Ответ на
заданный вопрос:
Беседа напоминает диалог глухого (
hippy55) с немым, хотя кусочки правды присутвуют и с той, и с другой стороны. В беседу я не вмешивался, т.к. говорить мне там не с кем.
Позиция
hippy55: «Я видел только кадры тв, и как-то не заметил ни "катюш", ни
авиации чеченцев. Уничтожался город именно советской авиацией и артиллерией. А дворец Дудаева весьма успешно сопротивлялся, и разрушались, судя по съёмкам, как-то всё жилые дома.»
Во-первых, это, извините за тонкость фразы, финиш, судить по «кадрам ТВ» о реальных событиях (а по книге Бунича - полный финиш).
Во-вторых, есть Армия и есть ПРИКАЗ, который должен выполняться, но для автора это пустой звук. Тогда можно рассмотреть бой и с обывательской точки зрения.
Допустим, есть задача - захватить объект, на котором обнаружены огневые точки (танк, пулемёт, пехота итд.). Их необходимо уничтожить, иначе запросто можно кучу народа ни за что положить. Вызывается огонь артиллерии, потом идёт пехота и зачищает район. В качестве примера успешного использования оного, можно привести захват русского кладбища примерно к 10:00 31 декабря 1994 года северо-восточной группировкой (воевать по-другому было бы преступлением, нарушением устава итд.).
Есть огневое преимущество и его надо использовать. То же самое касается и авиации. Но использовать его надо с умом. Иначе получится, как в восточной группировке около 9-ти часов утра 1 января 1995 года - в районе 2-го микрорайона под удар авиации (понятно, что нашей, у чеченов её уже не было) попал 129 мсп. Потери - до пятидесяти человек.
В ходе дальнейшего штурма, в самих уличных боях, артиллерию применять невозможно, т.к. расстояние между противника слишком маленькое. Для них существует техника - БМД, танки, БМП («шилки» тоже неплохо могут огневые точки подавлять, читай дома - а какие в Грозном именно ВОЕННЫЕ объекты, кроме пары военных городков да заранее укреплённых и подготовленных под оборону домов?).
Потом, не забываем про миномёты - штука чрезвычайно у чеченов рапространённая. Причём мобильная - перевозились они на легковых автомобилях - отсреляются из одного квартала, а по нему впоследствии наносится арт.удар, а там зачастую и не было уже никого.
Ну что ещё. Грозный разрушать можно было разными способами. К примеру спичкой или разведённым костром можно вполне спалить дом. Что-то про пожарные команды в январе 1995 года в Грозном я ничего не знаю. Сам слышал от местных жителей, что они попросили танкиста выстрелить в их горящий дом, дабы он полностью не сгорел. Был снесён большой угол здания, и оно сохранилось. Но это конечно частный, единичный случай.
Подведём итог. Чеченцы из всего вышеперечисленного не обладали лишь авиацией и тяжёлой артиллерией. Именно эти два вида оружие сложнее всего применять в уличных боях. В остальных случаев воевали они ТОЧНО ТАКИМ ЖЕ ОРУЖИЕМ. Так что, очень странные выводы делает
hippy55, насчёт того, кто разрушал дома. Это наверное, от медиа-восприятия войны идёт - он всерьёз верит тому, что писали в тогдашних газетах.
Война просто другое измерение, т.е. это противостояние двух сторон, в котором сохранность домов уже не имеют большого значения. Важно выполнение задачи с минимальными потерями.
Ну и оппонент тоже хорош: «Они убивали мальчиков потому что любят убивать, а вовсе не защищая какую то там Ичкерию и тем более Дудаева, просто потому что садисты и проклятое зверье, и потому что убивать - любимое хобби.»
В меня стреляла не «зверинная ненависть чеченского народа», а практически такая же армия, к тому же хорошо знавшая город и вооружённая практически тем же оружием. А Российская Армия выполняла «сверхзадачу» (захват города вопреки всем воинским уставам) своего «главнокомандующего» ценой жизни своих подчинённых.
Было ли это справедливо? Вопрос не ко мне, а к людям принимавшим политические решения в России в период с 1991 по 1994 года. В ходе штурма Армии всё-таки решала поставленные перед ней задачи.
PS. Чувствую пора заканчивать, а то пост уже на статью становится похож. А ведь можно вспомнить про зажигательные пули, трассера, про гранатомёты, про открытые участки газопровода итд. Надеюсь, ответ на вопрос «Как и почему разрушался город?» был дан.
PSS. При обстреле 129 мсп нашей авиацией 1 января 1995 года погиб начальник разведки восточной группировки полковник Владимир Викторович Селиванов (в Афгане дважды был представлен на звание Героя Советского Союза).