Сентябрьские поражения всколыхнули пророссийскую общественность. Многие вещи начали называть своими именами, в ход пошли конкретные фамилии генералов. Даже телевидение местами начинает выдавать не только позитивную информацию, но и критику. Спикеры от народных масс всё надеются, что там наверху наконец увидят и примут меры. Мол, хватит замалчивать, надо сказать Путину всё как есть.
У меня вопрос: а может наверху то и нет никого уже давно? Просто не берут трубку? Сам Путин в шоке от того, что начало просачиваться даже через все фильтры, и хочет поскорее всё это развидеть?
Вчера была очередная годовщина расстрела российского Парламента, который положил начало сворачиванию демократии в нашей стране. В этом плане Путин - верный ельцинец. При нём почти все основополагающие институты - от Думы и Совфеда до КС - стали посмешищем. Кто-то говорит, что такая сильная персоналистская власть даже в России существовала нечасто и недолго: цари и те прислушивались к своим дворянам, а иные, кто не умел прислушиваться, заканчивал свою карьеру не самым оптимальным способом.
Кажется, военное поражение и хаос мобилизации толкают даже самых упёртых к признанию очевидного факта: терпит катастрофу само государственное устройство России, гиперцентрализованное, со всемогущим Tsar, с концентрацией всех ресурсов в одной-единственной Москве, с огромными непрозрачными корпорациями, в которых построены такие же мини-государства, с диким перекосом в сторону "практиков", которым всегда понятно, что делать, и некогда думать, в ущерб тем, кто прописывает правила, законы исходя из долговременных целей страны.
Кульминация этого персоналистского безумия - совещание с Совбезом 21 февраля 2022 года, где никто не смог донести до Верховного мысль, что его план по 3-дневному разгрому Украины просто нелеп. Не смог или не знал сам: их, вторых лиц подчинённые тоже ведь не привыкли говорить своим начальникам всё напрямую.
Нам всю дорогу казалось, что даже при всех издержках такого режима, связанных с гражданской жизнью - "силовики не очень понимают в экономике" - уж со своими то главным делом он справится легко. Оказалось, что лучше справляются со своими делом как-раз те организации, которые живут в какой-никакой открытой конкурентной среде, либо где начальство по каким-то причинам исповедует более современные подходы. В жёстких, неповоротливых вертикалях всё буквально валится. Либо идёт совершенно не так, как нужно сообразно моменту.
Лозунг и тех кто за СВО, и тех кто против сейчас должен быть простой: Россия должна стать Республикой. Не на бумаге, а в реальности. Нужно наконец привлекать народ к управлению своей страной, вовлекать его в дела государства не для галочки. Необходимо выстраивать систему, которая будет сопротивляться совершению критических ошибок какой-либо одной властной группой. Чем серьёзнее решение, тем более надёжно одно должно будет согласовываться со всеми заинтересованными сторонами.
Глеб Павловский любит повторять, что по сути у современной России не получилось построить государства как регулярного набора институтов, правил. Читинг, постоянный обход своих же установок стал не просто нормой, а уже необходимым элементом управления, с помощью которого хоть как-то удаётся проводить решения.
Так что чем бы ни закончилась вся эта эпопея с Украиной, нам придётся пересобрать государство, если мы, жители страны Россия, хотим, чтобы оно обеспечило нам хоть какое-то внятное будущее.
Диалектическая насмешка истории в том, что Путин, яростно отрицая крах СССР, подошёл к моменту, когда его государству теперь нужна своя Perestroyka.