Nov 10, 2024 22:48
"...В последовательном толковании своих принципов древняя нравственность признала в самодовлеющей добродетели высшую цель развития человека: virtus ad beate vivendum se ipsa contenta est. Так гласит героическая тема, если можно так выразиться, римской философии. Этим не исключалась вера в лучшую загробную жизнь - Цицерон эту жизнь признает, - но она представлена второстепенным, побочным мотивом сравнительно с главным, которым считается внутреннее удовлетворение.
Христианство внесло в это воззрение обязательную поправку: спасение в загробной жизни стало главною целью верующего. Но с этой неизбежной оговоркой доавгустиновское христианство с пелагианизмом включительно приняло положение Цицерона: добродетель осталась единственным средством к блаженной жизни - на том свете. И здесь Августин выступил противником Пелагия и всех христиан до него со своим учением о самодовлеющей благодати...
...в сущности, весь антагонизм между Цицероном и Августином может быть сведен к одной коренной антитезе, представляемой различными взглядами того и другого на ценность человеческой природы. Цицерон и вообще античность ставят эту природу очень высоко; Августин - очень низко...
...Основное настроение античного мира, выражаясь его собственными словами - μεγαλοψυχία, animi magnitudo; буквальный русский перевод - "величие души", не передает требуемого смысла ("великодушие", конечно, и того менее). Mεγαλοψυχία - это настроение человека, который знает себе цену и ставит себя не выше, но и не ниже того места, которого он достоин; у нас с понятием исчезло и слово. Напротив, основное настроение христианского мира - "смирение"...
...эта точка зрения одинаково согласуема как с оптимизмом, так и с пессимизмом ... с христианской точки зрения и античный оптимизм, и античный пессимизм были бы признаны одинаково горделивыми...
...если христианское общество стало, в противоположность в противоположность к косности окружающих нехристианских племен, единственным носителем идей прогресса, то потому, что оно не отождествило себя с августинизмом. Я уже выше сказал, что победа Августина была таковою лишь в теории; на практике же восторжествовал и в западной церкви, и за ней в восточной - так называемый полупелагианизм, то есть примирение античной и специально римской философии с христианством...
...если мы справедливо считаем слова ora et labora девизом разумного христианского общества, то мы не должны забывать, что второй частью этого своего девиза - labora - оно обязано римской философии".
Ф.Ф. Зелинский, "Древнее христианство и римская философия"