(no subject)

Oct 09, 2024 05:22

И.-П. заметил в комментариях: "Показывать" [в рассказе] - это вовсе не о частном. Это о фрагментарном, там совсем другая игра". Видимо, к диаде персонаж-действие нужно добавлять третьим полюсом мир текста (весь, сверху донизу, от небес до ада). Тогда "о частном" будет вектор от мира к персонажу, а "показать" - от действия к персонажу. Соответственно, можно смотреть, к каким векторам в триаде тяготеют какие жанры текстов, и не только литературных.

Выбор как двух полюсов, так и направления вектора между ними хорошо раскрывается через третий полюс. Психологичен сам мир текста, где персонаж виден через его действия. Мифологичен мир текста, где персонажи нужны, чтобы двигалась фабула. Древние этики шли от мира к человеку - они деятельны. Новые этики идут от мира к действиям - они созерцательны. Естественные науки идут от мира к действию, к происходящему - им не избегнуть личности ученого. Теологии, философии, гуманитарные науки между миром и человеком высвечиваются на фоне судеб. Наконец, литература имеет дело с полным миром, в том числе, с божественным, с музыкой сфер.

P.S. Среди плохих текстов - много "плоских", где третий полюс не выражен как самостоятельный, находится "недалеко" от главного вектора текста. Бывает, что мир литературного текста не живет и не дышит, а только служит фоном для действий персонажа (такие миры хорошо называть сеттингами). Другой пример: плоско-сухие (вариант - плоско-болтливые) естественнонаучные книги, куда никак не вложена личность автора.
Previous post Next post
Up