Горная фантазия равнинных обитателей-6 (часть VI)

Jan 26, 2017 22:02

Начало тут.

ГДЕ ЖИВЁТ БОГ?

Над небом голубым
Есть город золотой
С прозрачными воротами
И с яркою звездой

А в городе том сад
Всё травы да цветы
Гуляют там животные
Невиданной красы…

А. Волохонский «Рай»

Хитромудрый, как и избранный им народец, Иегова предпочитал о местах своей дислокации не распространяться, но судя по косвенным свидетельствам, оно тоже было где-то тут, на северных горах.



В.М. Васнецов «Саваоф».

Свидетельствует пророк Исайя:

Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» («Книга пророка Исайи» XIV: 12-14).

Ключевые слова - север, гора, высоты облачные (то есть либо гора высока настолько, что достаёт вершиной до облаков; либо над ней стоит постоянная низкая облачность).

Исайе вторит Иов. По нему север - особенная часть света, созданная во время творения первой:

Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем. Он заключает воды в облаках Своих, и облако не расседается под ними. Он поставил престол Свой, распростер над ним облако Свое («Книга Иова» XXVI: 7-9).

Север здесь уже не просто одна из сторон света - это нулевая координата творения. Он берётся за точку отсчёта и остальные направления пространства прилепляются к нему, как второстепенные. И, логично предположить, что свой престол Саваоф воздвиг именно там - на севере. Впрочем, иногда Он, как бы невзначай, сам подтверждает нашу догадку:

Тогда позвал Он [Господь] меня [пророка Захарию] и сказал мне так: смотри, вышедшие в землю северную успокоили дух Мой на земле северной («Книга пророка Захарии» VI: 8).

Более того, местами иудео-христианский Бог сам напрямую идентифицирует себя с севером - посчитайте какого направления недостаёт в нижеприводимом списке:

…Ибо не от востока и не от запада и не от пустыни [южной] приходит повышение. Но Бог есть судья: одного он понижает, а другого повышает («Псалтырь», псалом 74: 7-8).

После этого становится понятно, почему, когда надо явить себя людям, Господь появляется с северной стороны:

…Было слово Господне к Иезекиилю, сыну Вузия, священнику, в земле Халдейской, при реке Ховаре; и была на нем там рука Господня. И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него («Книга пророка Иезекииля» I: 3-4).

Обитателей северных земель, проживающих в непосредственной близости к престолу Господню, Иегова периодически посылает вразумлять народ израилев - они Его главное орудие воспитания избранного, но непослушного племени:

И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли. Ибо вот, Я призову все племена царств северных, говорит Господь, и придут они, и поставят каждый престол свой при входе в ворота Иерусалима, и вокруг всех стен его, и во всех городах Иудейских («Книга пророка Иеремии» I: 14-15).

Так говорит Господь: вот, идет народ от страны северной, и народ великий поднимается от краев земли; держат в руках лук и копье; они жестоки и немилосерды, голос их шумит, как море, и несутся на конях, выстроены, как один человек, чтобы сразиться с тобою, дочь Сиона. Мы услышали весть о них, и руки у нас опустились, скорбь объяла нас, муки, как женщину в родах. Не выходите в поле и не ходите по дороге, ибо меч неприятелей, ужас со всех сторон («Книга пророка Иеремии» VI: 22-25).

А от себя лично Саваоф, как северный обитатель, запросто может наслать на непочтительные территории «злые зимы и пагубные морозы» (в предыдущей главе мы перечислили всех его коллег с аналогичными способностями):

От юга приходит буря, от севера - стужа. От дуновения Божия происходит лед, и поверхность воды сжимается. Также влагою Он наполняет тучи, и облака сыплют свет Его, и они направляются по намерениям Его, чтоб исполнить то, что Он повелит им на лице обитаемой земли. Он повелевает им идти или для наказания, или в благоволение, или для помилования («Книга Иова» XXXVII: 9-13).

Но, если Его не злить, то Он может так дохнýть теплом, что даже горы растают:

Когда Ты совершал страшные дела, нами неожиданные, и нисходил, - горы таяли от лица Твоего. Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него («Книга пророка Исайи» LXIV: 3-4).

Аллегория, скажете… метафора… красивый оборот речи, не имеющий никакого даже намёка на события ледникового периода… может быть - вопрос спорный; пусть это выясняют так называемые «учёные» - всякие там библеисты-иверологи. Мы будем исходить только из аксиом. А аксиома такова, что иудео-христианский Бог обитает на вершине самой высокой горы:

И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима («Книга пророка Исайи» II: 2-3).

Нет, это не тот Иерусалим имеется в виду, который расположен в нынешнем Израиле. И не та гора Сион. Почитайте повнимательнее Писания - Сион это лишь модель «горы дома Господня»; значимость её определяется тем, что на ней стоит Храм, модель «дома Господня».

А говорит пророчество о грядущем небесном граде - Новом Иерусалиме:

И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их («Откровение святого Иоанна Богослова» XXI: 1-3).



Видение Небесного Иерусалима Иоанном Богословом.

Главным отличием Нового Иерусалима от старого будет отсутствие Храма, поскольку сам Господь будет там жить совместно с человеками (разве нужен заменитель, когда имеешь доступ к оригиналу?):

Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его («Откровение святого Иоанна Богослова» XXI: 22).

Небесный Иерусалим нисходит с небес и смертному не понятно где большей частью он расположен - на земле или на небе:

И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию («Откровение святого Иоанна Богослова» XXI: 10-11).

А какую ещё для обитания гору может выбрать себе божество, если не Мировую? И не мудрено, что в русской традиции Христос помещается не на канонические Сион или Фавор, а прямиком на исконный наш Алатырь:

…Белый Латырь-камень всем камням мати.
На белом Латыре на камени
Беседовал да опочив держал
Сам Исус Христос, Царь Небесный,
С двунадесяти со апостолам,
С двунадесяти со учителям;
Утвердил он веру на камени,
Распущал он книгу Голубиную
По всей земле, по вселенный, -
Потому Латырь-камень всем камням мати («Голубиная книга»).

На Мировой горе, как мы помним, должно произрастать Мировое древо:

И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов («Откровение святого Иоанна Богослова» XXII: 1-2).

Древо жизни, вообще-то, уже давно, ещё в начале времён, было посажено в райском саду:

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла (Книга «Бытие» II: 8-9).

Дерево познания добра и зла при Дереве жизни играло роль стражника. Вкусив плоды Дерева жизни, люди бы стали бессмертными. Но они, по наущению змея, выбрали не то дерево и съели не тот плод и Древо жизни стало сокрыто для них. Лишь после второго пришествия оно вновь явит себя человечеству во всей красе посреди центральной улицы Небесного Иерусалима. Кстати, давайте зададимся вопросом, а змей-искуситель не был ли той «змеёй, заклятий не ведающей», что таилась среди корней дерева Хулуппу; не Нидхёгг ли его звали?



Древо жизни в христианской интерпретации.

Дерево жизни плодоносит 12 раз в год, причём каждый месяц разными плодами - всеплодность отличительная черта Мирового древа. И даже листья его приносят исцеление от всех болезней - это тоже особенность Мирового древа. Тем более, что между его корней расположен источник Реки воды жизни. Она берёт начало у престола Иеговы, а потом делится на четыре рукава:

Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат (Книга «Бытие» II: 10-14).



В классической иконографии райский сад изображается растущим не на равнине, а на склонах каких-то гор; на них же берут начало четыре реки, общий источник которых аллегорически обозначен человеком с кувшином (миниатюра из сборника гомилий Иакова Коккиновафского).

Увы, в эдемском саду надолго представители нашего биологического вида не задержались. Упомянутый выше змей соблазнил праматерь нашу Еву плодом Дерева познания, Ева совратила Адама и Господь выставил их вон из рая.

И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни (Книга «Бытие» III: 24).

Так-так-так… если Бог имеет резиденцию на севере, на Мировой горе, то получается, что на восток от этого места находится… наше Лукоморье! Ориентир, по которому его можно определить, мы помним - это то место, где полугодовую тьму полярной ночи рассекает «пламенный меч» первого солнечного луча.

И тут надо сделать ещё одно лирическое отступление. Наблюдательный мой читатель мог бы уже задаться вопросом - а не встал ли я на позиции голого рационализма? Не пытаюсь ли я, локализуя божественную обитель на земле, умалить значение самого божества? Не хочу ли проявления божественной сущности свести к игре природных процессов?

Нет; я по-прежнему остаюсь верующим человеком, понимающим, что божественная природа непостижима несовершенным человеческим разумом. Понимаю я и то, что Бог не нуждается в хрустальном дворце на вершине стеклянной горы, поскольку он мистическим образом одновременно находится во вселенной «повсюду и нигде». А, по большому счёту, Он и есть Вселенная.

Но людям очень хотелось быть похожими на Бога и хотелось, чтобы Бог был похож на них. И они наделили Его своими качествами. А, уподобив Бога себе, они стали считать, что Он имеет те же потребности, что и они. И одной из божественных доминант люди посчитали потребность в жилье. И все, не сговариваясь, сошлись во мнении, что Богу в качестве обители подходит только величайшая из гор - Мировая. И, опять же не сговариваясь, на роль Мировой горы люди назначили ледник. Только потому, что ни с чем более, с одной стороны, грандиозным и величественным, а, с другой стороны, пугающим и чужеродным на теле планеты, человечество за всю свою историю не встречалось.

Конец VI части.

Орлов Владимир.

ледниковый период, попытки разобраться, история врёт

Previous post Next post
Up