У многих моих коллег-жэжэистов есть рубрики типа «Коротюльки» или «Мысли впись», куда депонируют они свои мимолётные озарения - ценные в плане дальнейших размышлений идеи, не дозревшие пока до оформления в полноценные статьи
( Read more... )
Утка и Яйцо (надо полагать, золотое), отсылают нас к мифическому началу времён, а конец Иглы, в этом случае, практически тоже, что и космологическая сингулярность в современной физике. Сундук висящий на дубе на двенадцати цепях - образ, скорей всего, связанный со временем, как в одной загадке, описывающей одновременно и год, и мировое дерево:
«Стоит столб до небес, на нём 12 гнёзд, в каждом гнезде по 4 яйца, в каждом яйце по 7 зародышей» или «Выросло дерево от земли до неба, на этом на дереве 12 сучков, на каждом сучке 4 кошеля, в каждом кошеле по 6 яиц, а седьмое красное».
Кощей, владыка подземного царства, Чернобог, в сказке «Иван Быкович» упоминается как отец Чуд-юд, муж змеихи-ведьмы, т.е. имеет змеиную природу. Лежит он на железной кровати с закрытыми веками, которые ему поднимают двенадцать могучих богатырей.
Кощей во многом близок др.-греч. Хроносу:
Хронос (др.-греч. Χρόνος, «время») - божество в древнегреческой мифологии и теокосмогонии. Действует в орфической теогонии, порождает Эфир, Хаос и Эреб. У орфиков Нестареющий (как и Кощей) Хронос именуется также Гераклом и Драконом-Змеем (также змееподобный). Хронос порождает Эфира и Хаоса и делает из них серебряное яйцо. Из него вышел перворожденный из богов Фанет (другие имена его - Эрот, Метис, Эрикапей), который родил первое поколение богов.
В другом источнике, этот же орфический миф, воспроизводится, как возникновение из Мирового Яйца, плавающего в водах, Фанеса, божественного творца, сияющего, как солнце (аналогичный образ Митры-Фанеса, Зевса-Гелиоса-Митры-Фанеса).
Из всего этого, я делаю вывод о том, что Кощей, в числе прочего, бог времени и его создатель, поэтому и бессмертный, древнейший бог, убить которого можно только, отправившись в самое начало, во время предшествующее сотворению мира.
Происхождение имени Кощей, остаётся лингвистической загадкой, хотя слово кощей, означает "пленник", или точнее "связанный". Возможно Кощей понимался, либо как "пленник" удерживаемый в нижнем/потустороннем мире (чему есть очень много параллелей в мифологии), либо, учитывая его предполагаемую связь со временем, как "связывающий" (как и посредник Митра).
Но самое интересное, что удалось найти, это то, что прото-слав. časъ (русс. час), обозначает конкретно "время". В родстве с ним др.-прусс. kīsman "время", алб. kohë "время", а прото-балт.-слав. слово реконструируется, как *keʔs-, и это означает, что имя Кощей восходит, как минимум, к временам балто-славянской общности, а то и к более ранним, т.к. есть ещё и п.-и.-е. реконсрукция *k(ʷ)eh₁s- с тем же значением "время". Ещё лингвисты в родственные формы, относят и русс. год.
12 богатырей, открывающие ему веки (12 месяцев, Дед Мороз, Новый Год,...).
«Стоит столб до небес, на нём 12 гнёзд, в каждом гнезде по 4 яйца, в каждом яйце по 7 зародышей» или «Выросло дерево от земли до неба, на этом на дереве 12 сучков, на каждом сучке 4 кошеля, в каждом кошеле по 6 яиц, а седьмое красное».
Кощей, владыка подземного царства, Чернобог, в сказке «Иван Быкович» упоминается как отец Чуд-юд, муж змеихи-ведьмы, т.е. имеет змеиную природу. Лежит он на железной кровати с закрытыми веками, которые ему поднимают двенадцать могучих богатырей.
Кощей во многом близок др.-греч. Хроносу:
Хронос (др.-греч. Χρόνος, «время») - божество в древнегреческой мифологии и теокосмогонии. Действует в орфической теогонии, порождает Эфир, Хаос и Эреб. У орфиков Нестареющий (как и Кощей) Хронос именуется также Гераклом и Драконом-Змеем (также змееподобный). Хронос порождает Эфира и Хаоса и делает из них серебряное яйцо. Из него вышел перворожденный из богов Фанет (другие имена его - Эрот, Метис, Эрикапей), который родил первое поколение богов.
В другом источнике, этот же орфический миф, воспроизводится, как возникновение из Мирового Яйца, плавающего в водах, Фанеса, божественного творца, сияющего, как солнце (аналогичный образ Митры-Фанеса, Зевса-Гелиоса-Митры-Фанеса).
Из всего этого, я делаю вывод о том, что Кощей, в числе прочего, бог времени и его создатель, поэтому и бессмертный, древнейший бог, убить которого можно только, отправившись в самое начало, во время предшествующее сотворению мира.
Происхождение имени Кощей, остаётся лингвистической загадкой, хотя слово кощей, означает "пленник", или точнее "связанный". Возможно Кощей понимался, либо как "пленник" удерживаемый в нижнем/потустороннем мире (чему есть очень много параллелей в мифологии), либо, учитывая его предполагаемую связь со временем, как "связывающий" (как и посредник Митра).
Но самое интересное, что удалось найти, это то, что прото-слав. časъ (русс. час), обозначает конкретно "время". В родстве с ним др.-прусс. kīsman "время", алб. kohë "время", а прото-балт.-слав. слово реконструируется, как *keʔs-, и это означает, что имя Кощей восходит, как минимум, к временам балто-славянской общности, а то и к более ранним, т.к. есть ещё и п.-и.-е. реконсрукция *k(ʷ)eh₁s- с тем же значением "время". Ещё лингвисты в родственные формы, относят и русс. год.
12 богатырей, открывающие ему веки (12 месяцев, Дед Мороз, Новый Год,...).
Reply
Leave a comment