Удел незрячих (часть IV)

Jul 04, 2016 11:03

Начало здесь.

Дорога к Солнцу.

Что-то мы всё про стоунхенджи да про ватиканы - а в богоспасаемом нашем Отечестве по изучаемой тематике какая ситуация? Вердикт «профессиональных историков» по этому вопросу легко предсказуем: во-первых, никаких астрономических мотивов в древней архитектуре быть не может, а, во-вторых, у русских их быть не может и подавно!

Вот и правда-то! Какие у них могут быть в архитектуре мотивы, если у русских и архитектуры-то порядочной нет. Так, налепили чего-то кривого да перекошенного…

Эпитеты образчики древнерусской архитектуры вызывают у ценителей прекрасного самые непотребные:

Храм [Спаса на Нередице] выстроен крайне небрежно, стены кривые, арки настолько неровные, что иногда кажутся то ломаными, то подковообразными… Новгородцы XI - XII веков не были одарены творчеством в архитектурной конструкции.



Храм Спаса на Нередице - фасад асимметричен, окна расположены на разных уровнях…



…и золотая памятная монета, выпущенная по поводу его включения ЮНЕСКО в список объектов всемирно-исторического наследия.

Троицкая церковь [Александровской слободы] неуклюже-наивна, имеет нелепый план, а конструкция ее шатра парадоксальна… Троицкая церковь… в сравнении с Покровским собором - безобразное и регрессивное явление.



«Безобразное и регрессивное явление».

Думаю, двух этих цитат довольно для того, чтобы понять из какого оплёвывания складывается общая точка зрения на древнерусское зодчество.

Надо оговориться, что, глядя на некоторые старинные церкви, действительно, приходишь к поверхностному мнению, что они построены кое-как: пропорции не выдержаны, элементы асимметричны, прямолинейность отсутствует как таковая… Списывалось всё это, разумеется, на русское разгильдяйство - не умеют, не хотят, да, поди, ещё и пьяные были.



Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры - окна алтарной части и придела лишены симметрии, как по отношению к оси здания, так и друг к другу.



С другой стороны ещё интересней - одного окна просто не достаёт!

Хотя надо отдать должное - мнение стада разделяли не все и единичные голоса в защиту самобытной прелести русской архитектуры всё-таки раздавались. Честь древнерусских зодчих пытались отстаивать Д.С. Лихачёв, В.И. Баландин, И.Э. Грабарь, А.В. Щусев… Последний писал: «У нас… до настоящего времени относятся с недоверием и пренебрежением к способу исполнения древнерусских построек… Зарегистрирован лишь внешний вид, грубый силуэт, остальное приписывают действию времени или неумению».

Не мне судить, каким архитектором был Щусев, но то, что оккультистом он был первостатейным, я не сомневаюсь. Иначе большевики не доверили бы ему возведение своего главного ритуального объекта - ленинского зиккурата. Щусев шестым чувством, видимо, чувствовал, что в архитектуре тех же церквей заложен какой-то код, что в них есть не только декларируемая, но и потаённая сакральность. Он чувствовал её не как архитектор, а как оккультист. Но он служил не тем силам и она ему не открылась.

Открылась она другому человеку… Когда-то имя Раиса Маликовича Гаряева будет вписано в пантеон великих учёных наряду с именем Шампольона. А может даже выше его, поскольку открытие Гаряева не в пример масштабнее. Если Шампольон всего-то прочитал древнеегипетские иероглифы, то Гаряев расшифровал код, заложенный в архитектуру русских церквей.

Открытие Гаряева было сделано следующим образом, очень показательно иллюстрирующим уровень умственного развития его коллег. Когда прочие знатоки русской древности, оглядев снаружи церковь, поехали домой писать саркастические статьи про безграмотность русских архитекторов и неумение русских строителей, Гаряев единственный изо всех додумался… зайти в церковь и посмотреть из окон!

Несложной процедуры выглядывания из окна было достаточно, чтобы понять, почему при строительстве храма окна были расположены несимметрично - каждое окно было строго ориентировано на какой-то значимый внешний объект. Таким внешним объектом мог оказаться соседний храм, река, особенности рельефа, уличная и дорожная сеть. Но в подавляющем большинстве случаев - 77,8% - влияющим фактором оказалось положение Солнца.

Дабы исключить подозрения о случайности данного явления, Гаряев исследовал статистически достоверную выборку церквей XI - XIX веков: 112 - в Москве, 50 - в Новгороде, 47 - в Суздале. Результат везде был один: любая асимметрия везде объяснялась связью с окружающей архитектурой, природной средой или астрономическими явлениями. Русские зодчие оказались не криворукими неумехами, а гениями тонко чувствующими не только каждое своё детище, но и его связь с внешним миром, с микро- и макрокосмосом.

Но храм - это храм. Это одна из его функций быть самым богатым зданием в городе и выделяться среди утилитарных построек формой, размером и ориентацией. В принципе нет ничего удивительного и в положении церквей относительно друг друга или оси восток - запад. Для того же, чтобы доказать существование астрономической подоплёки в древнерусской архитектуре этого мало. Церковные постройки - это, во-первых, исключительная группа строений, а, во-вторых, сопоставить их просто не с чем. Другими словами, нашей задаче требуется проверочное решение.

Пока мы, благодаря Р.М. Гаряеву, доказали только то, что 77,8% русских церквей имели элементы, ориентированные по Солнцу. Хорошо бы было этот постулат дополнить утверждениями, что астрономическую ориентацию имели не только церкви и ориентировались постройки не только на восток, но и на точки восходов Солнца в дни летнего и зимнего солнцестояний.

Тут надо задуматься, а «дикие» наши предки, вообще, хоть, знали, что такое солнцестояние? Не хочу расстраивать в очередной раз «профессиональных историков» и воинствующих русофобов, но не просто знали, а и отслеживали. Причём, отслеживали на самом высшем уровне. До того, как очумевший от заграничных гламурных пустышек Пётр, не похерил среди прочих традиций и эту, в Кремле осуществлялся следующий ритуал. В день зимнего солнцестояния к царю являлся главный звонарь и докладывал, что «Солнце повернуло на лето». За сию радостную весть царь жаловал звонарю 12 золотых рублей. В день летнего солнцестояния звонарь приходил вновь и докладывал, что «Солнце повернуло на зиму». За столь печальную новость звонарю полагалось в качестве наказания отсидеть 12 часов в погребе.

Главный вопрос по этому обряду - как… как кремлёвский звонарь определял, что сегодня наступило солнцестояние? Тут не может быть другого ответа, кроме того, что у него была под рукой визирная система, «наведённая» на точки восхода Солнца в эти дни.

Какие, непосильные для «профессиональных историков», выводы можно сделать из предыдущего абзаца? Во-первых, конечно, это то, что астрономические наблюдения на Руси велись задолго до того, как Пётр выпучил глаза, впервые увидев голландскую астролябию. Во-вторых, судя по регулярной повторяемости описанного ритуала, наблюдения эти были систематическими, то есть осуществлялись на вполне научных принципах. А, в-третьих, поскольку христианство никакой сходной обрядности нам не демонстрирует, есть все основания предполагать, что всё действо с ритуальным награждением и ритуальным наказанием берёт начало в дохристианской эпохе, в седых глубинах матёрого язычества, при котором день летнего солнцестояния (Ярилин день, более известный сейчас, как Купало), был заглавным праздником годового цикла.

Очень своевременно всплыл в нашем повествовании и Кремль. Кремль - место сакральное, обитель Помазанников Божьих. Они - Помазанники - могли перелицевать церковный обряд помазания на царство в светскую коронацию и сразу после неё укатить на ПМЖ в чахоточный Петербург, но стать правителем России каждый из них мог только в Успенском соборе Московского Кремля.

Кремль остался сакральным сердцем России даже после того, как последнего из Помазанников вместе с семьёй расстреляли большевики. Вырвать у страны её сердце не смогли даже коммунисты. Хотя дел и в этой сфере они натворили не мало…

Задам отвлечённый вопрос: назовите главную площадь нашей страны? Как и следовало ожидать, 100% опрошенных ответило, что Красная. А вот и нет!

Красную площадь главной назначили те же большевики - она просто больше им подходила для проведения парадов и демонстраций. Для статусности на ней даже разместили главную большевистскую святыню - гробницу Ленина. Помимо оккультного смысла, о котором я писал в « Между серпом и молотом», был в такой её локализации и смысл практический. Предполагалось, что любоваться ленинским чучелом потянется нескончаемый людской поток, а запускать скорбеющих пролетариев внутрь кремлёвских стен власть советская почему-то не особо хотела - это при царях в Кремль был открыт свободный доступ, а власти рабочих и крестьян праздношатающиеся на режимном объекте были ни к чему. Вот и пришлось вынести дорогие сердцу каждого коммуниста мощи «за территорию» - дедушка мёртвый, ему всё-равно!

А до коммунистов Красная площадь была огромным базаром. Он занимал гигантское пространство на два квартала вглубь Китай-города. Следы его читаются нынче в названиях китайгородских переулков - Рыбный, Хрустальный, Ветошный… - оставшихся им в наследие от одноименных торговых рядов.

Официальным центром базара было Лобное место. Отсюда было удобно зачитывать указы - рыночная толчея всегда обеспечивала аншлаг. Удобно было здесь, при массовом скоплении народа, и казнить преступников - в назидательных целях. Поэтому и стала она называться Красной - по цвету крови… А когда Лобное место было не занято под «официальные мероприятия», здесь, маскируясь под торговок сукном, выстраивались проститутки. Себя они обозначали тем, что держали в губах колечки с бирюзой - не в связи ли с этим бирюзе сегодня приписывают свойство приносить удачу в любовных делах.

Непосредственно под кремлёвской стеной, там, где сейчас стоит мавзолей Ленина был ров, соединяющий реку Неглинную с Москвой-рекой. Когда вокруг Китай-города возвели самостоятельное оборонительное кольцо, ров осушили, но не сровняли. В нём стали содержать царский зверинец. Сюда же сбрасывали невостребованные трупы преступников, казнённых на Лобном месте - они шли на корм животным. Так, что Ильича положили в очень даже подходящем для него месте! Кстати, когда начали копать котлован под фундамент мавзолея, выяснилось, что здесь проходит канализация. Трубу повредили и всю яму залило дерьмом. Узнав это, патриарх Тихон ехидно заметил: «По мощам и елей!».

Вот таким весёлым местом была Красная площадь в лучшие годы своей жизни, пока большевики не превратили её в пафосный полигон для прохода военной техники. Сами понимаете, что с такой репутацией претендовать на статус главной площади страны она не могла. А сакральным центром России была тогда и остаётся сейчас Соборная площадь Московского Кремля.



План Московского Кремля.

Если Кремль - это сердце России, то Соборная площадь - сердце Кремля. Первое летописное упоминание о ней относится к 1327 году. На неё выходят Успенский (место венчания на царство), Благовещенский («домовая церковь» царских семей) и Архангельский (царская усыпальница) соборы. Помимо культовых сооружений, по её периметру стоят и главнейшие административные здания Московского государства - Грановитая и Золотая палаты. В них проводились важнейшие государственные мероприятия, заседала Боярская дума, принимались царём иностранные делегации. Входы в них со стороны Соборной площади считались парадными, были богато украшены и носили имена собственные - Красное крыльцо и Золотое крыльцо. Считалочку времён детства босоногого вспомнили: «На Золотом крыльце сидели…»? Это про него!



Торжественная процессия по случаю венчания на царство Михаила Фёдоровича Романова шествует по Соборной площади в Успенский собор (в центре - Грановитая палата, за ней - Золотая).

Собственно, с пятачка, ограниченного теперь Соборной площадью, и началась вся Москва. Первое укрепление было возведено здесь, на Боровицком холме, в месте впадения Неглинки в Москву, ещё представителями Дядьковской археологической культуры. В IX веке их сменили наши предки - вятичи. Вятичи не только расширили дядьковское поселение, но и соединили рвом реки Москву и Неглинную. Так будущий Кремль оказался на острове треугольной формы.



Схема роста укреплений на Боровицком холме (по В.И. Фёдорову).

Понятно, что от первоначального замысла ныне не осталось ничего. Но хотя Москва, да, и сам Кремль перестраивались неоднократно, кое-что концептуальное уловить можно, благо с XV века стены его не менялись. Откроем Яндекс-карты и вглядимся повнимательнее.

Сегодня, если опять же верить Книге рекордов Гиннеса, Московский Кремль - самая большая действующая крепость Европы. В плане он представляет собой неправильный треугольник.

Южная его сторона обращена к Москве-реке. Стена здесь неровная, поскольку повторяет изгибы берега, бывшие до того, как береговую линию выпрямили и отодвинули от кремлёвских стен. Зато, западный участок стены, обращённый к Александровскому саду, словно вычерчен по линейке. Извилистое русло Неглинки не помешало сделать его идеально прямым. Логично было бы ожидать, что и с северо-востока, со стороны Красной площади… Стоп! Вам не кажется, что ключевое слово уже сказано?! Северо-восток - это направление, где восходит солнце с 21 марта по 21 сентября. Неужели нам посчастливится в архитектуре Кремля найти азимут на точку восхода в день летнего солнцестояния? Итак…

Логично было бы ожидать, что и с северо-востока, со стороны Красной площади, кремлёвская стена будет прямолинейной. Тем более, что тут естественных водных преград для фантазии архитекторов не было, а русло искусственного рва всегда можно было подправить или даже перенести, что неоднократно и делалось. Однако, предпосылка эта на практике оказывается верной лишь наполовину: северо-восточная стена в плане имеет существенный излом, выше и ниже которого состоит из двух прямых отрезков. Точкой излома является Спасская башня.

Ни фортификационного, ни эстетического значения этот излом не имеет. Создаётся впечатление, что зодчие просто хотели привлечь внимание именно к этой точке.

Можно, конечно, дать поверхностное объяснение, которое, судя по сияющим лицам уже готовы извлечь из рукава «профессиональные историки» - ворота Спасской башни были главным парадным въездом в Кремль и прочая бла-бла-бла… Хорошо, пусть так - но почему, тогда, их сделали главными? Послы в Москву прибывали во времена оны с запада и с юга, а на северо-востоке у нас и поныне никаких соседей окромя белых медведей не водится. Может, всё же сначала из каких-то иных соображений выбрали башню, а уже потом в ней сделали непрактичный главный вход?

Чтобы на неё обратить наше внимание, архитекторы зашифровали послание не только в положении Спасской башни, но и в её размерах. В последней книге «Библии» «Откровении святого Иоанна» описывается «небесный град Иерусалим». По «Откровению…» высота стен небесного града - 144 локтя. Именно такую высоту без звезды и имеет Спасская башня (в метрах это 67,3). К слову, большевистские оккультисты мистическую символику башни нарушать не рискнули, даже наоборот: взгромоздив на неё звезду, они довели её высоту до 72 метров - число магическое само по себе плюс 144 это 72, умноженное на 2. Число 72 большевики, видимо, очень уважали - высота цифр на циферблате курантов 72 сантиметра.

Из-за излома северо-восточного участка кремлёвской стены самым большим внутренним размером Кремля получается расстояние между Спасской и Водовзводной башнями. Этот отрезок - приготовьтесь загибать пальцы! - пересекает: Большой Кремлёвский дворец, Благовещенский собор, Соборную площадь, Архангельский собор, колокольню Ивана Великого; ровно по нему идёт юго-восточная граница Ивановской площади; видимо, как-то был выровнен по этой линии и великолепный Вознесенский собор, снесённый большевиками. Самое интересное, что эту линию можно продолжить и за пределы Кремля - она пересечёт Красную площадь и упрётся в Лобное место.

Могу только предположить, что и Лобным местом эта линия не оканчивалась. Если мысленно её продолжить, то она приведёт нас на Лубянскую площадь. По ней когда-то проходили укрепления Китай-города, дошедшие до нас только в виде участка стены у станции метро «Китай-город» да топонимов Варварские ворота и Ильинские ворота. А на Лубянке стояли Никольские ворота, к которым от одноимённой башни Кремля вела Никольская улица. Я не располагаю точными топографическими картами того периода, но, по всей вероятности, линия Водовзводная башня - Спасская башня упиралась именно в них.



«Петров чертёж» назван так, поскольку был обнаружен в бумагах Петра I, однако, Москва на нём изображена годуновских времён - даже при таком уровне топографии линия Водовзводная башня - Спасская башня - Никольские ворота просматривается довольно убедительно.

Следующей опорной точкой на этой визирной линии был объект с наименованием, говорящим чуть более, чем обо всём - Красные ворота. Официальная их история начинается с Петра, с триумфальной арки, воздвигнутой здесь в честь победы в Северной войне. Так называемых «историков» ничуть не смущает факт, что Красные ворота были элементом четвёртого московского оборонительного рубежа, возведённого ещё при Борисе Годунове. Контур его сейчас смутно угадывается в абрисе Садового кольца.



Москва (как и Аркаим) строилась по радиально-концентрической схеме, а линия Водозводная башня - Красные ворота была в ней главным радиусом (спасибо Яндекс-картам).

Готов биться об заклад, что Красные ворота были построены одновременно с остальной линией фортификации. Не на столько же тупы были наши предки, чтобы оставить в обороне брешь, закрытую только Петром I. К тому же, через триумфальную арку даже Петром планировалось проходить церемониальными процессиями (забегая вперёд скажу, что именно так и будет и после коронаций императоры будут выезжать из Москвы именно этим путём через Красные ворота). То есть у этого места задолго до Петра была собственная сакральность, которую не смог проигнорировать даже реформатор.

Было ли продолжение у рассмотренной линии за Красными воротами? Было! Вы уже поняли, куда стремилась она? Правильно - к той точке горизонта, где в день летнего солнцестояния всходило Солнце! Вот для кого распахивались Красные ворота четвёртого оборонительного кольца и парадные ворота Кремля и вот что делало их главными!



Наклонная линия - Водовзводная башня - Лобное место, она же азимут восхода в день летнего солнцестояния; горизонтальная линия - ось восток - запад.

Ещё раз: царю о наступлении солнцестояний докладывал главный звонарь. Главный звонарь - это тот, кто работает на главной звоннице. Главной звонницей Кремля (читай: России) была колокольня Ивана Великого. Она стоит точно на линии Водовзводная башня - Спасская башня. Эта линия является азимутом точки восхода Солнца в день летнего солнцестояния. То есть, звонарю нашему даже напрягаться не приходилось! Если, поднимаясь на свою колокольню, видел он, что Солнце встаёт точно из-за Спасской башни, значит, сегодня к царю на доклад. А потом в погреб на двенадцать часов…

Вот так-то! А вы - ах, Стоунхендж, Стоунхендж… а у вас всё тоже самое прямо под ногами лежит! Только глаза ваши так устроены, что увидеть вам этого не дано…

Ну, что? На этой оптимистичной ноте… тем более, что сегодня футбол по телевизору… хотя, нет - погодите! А давайте-ка проверим на астрономические мотивы ещё какой-нибудь город. Хотя бы мою косопузую Рязань…

Уж, кого-кого, а нас, убогих, заподозрить в причастности к высоким материям и астральным проблемам рука не поднимается. К тому же исконный центр Рязанского княжества в руинах лежит со времён батыевых, а нынешняя Рязань, вроде как, и не на столько древняя, чтобы хранить сакральные тайны. И всё же…

Начнём опять с отвлечённых вопросов: какую улицу Рязани считать центральной? И опять ошибочные мнения, считающие, что это Первомайский проспект с площадью Ленина, сложились в показатель, близкий 100 процентам.

По коммунистическим меркам, конечно, так оно и было - где ленинский истукан, там и центр города. Но ленинизм - религия к нам привнесённая и, мягко говоря, противоестественная. А по нормальной логике центр должен быть там, где стоит главный городской собор. У нас таковым является кафедральный Успенский собор Рязанского Кремля. А сам Кремль и будет сакральным центром нашего края (а не станция метро «Выхино», как думают некоторые).



С высоты отлично видно, что купола Успенского собора строго ориентированы по сторонам света…



…на стороны света указуют и трубы архангелов с колокольни (спасибо Михаилу Дроздову за фото).

От алтаря Успенского собора и берёт начало главная улица нашего города - Соборная. Выйдя из храма, она ныряет в арку колокольни, переходит через мост, пересекает сквер и тянется идеально ровной прямой линией до бывшей Базарной, нынешней имени Ленина площади.

С противоположной стороны к площади примыкает Первомайский проспект (бывшая Московская улица). Первомайка тоже практически прямолинейна и, выражаясь, топографическим языком, демонстрирует выраженное тяготение к широтному положению. Более того, от остановки «Площадь Победы» и до середины улицы Почтовой, она представляет из себя отрезок строго ориентированный по оси восток - запад.

Два этих прямых отрезка - часть Первомайского проспекта и улица Соборная - смыкаются под углом на уровне остановки общественного транспорта «Площадь Ленина». Смыкаются под углом, соответствующим азимуту восхода в день летнего солнцестояния!



Улица Соборная с Успенским собором - это гигантская визирная система, наведённая на восход Солнца в день летнего солнцестояния.

Если вы не поленитесь рано-рано утром, до рассвета, 21 июня, оказаться в этой точке и пойдёте по улице Соборной к Кремлю, то увидите, как прямо над Успенским собором медленно-величаво поднимается навстречу вам Солнце самого длинного дня в году - точно так же, как пять тысяч лет назад поднималось оно навстречу жителям Аркаима, вышедшим поприветствовать его на главную улицу их города…

Орлов Владимир.

растерянное сокровище, наследие предков, попытки разобраться, история врёт

Previous post Next post
Up