Чеченская трагедия

Nov 20, 2009 18:27

8. Военнная операция: цели, ход, итоги

Сев в кресло президента Чечни; Джохар Дудаев ловко использовал противоречия между различными ветвями власти в Москве и общую сложную ситуацию в России в 1991-1993 годах для укрепления своего авторитарного режима и осуществления курса на выход республики из состава Российской Федерации. Понимая, что вопрос о пребывании Чечни в составе Федерации вскоре неизбежно встанет со всей остротой, он спешно готовился к вооруженному противоборству.
За короткий срок в Чечне была создана незаконная компактная, хорошо обученная и оснащенная армия. Основой ее командного и технического состава стали бывшие советские военнослужащие, у многих из которых был опыт боевых действий в Афганистане. Скажем, начальник штаба дудаевских формирований Аслан Масхадов в свое время командовал артиллерийским полком, получил хорошую тактическую подготовку,
Одновременно шла вербовка отрядов наемников из различных стран. Как правило, подбирались люди с опытом диверсионно-партизанской войны в горах и городских условиях. Многие чеченские боевики «обкатывались» в вооруженных конфликтах в Карабахе, Абхазии, в осетино-ингушском конфликте.
Для подготовки командных кадров всех специальностей был открыт военный колледж. В систему вооруженных сил вошли части так называемого «народного ополчения», подразделения департамента государственной безопасности и министерства внутренних дел.
В целом - без «народного ополчения» - вооруженные формирования Чечни насчитывали от 20 до 30 тысяч человек. Было также завербовано более 6 тысяч наемников из стран Прибалтики, Таджикистана, Азербайджана. Украины, Афганистана, Турции и других государств.
По оценкам МВД России, в этой рати находилось более 1200 преступников-рецидивистов. Если же судить по мобилизационным планам, то Дудаев рассчитывал пос-[80]тавить под ружье до 300 тысяч человек. На начальном этапе наемники использовались в качестве инструкторов, а затем в качестве боевиков-профессионалов для уничтожения личного состава войск России, и прежде всего командиров.
Стремясь получить для своих формирований вооружение и технику, Дудаев развернул в 1991 - 1992 годах настоящий моральный и физический террор против личного состава российской армии, дислоцированной на территории Чечни. Чтобы избежать большого кровопролития, российские войска были выведены, но оставили часть арсеналов. Повторим: как показали события, это был серьезный просчет политического и военного руководства Советского Союза и России.
После ухода войск у дудаевцев осталось 134 единицы бронетанкового вооружения и техники (в том числе 42 танка, 34 боевые машины пехоты, 14 бронетранспортеров, 139 артиллерийских систем, 101 единица противотанковых средств, 27 зенитных орудий и установок, 270 самолетов, из них 5 боевых, остальные могли быть использованы как боевые, 2 вертолета, 57596 единиц стрелкового оружия, 27 вагонов боеприпасов, 3050 тонн горюче-смазочных материалов, 38 тонн вещевого имущества, 254 тонны продовольствия).
Все это вооружение, боевая техника и материальные средства в нарушение Конституции Российской Федерации были присвоены Дудаевым и его окружением и розданы вооруженным формированиям.
Тогда же Грозный отладил систему закупок вооружения и военной техники различного класса в России, а также в ближнем и дальнем зарубежье. Предпринимались попытки организовать собственное производство отдельных видов стрелкового оружия и минометов. Имеются сведения о попытках режима Дудаева приобрести самолеты дальней авиации для нанесения ударов по Москве.
В результате был накоплен более чем внушительный арсенал вооружений, боеприпасов и боевой техники. В том числе аппаратура для разведки и военной связи, включая спутниковую, современное противотанковое и [81] противосамолетное вооружение, вплоть до ракет "стингер". Таким образом, незаконные вооруженные формирования Дудаева, который сам в прошлом командовал дивизией стратегической авиации, были оснащены не хуже, чем армии иных стран Западной Европы.
В то же время на территории Чечни создавалась система укрепленных пунктов, неплохо оборудованных в инженерном отношении: завалы, минные заграждения, позиции для стрельбы танков и артиллерии. Сооружались рубежи обороны в Грозном и других городах, а также опорные базы для диверс.ионно-партизанской войны в горных, южных районах.
Напомним, что под личным руководством Дудаева была разработана операция под кодовым названием "Лассо". Ее основная цель - организация диверсий в глубине территории России, включая бомбовые удары с воздуха.
Все это давало Москве дополнительные аргументы, утверждающие ее в однозначном мнении: наличие у дудаевской группировки мощного военного кулака делает невозможным восстановление порядка в Чечне без использования федеральных войск.
Сложившаяся в Чечне ситуация, в особенности нарастание вооруженной анархии на ее территории и фактически начавшаяся гражданская война, требовала принятия неотложных мер. Вопрос этот был рассмотрен 29 ноября 1994 года на специально созванном заседании Совета безопасности Российской Федерации. В опубликованном в тот же день обращении президент Ельцин предложил всем участникам вооруженного противоборства в течение 48 часов прекратить огонь, сложить оружие, распустить все вооруженные формирования, освободить всех захваченных и насильственно удерживаемых граждан.
Не прошло и суток, как стало ясно: на дудаевское руководство президентское обращение действия не возымело. Тогда последовал указ Бориса Ельцина "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики".
Для руководства действиями по ликвидации незакон-[82]ных вооруженных формирований была создана группа из руководителей министерств обороны и внутренних дел, Федеральной службы контрразведки, других силовых и правоохранительных структур и государственных органов. Одна из ее основных задач состояла в создании Объединенной группировки войск.
Читатель этой брошюры имеет редкую возможность первым познакомиться с замыслом и детальным, хронологическим планом федеральной военной операции в Чечне, полученным авторами на эксклюзивной основе. Вот он:
Первый этап (7 суток, 30 ноября - б декабря). Создать собственно группировку сил и средств Министерства обороны, а также внутренних войск МВД. К 5 декабря занять исходные районы для действий на трех направлениях: моздокском, владикавказском и кизлярском. Фронтовую авиацию и боевые вертолеты перебазировать к 1 декабря на оперативные аэродромы. С учетом наличия авиации у бандформирований воздушное пространство над Чечней полностью блокировать. Подготовиться к подавлению системы управления дудаевских сил радиоэлектронными средствами.
Второй этап (3 суток, 7-9 декабря). Выдвинуться к Грозному по пяти маршрутам под прикрытием фронтовой и армейской авиации. Блокировать город. Причем создать два кольца блокирования: внешнее - по административной границе республики, внутреннее - вокруг Грозного. Оба кольца предполагалось разомкнуть на юге для выхода мирного населения. Помимо изоляции чеченской столицы основные силы бросить на разоружение незаконных формирований. Частью войск Объединенной группировки блокировать также места базирования боевиков вне Грозного и разоружить их.
Внутренним войскам была поручена охрана коммуникаций и маршрутов выдвижения войсковых группировок.
Поиск и задержание лидеров дудаевского режима, способных организовать вооруженные выступления и диверсии в тылу действующих войск, возлагались на Федеральную службу контрразведки плюс на спецподразделения МВД. [83]
Третий этап (4 суток, 10 - 13 декабря). Группировки войск с севера и юга с разграничительной линией по реке Сунже, действуя совместно со спецподразделениями МВД и ФСК, должны очистить от незаконных вооруженных формирований президентский дворец, здания правительства, телевидения, радио и другие важные объекты. Предполагалось также продолжить разоружение и изъятие боевой техники.
Четвертый этап (5-10 суток). Стабилизировать военную обстановку и передать участки ответственности вооруженных сил внутренним войскам МВД.
Как потом выяснилось, намеченные сроки подготовки и проведения операции были чрезмерно сжатыми. При этом необходимо отметить, что как в ходе каждого из этапов, так и по их окончании предусматривался постоянный поиск политических путей урегулирования кризиса.
Детальная разработка плана операции в целом закончилась к 5 декабря 1994 года. К этому же сроку были завершены основные мероприятия по подготовке войск.
Следует иметь в виду, что планирование операции такого типа не имело прецедентов. Здесь было несколько новых, специфических факторов. Во-первых, театром военных действий оказалась собственная территория страны. Принципы применения вооруженных сил в локальной войне или другом "малом" конфликте оказались в данном случае неприемлемы.
Далее, несмотря на ограниченные задачи и относительную немногочисленность группировки, ее состав был крайне пестрым. Для проведения операции привлекались соединения и части четырех видов вооруженных сил, пограничных и внутренних войск, силы и средства ФСК. Однако опыт "межведомственного" планирования, к сожалению, напрочь отсутствовал.
На завершающей стадии подготовки операции, а именно 6-7 декабря, взаимодействие отрабатывалось на макете местности. Одновременно продолжались попытки разрешить конфликт невоенными средствами. Причем самое активное участие в этом процессе принимали руководители Министерства обороны. Так, по пред-[84]ложению министра Павла Грачева 6 декабря в Моздоке прошла встреча с лидерами оппозиции Умаром Автурхановым, Саламбеком Хаджиевым, Бесланом Гантемировым. В тот же день состоялись его переговоры с Джохаром Дудаевым.
Дудаев, судя по всему, сознавал безвыходность своего положения в случае ввода войск в Чечню. В то же время он недвусмысленно заявил, что не может выполнить предъявленные ему требования по безоговорочному разоружению и роспуску вооруженных формирований.
Ряд других попыток найти компромиссные решения путем переговоров на всех уровнях к результату не привели. Бесплодная потеря времени только усложняла ситуацию, в том числе военную. В Чечне спешно продолжалось строительство укреплений, сколачивались все новые формирования, отовсюду слетались наемники. Все более активизировалась и пропагандистская работа среди населения Чечни, а также прилегающих регионов. Откладывать начало операции было уже невозможно.
Наступает 9 декабря. Президент Ельцин издает указ №2166 "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта". В тот же день Правительство России принимает постановление № 1360, предусматривающее разоружение этих формирований силовыми методами.
Выполняя указ президента и постановление правительства, министр обороны утверждает решение командующего СКВО на операцию. Готовность к выдвижению войск определяется на 7.00 утра 11 декабря 1994 года.
Итак, по сравнению с первоначальным замыслом несколько сдвигался срок начала операции и корректировалась одна из конечных целей: второе кольцо блокирования теперь должно было проходить по выгодным рубежам, а не только по административной границе республики.
11 декабря. Минута в минуту начинается выдвижение войск. Уже в первые часы стало ясно: возникли тяжелые осложнения с продвижением к административной границе Чечни по южным маршрутам. Появились первые потери в российских частях, хотя они пока не применяли [85] оружие. На территории Ингушетии группы населения блокировали маршруты следования войск. Колонны замедляли движение, а на ряде маршрутов вынуждены были остановиться и даже вернуться на исходные позиции. Боевики обстреливали солдат, прикрываясь местным населением как живым щитом.
Действия войск, выдвигавшихся с севера, были успешнее. Они отвлекли на себя большую часть формирований Дудаева и значительно облегчили выполнение задач войсками на западном и южном направлениях.
Несмотря на необходимость вести боевые действия, носившие порой ожесточенный характер, постоянно предпринимались попытки возобновить переговоры. К 26 декабря этап выдвижения войск и изоляции Грозного был в целом завершен.
Блокирование города было осуществлено с севера, востока и запада. В результате прервались поставки материальных средств, боеприпасов, а также переброска боевиков с территории Дагестана. Как и предусматривалось, южная окраина Грозного была оставлена открытой для выхода мирных жителей и вооруженных отрядов, готовых сдать оружие.
Отметим, что авиация не сразу стала применять высокоточное оружие. Одним из существенных недостатков операции была также слабая организация информационно-разъяснительной работы среди местного населения.
Но важно помнить и другое. Главным для войск был отнюдь не фактор времени. Главным был фактор сохранения жизни мирного населения, солдат и офицеров.
К двадцатым числам декабря в Грозном сосредоточились основной костяк бандформирований, значительное количество вооружения, боевой техники и боеприпасов. По данным разведки, там насчитывалось до 15 тысяч боевиков, около 60 орудий и минометов, до 30 пусковых установок "Град", 50 танков, примерно 100 БМП и БТР, около 130 зенитных установок и большое количество ручных гранатометов. Дудаевская группировка, обеспеченная средствами для длительного ведения боевых действий, разоружаться не собиралась. Объективно она слу-[86]жила катализатором дальнейшего обострения обстановки в Чечне. Вот почему возникла необходимость не только блокировать Грозный, но и овладеть им.
Решение на этот счет было принято президентом после заседания Совета безопасности России 26 декабря 1994 года. По указанию министра обороны Грачева Генеральный штаб совместно с командованием Объединенной группировкой войск приступил к детальному планированию операции.
Для боев в Грозном были образованы группировки войск "Север", "Северо-восток", "Запад" и "Восток". В их составе создавались штурмовые отряды. Их командирам вручались крупномасштабные карты, планы города, фотосхемы районов предстоящих боевых действий.
Расчет строился на внезапности штурма. Нужно было свести к минимуму потери личного состава и избежать по мере возможности разрушения жилых и административных зданий.
Атака в канун Нового года - 31 декабря оказалась для дудаевцев действительно неожиданной. Практически без боя 1-й батальон 81-го мотострелкового полка вышел к железнодорожному вокзалу и захватил его. Был блокирован президентский дворец. В район железнодорожного вокзала сумела выйти и 131-я бригада. Дудаевские боевики не успели своевременно занять промежуточные оборонительные рубежи. Только к концу дня они организовали сопротивление в центре города.
Однако на дальнейший ход событий крайне отрицательно повлиял неуспех восточной и западной группировок войск. Поставленную на 31 декабря задачу не удалось выполнить и внутренним войскам МВД. В результате часть подразделений, предназначенная для наращивания боевых усилий, была вынуждена заниматься выставлением блок-постов, охраной коридоров от линии соприкосновения до выходов из Грозного и тому подобным.
Осознавая опасность потери ключевых объектов в городе, Дудаев бросил туда лучшие свои силы - "абхазский" и "мусульманский" батальоны, а также бригаду специального назначения. В этих условиях федеральным силам было непросто преодолевать внутреннюю полосу [87] обороны. Вокруг президентского дворца размещались сплошные узлы сопротивления, укрытые в капитальных строениях. Вдоль проспектов и улиц были оборудованы позиции для ведения прямой наводкой артиллерийского и танкового огня. Широко использовались снайперы-наемники. Хорошо подготовленная для обороны сеть подземных коммуникаций города позволяла боевикам свободно маневрировать и проникать в тылы. Дудаевцы продолжали также морально-психологическую обработку федеральных войск всеми возможными способами, в том числе вклиниваясь в радиопереговоры.
Тем не менее в ряде районов войска продолжали вести успешные действия. Уже 1 января в 22.30 железнодорожный вокзал был снова взят десантниками и с тех пор постоянно находился под федеральным контролем. 5 января 129-й мотострелковый полк выбил боевиков из военного городка на восточном берегу Сунжи. На следующий день, сломив ожесточенное сопротивление боевиков, он занял другой военный городок в центре Грозного. Были взяты под контроль три моста через Сунжу.
Однако к этому времени эффект внезапности был утерян. Не удалось замкнуть кольцо блокады на востоке, откуда дудаевцам постоянно поступало пополнение.
Тогда командование федеральных войск, сориентировавшись в изменившейся обстановке, определило такую тактику действий: закрепить успех, а затем неспешно, тщательно подготавливая каждый шаг, продолжить выполнение основных боевых задач.
Пришлось осуществить серьезные кадровые перестановки. На руководящие должности выдвинули тех командиров, кто быстрее других овладел приемами боевых действий в городе. С каждым днем войска приобретали недостающий опыт.
Одновременно федеральные власти не прекращали попыток решить конфликт мирными средствами. Войска были готовы прекратить боевые действия на любом этапе операции. Даже в невыгодных для себя условиях, когда пауза давала явное преимущество противнику, они строго выполняли соглашения по прекращению огня.
К моменту начала боевых действий в городе фе-[88]деральные силы насчитывали не более 5 тысяч человек. Таким образом, неизвестно, почему наступающие войска не только не превосходили по численности засевшего в городе противника, но и значительно уступали ему. Чтобы успешно завершить операцию, требовалось подкрепление. Свежие части прибывали из военных округов и флотов.
3 февраля начался завершающий этап операции по разгрому дудаевских формирований в Грозном. В результате ожесточенных боев, проявленного федеральными солдатами и офицерами умения и героизма 6 февраля удалось подавить сопротивление в центральных районах города. 9-12 февраля была отбита дорога Алхан-Юрт - Чечен-Аул и тем самым перекрыт отход боевиков из районов Алды и Новые Промыслы. В ночь с 20 на 21 февраля захвачены господствующие высоты в районе Новые Промыслы.
Остатки отрядов Дудаева были окружены в районах Новые Промыслы. Алды и Черноречье. В целом завершающий этап операции был проведен с минимальными потерями.
По мере разгрома и выдавливания незаконных вооруженных формирований из населенных пунктов Чечни ответственность за поддержание порядка брали на себя силы МВД. С конца января командование группировкой возглавил заместитель министра внутренних дел России, командующий внутренними войсками генерал-полковник Анатолий Куликов.
Операция в Чечне далась федеральным силам потом и кровью.
С ее начала по 1 апреля 1995 года они понесли ощутимые потери: погибло 1426 и ранено 4630 военнослужащих. 96 солдат и офицеров числились в заложниках у незаконных вооруженных формирований.
К сожалению, в ходе подготовки и проведения операции был допущен ряд серьезных ошибок и просчетов, к которым можно отнести:
- нечеткость общеполитических целей и задач, которые ставились вооруженным силам на каждом этапе;
- отсутствие скоординированных действий всех вет-[89]вей власти в оценке причин, характера, масштабов и способов разрешения конфликта в Чечне;
- излишне сжатые сроки планирования и подготовки операции, в том числе создания общевойсковой группировки;
- отсутствие полной блокады Чечни, особенно с юга, до начала ввода войск;
- невозможность использования высокоточного оружия на ранних этапах проведения войсковой операции (по погодным условиям).
А к какому промежуточному финишу пришли сепаратисты?
В середине марта, потеряв в боях за Грозный основное тяжелое вооружение, запасы стрелкового оружия и боеприпасов, а также значительную часть личного состава, дудаевское руководство приостановило широкомасштабные военные действия. Однако это не означало, что его стратегические цели - национальное обособление, создание "великого вайнахского государства", вытеснение и уничтожение русскоязычного населения, гегемония в регионе Северного Кавказа - изменились. Кроме того, дудаевцы все еще сохраняют способность проводить вооруженные операции одновременно в нескольких районах Чечни и прилегающих к ней территориях.
Почему? Рассмотрим ряд причин, объясняющих эту живучесть и, следовательно, возможность активного вооруженного сопротивления.
Во-первых, Дудаев и его окружение заблаговременно создали материальную базу для боев в южных, юго-западных и юго-восточных районах республики, в том числе в населенных пунктах горной части Чечни.
Отметим ещё раз, что неполное замыкание кольца блокады вокруг Грозного для выхода из города мирного населения позволило боевикам вывести часть сил и вооружения, перебазировать значительные формирования - до нескольких сотен боевиков каждое - в крупные поселки и районные центры.
В целом тактика дудаевских формирований характеризовалась: [90]
- действиями мелких групп профессионально подготовленных снайперов, минометчиков и гранатометчиков, хорошо знающих местность, действующих из засад методом "удар-отход";
- заблаговременным минированием дорог, перевалов и объектов инфраструктуры;
- размещением тяжелого вооружения в жилых кварталах, рядом с детскими домами и больницами, непосредственно в домах и на территории нефтеперегонных заводов;
- действиями специально созданных ударноштурмовых отрядов для блокирования российских подразделений;
- периодической сменой воюющих групп и выводом их на отдых в юго-восточные районы;
- циничными приемами боевиков, которые использовали мирное население, в том числе стариков, женщин и детей, для прикрытия боевых действий. Вот фразыулики из радиоперехватов разговоров полевых командиров Дудаева: "Давай из своего Калиновского выгоняй мирных жителей без оружия на дорогу, давай стариков, женщин и детей выгоняй на дорогу" (29.12.94. 13.30), "Бейте, убивайте, пусть идут пацаны, дети, чем быстрей, тем лучше" (13.12.94. 15.00).
Надо отметить, что федеральные власти не предприняли каких-либо мер против сочувствующих режиму Дудаева очагов сепаратизма в Ингушетии и Дагестане, то есть на прилагающих к Чечне российских территориях. Эти районы имеют значительную прослойку чеченского населения. Здесь годами накапливалось оружие, создавался морально-психологический настрой против любых действий России, направленных на сохранение целостности страны. Как в Ингушетии, так и в Дагестане довольно свободно орудуют эмиссары режима Дудаева, подготовленные для проведения диверсионных акций против федеральных властей, войск, а также сочувствующего России населения.
Живучесть дудаевцев объясняется также их активным лоббированием в странах ближнего и дальнего зарубежья, где они стремятся заручиться морально-политической поддержкой и добиваются все новых поставок [91] вооружения, военной техники. Причем упор делается на самые современные виды оружия для партизанских и диверсионных действий.
В частности, и поэтому нельзя исключать наличие глубоко законспирированных, ожидающих сигнала диверсионных групп в глубине территории России, в ее промышленных и культурных центрах. Действия таких групп или единичных террористов могут стать дополнительным стимулом для попыток продолжить вооруженное сопротивление в Чечне.
Итак, каков же итог военной операции декабря 1994 - марта 1995 годов? Предварительный анализ боевых действий позволяет извлечь важные для будущего российских вооруженных сил уроки.
Армия должна обладать способностью решать внезапно возникающие задачи штатными соединениями и частями. Следовательно, по мнению руководства Министерства обороны России, в каждом военном округе необходимо иметь 1-2 развернутые боевые дивизии, 2-3 бригады. Исходя из этого, дальнейшее сокращение численности российских вооруженных сил ниже уровня 1,5 - 1,7 млн. человек нецелесообразно.
В подготовке войск и штабов нужно делать упор на отработку методов ведения боевых действий в локальных войнах, в том числе в городских условиях. Соответственно следует внести изменения в учебные планы военных академий и училищ.
Опыт применения войск в Чечне выявил острую необходимость общей согласованности действий, всесторонней и тщательной подготовки к потенциальным вооруженным конфликтам не только силовых министерств, но и всех федеральных структур.
Военная операция по восстановлению конституционного порядка не была , к сожалению, обеспечена властями в информационно-разъяснительном плане. В первые недели, по существу, отсутствовала четкая, убедительная аргументация правомерности действий российских войск в Чеченской Республике. Это не могло не сказаться на моральном состоянии боевых частей. Ясно также, что предстоит пересмотреть взаимоотношения армии [92] со средствами массовой информации и общественными организациями. Без утверждения в обществе здорового патриотизма, без повышения престижа вооруженных сил и военной службы государство не сможет в критический час защитить целостность страны и неприкосновенность своих внешних границ.
Если свести воедино уроки действий федеральных войск в чеченском конфликте, то главный вывод очевиден. Необходимо ускорить проведение военной реформы, которая должна охватить все области, связанные с военным строительством. Речь идет об изменении системы государственного руководства военной сферой, организационной структуры и состава вооруженных сил, системы подготовки кадров, воспитания и обучения войск, оснащения армии военной техникой и вооружением.
Особое внимание российское руководство предполагает уделить созданию системы государственно-политического и гражданского контроля за силовой сферой государства, в том числе разработке порядка постепенного перехода Министерства обороны к военно-гражданской структуре, присущей большинству стран, входящих в Совет Европы.
Это много, но это нужно сделать. Иначе после Чечни гражданин России, какой бы национальности он ни был, не будет чувствовать себя под надежной защитой. Не будет гарантирована от посягательств какого-нибудь дудаевского имитатора и целостность России. [93]

Чеченская трагедия

Previous post Next post
Up