Jul 04, 2009 14:36
В заголовок поста я вставила цитату из премьерного спектакля Ленкома "Визит дамы" с Олесей Железняк и Ал. Лазаревым младшим в главных ролях.
Спекакль о том, как в провинциальный разорившийся послевоенный городишка Гюллен возвращается его бывшая жительница, а ныне миллиардерша Клара Цаханассьян.
Начало "Визита дамы" напоминает гоголевского "Ревизора". Понурые жители города Гюллена хоть и одеты в серое затрапезье, но суетятся и перебивают друг друга, как в прологе гоголевской комедии. Жаждущий опохмела бургомистр (Александр Сирин) отдает столь же бестолковые распоряжения. Есть здесь даже свои Бобчинский с Добчинским, только зовут их Кюн и Шлюн. Все они ждут не ревизора - ревизоры давно утратили интерес к обнищавшему городу, а свою бывшую соотечественницу Клару Цаханассьян, сказочно богатую и, вероятно, готовую подать родине на бедность. Напомнить Кларе о годах юности должен ее бывший близкий друг Альфред Илл.
И вот приезжает дама. Она гуляет с бывшем возлюбленным по романтичным местам своей юности, выслушивает хвалебные речи от бургомистра и горожан, а потом обещает дать миллиард, но взамен на маленькую услугу. Они должны убить Альфреда Илла, её бывшего возлюбленного.
Оказывается, 20 лет назад он отказался от отцовства и привел в суд 2-х свидетелей, которые за литр водки потвердили, что спали с ней. Жители изгнали её из города, её ребенок умер, а она впоследствие стала проститутой и только счастливая случайность послала на её пути миллионера, за которого Клара и вышла замуж.
Все жители, негодуя, отвергают помощь по такой цене. Но...
А вот что вполне узнаваемо - так это метаморфоза, которая происходит с нищими, которым посулили денег. Милые и несчастные, в общем-то, люди ломаются по-разному. Как бургомистр (Александр Сирин), который устал стыдиться - сначала нищеты, потом подлости. Или как учитель (Иван Агапов), который устал быть честным гуманистом и теперь ненавидит того, кого хотел спасти, - не будь Илла, учитель прожил бы всю жизнь честным бедняком и не узнал бы, что и убийцей быть может. Или как каждый второй житель Гюллена, что с облегчением отыскивает в подлости ближнего оправдание своей подлости. Ведь брать кредит под будущее богатство так сладко.
Кто угодно вспомнит этот затравленный взгляд живущего в кредит, покорного, старательного, преувеличенно "благонадежного" обывателя, попавшего на этот крючок. Или в зеркале поймает. Что поделаешь, есть у "Ленкома" такое счастливое (или трагическое) свойство попадать в десятку.
Надо видеть, с каким удивленным сочувствием малознакомый с Дюрренматтом российский зритель наблюдает, как нищие гюлленцы кидаются брать кредиты, выряжаются в канареечное тряпье и униженно умоляют Клару купить остановившиеся заводы или начать разработку богатых нефтью недр. Аллюзии слишком понятны. Видимо, поэтому в первом акте метания Илла и взывания к совести сограждан играются в мертвой тишине, а сценки веселья пирующих в кредит горожан во втором прерываются аплодисментами. Ну в самом деле, объявись у нас своя Клара Цаханассьян - представляете, сколько жизней не пожалел бы наш славный Гюллен за ее денежки?
Ленком как обычно потрясает интересными декорациями, световыми решениями и костюмами. Одетые во всё серое горожане по мере влезания в кредиты преображаются: у всех появляются желтые ботинки и туфи, потом желтые пиджаки и платья,ярко-жетые сумки и шляпы. За все это горожане уже готовы отдать жизнь Альфреда, уже считая это не убийством, а свершившимся правосудием.
В конце спектаклю бургомистр на общем собрании приговаривает Альфреда к смерти....... Все горожане "за"....