта мысль! И нравятся ваши эмоции относительно важности понимания этих идей )). Вот только про дегенератов вы зря. Мы же все-таки пытаемся ))).
Что касается моего крошечного материала по истории двуглавого орла, то это скорее некие упражнения для ума. Более шутка, нежели попытка прояснить ситуацию. Слищком все запутано и потеряно в седой старине. Я много лет занимаюсь изучением индо-буддийского региона - его мифологии, религий, философских воззрений. Написал диссертацию, посвященную культу Ганеши-Ганапати. Потом изучал вопрос взоимоотношений девов и асуров в индийской мифологии. Сейчас пишу работу по вопросу тапаса - древнеиндийской аскетической системе (если просто сказать). И всякий раз сталкиваясь с любым символом или мифом я понимаю, что он настолько многослоен и труден для понимания, что каждый человек имеет право понимать его по своему разумению, и это тоже будет правильная трактовка. Поэтому и возникли всякого рода идеи о "смысловой многослойности" в сакральных текстах любой эпохи - начиная от текстов пирамид, "Божественной комедии" и заканчивая нью-эйдж эзотерики с идеями о матрице. Поэтому я искренне считаю, что в вопросах трактовки смысла символа двуглавого орла нет и не может быть однозначного ответа. Каждая трактовка будет верной и неверной одновременно. И в этом красота самого символа )). Но уверен, что вы это все и без меня знаете.
Что касается вашего исследования образа двуглавого орла, то ку меня возникло множество вопросов, все их задавать не буду, попробую разобраться сам. Но главный вопрос - правильно ли я понял вашу трактовку этого образа? Вы делаете вывод, что все птицы мировой мифологии (и просто орлы, и двуглавые) - суть одна птица, которая венчает символическую вершину мирового дерева? И что его бицефальность - просто дуплицирование образа раздвоенного хвоста его антипода змеи Гарафены (имеет ли смысл вспомнить тут Мелюзину)? Бесспорно, это красивая трактовка! Если я все правильно понял, не кажется ли вам, что вы сняли некую смысловую напряженность с образа именно "двуглавости"? Насколько я знаю, образ небесной птицы есть в мифологических представлениях любого этноса в любую эпоху. Но далеко не везде это именно образ двуглавой птицы. Мне все-таки кажется, что сваливать все образы птиц в один и сверху крепить ему две головы - не полный ответ на заданную тему. Нужно поискать ответ именно на вопрос - что вкладывалось именно в символ двуглавости!
Пока я читал ваше замечательное исследование, у меня родилась одна смешная трактовка двуглавости птицы, которая восходит своими корнями к оккультной тантрической анатомии (она же йогическая), развитой в Древней Индии. Сюда же аккуратно легли образы дерева и змеи в его основании. Чтобы не забыть (да и просто развлечься) попробую написать об этом в своем журнале. Вместе посмеемся )).
Удачи вам в ваших исследованиях!
С уважением, Антон Даусон.
Reply
Рад нашему знакомству! Спасибо за отзыв!
«Каждая трактовка будет верной и неверной одновременно. И в этом красота самого символа ))»
Вы абсолютно правы, что любой символ - многослоен. Ведь это максимум информации, впрессованный в носитель минимального объёма. У свастики, вон, 144 мистических смысла (из которых в РФ знают только про один - тот, который попадает по 282-ю статью;-)). Не соглашусь только с тем, что каждая трактовка может быть и верной, и неверной. Они все верные. Просто, в определённых условиях одна «работает», а остальные нет. Это как связка ключей. Они все похожи друг на друга, но каждый ключ подходит только к своему замку. Т.е. в замочную скважину вставить можно все ключи из этой связки, но дверь откроется только одним. Ценность остальных ключей от этого не теряется, т.к. они открывают другие двери. А прикол в том, что есть универсальный ключ от всех дверей, но…
«все птицы мировой мифологии (и просто орлы, и двуглавые) - суть одна птица, которая венчает символическую вершину мирового дерева?»
Нет, Вы неверно поняли. Птиц в мифологии полно. Одна из них сидит на вершине Мирового Древа. Но сам образ Мирового Дерева с венчающей его птицей и копошащимся среди корней пресмыкающимся, настолько распространённая мифологема, что эта птица стала нам известна под множеством имён - Ан Зу, Сен, Симург, Хресвельг, Гагана… Налицо развитие образа из одного источника и лишь пополнение его местным колоритом у разных народов. Т.е. какие-нибудь стимфалийские птицы или Сирин с Алконостом - это не наш искомый «Вершинник», это совершенно самостоятельные образы. А наш герой, под каким бы именем нам не встретился, легко идентифицируется по ряду специфических признаков: 1) живёт на вершине Мирового Древа, 2) первая птица на земле, 3) связан с божеством грозы, 4) имеет металлические когти… N) имеет две головы (факультативно).
«его бицефальность - просто дуплицирование образа раздвоенного хвоста его антипода змеи Гарафены»
Во-первых, скорее наоборот. Небеса - всегда эталон, а нашим убогим Миркам (Среднему и Нижнему) остаётся лишь подражать им. Во-вторых, голова, всё-таки, важнее. Поэтому, видимо, это Гарафена отрастила второй хвост в противовес второй голове Гаганы. А вот откуда у Гаганы (и прочих) взялась вторая голова - тут думать надо! Версия, про Ан Зу - похитителя Таблиц судеб лично мне видится натянутой…
«что вкладывалось именно в символ двуглавости»
Сейчас основная версия, что это разновидность близнечного мифа. Доведённого до абсурда, так сказать. У меня своя теория: мы все графические символы рассматриваем в двух плоскостях. Соответственно, и воспринимаем их двумерными и плоскими. А что если взглянуть на это дело в 3D? Буквально, на прошлой неделе беседовал с одним раввином и он натолкнул меня на такую мысль, что звезду Давида на плоскости изобразить нельзя. Её надо рассматривать в трёхмерном пространстве и там получится, что составляющие её треугольники не напластаны друг на друга, а их плоскости расположены под углом 90 градусов. А это уже совсем другая фигура по сравнению с плоскостным могендовидом. Видимо, и здесь что-то подобное.
А второе к чему я пришёл - это то, что предки-то наши рисовали не птичек и не деревца, а энергетические потоки. Хресвельг, ведь, не просто крыльями машет, а именно создаёт потоки энергии. Наша Макошь всегда изображается с двумя птицами в руках - символ того, что она возвращает небу энергию земли. И т.п. Это какими же гениями надо быть, чтобы до этого, вообще, додуматься и, тем более, суметь изобразить графически! А мы, дегенераты, даже их элементарных схем понять не можем(((
Reply
Что касается вашего представления о "связке ключей", то решусь несного его развить. На мой взгляд, Символ - не дверь, а его трактовка - не ключ, который ее открывает. Символ - это матрешка, основное значение которого уходит в глубь самое себя )). Один ключ (читай, одна трактовка) объясняет одну куклу, другая трактовка - другую куклу, и так до разумной бесконечности (хотя, конечно, мне хочется верить, что трактовки символов не бесконечны и имеют объяснение на каком-то очень высоком уровне).
Более того, я когда писал небольшую заметку в своем жж, где выразил мысль, что все символы нужно рассматривать только применительно к своему сознанию (своей жизни, своей индивидуальности и т.д.). Другими словами, все символы, мифы, священные тексты, заповеди и т.д. нельзя выносить за пределы собственного тела. Для древних мудрецов величие символа было равно пропорционально его применению к своему индивидуальному (не хочу писать духовному) развитию. Я сейчас излагаю мысль довольно сумбурно, но обещаю вам написать заметку, в которой подробнее и куда яснее опишу свою идею. Так вот именно с этой точки зрения было бы здорово проанализировать образ Мирового дерева с птицей наверху и змеей - у корней. Но это, конечно же, будет просто эксперимент, не более того. Слишко стар этот образ и труден для понимания.
Прочитав ваш ответ, я все-таки не увидел в нем объяснение именно "двуглавости" нашей птицы. Не уходите на поиск "Вершинников" в мировой культуре. Важно пробовать разобраться именно с двумя головами! Будет ли это просто интерпретация близнечного мифа, или это историческая правда (как в случае с разрубанием ворон) или что-то еще?
Мне очень понравилось ваш вывод о том, что двуглавая птица связана с образом героя. Это дает мне повод вернуться к своим заметкам и продолжить размышление немного в другую сторону.
Про рассмотрение символа в 3D - это мне знакомо. Когда я жил в буддийском монастыре в Непале, мой учитель часто заставлял меня рассматривать мандалу как трехмерное сооружение. Очень, скажу я вам, тренирует терпение и силу воли ))). Нашего бифефала тоже можно поместить в геометрию Лобачевского и найти там не одного орла с двумя головами, а двух (или более) орлов, находящихся на одной линии с линией глаз смотрящего. Это забавно, но не более того.
Пожалуйста, развейте идею о символах как графемах энергетических потоков! Очень мне нравится эта мысль! И нравятся ваши эмоции относительно важности понимания этих идей )). Вот только про дегенератов вы зря. Мы же все-таки пытаемся ))).
Reply
Leave a comment