ОТ БАШЕНОК ДО БУРАВЧИКОВ

Mar 21, 2012 23:54

Давненько не брал в руки своих ракушек. Исправляюсь.

Башенки или туррителлы из семейства Turritellidae имеют характерную удлиненную форму, напоминующую бурав. Живут они на песчаных или илистых грунтах на глубине 5-50 м. Благодаря своей форме башенки легко ввинчиваются в грунт под острым углом так, что наружу выглядывает только край устья. Башенки особо не утруждаются поиском пищи, всасывают воду через край устья и пропускают ее через жабры, на которых оседает детрит - органические частички.

Башенка-бурав (Turritella terebra) - самая крупная в семействе. Обитает она в Юго-Восточной Азии. Скромно окрашенная желудевая раковина достигает 13 см в длину. Выпуклые обороты раковины отделены друг от друга глубоким швом и украшены спиральной нарезкой в виде неглубоких желобков. Взрослый моллюск наращивает до 27-28 завитков - редкость среди улиток.



Башенка-бурав (Turritella terebra) из Таиланда и башенка углоустая (T. goniostoma) из Мексики.


Поскольку башенки не охотники, а пассивные фильтраторы, некоторые виды стали утрачивать аккуратно завинченную обтекаемую форму. Таковы представители рода башенок вермикулярии.



Vermicularia fargoi родом из Флориды.

Ближайшая родня башенок - семейство червеобразных улиток или верметид (Vermetidae). На улиток они вовсе не похожи, хотя и являются самими что ни на есть брюхоногими моллюсками. Эти улитки утратили всякую подвижность, а потому правильная закрученность раковины стала для них неважна. Устье у верметид круглое, запирается классической для брюхоножек роговой крышечкой. На голове животного сидит пара коротких щупалец с глазками. Два щупальцевидных придатка отходят также от передней части ноги над крышечкой, тогда как ползательная подошва ноги у этого семейства редуцирована за ненадобностью. Очень своеобразен способ, при помощи которого эти улитки захватывают пищу - главным образом опадающий на дно органический детрит. Поскольку ногу для ползания смазывать им не обязательно, ножная железа, чтобы не простаивать зря, выбрасывает обильную слизь, которая наподобие вуали нависает над устьем раковины. Через некоторое время выделенная слизь втягивается обратно вместе с налипшим на нее детритом. Интересно, что живущие колониями верметиды выбрасывают слизь синхронно, расставляя одну большую липкую сеть.



Шлейф ловчей слизи, выделенный верметусом (Vermetus sp.).

Такой образ жизни совсем не характерен для большинства улиток, но в великом биоразнообразии мирового океана всякому правилу находится исключение. Большинство верметусов невелики; размеры их редко превышают 8 см. Но и среди них встречаются гиганты. Такова силиквария (тенагодус) увесистая (Siliquaria = Tenagodus ponderosa) из северной Австралии, раковина которой дорастает почти до полуметра. Тенагодусы обычно живут в теле морских губок.




Вся эта вермишель (кстати, название этих макаронных изделий имеет все тот же червеобразный корень и в переводе с французского означает "червячки") - колонии верметид: слева Dendropoma sp. (ЮАР), справа Serpulorbis roussaei (Филиппины).

Коль уж я начал свой рассказ башенкой-буравом, закончу семейством винтовых улиток (теребрид), раковина которых также напоминает по форме узкий и длинный бурав. Интересно, что у этих, совсем неродственных улиткам-башенкам и верметидам, моллюсков глаза тоже сидят на щупальцеобразных отростках. Семейство насчитывает до 300 видов, обитающих на тропическом мелководье. Большинство видов - малютки, но встречаются среди них и настоящие коллекционные красавцы, крупнейшим из которых является теребра «меч марлина» (Oxymeris maculata).



Крупные теребры (специально положил пятак для сравнения) с Филиппин. Слева-направо: теребра "меч мерлина" Oxymeris maculata (о. Минданао), мускариновая теребра Terebra areolata (о. Оланго), шиловидная теребра Terebra subulata (Siquijor Island), капельная теребра Terebra guttata (о. Ламимус), разделенный акус Acus dimidiata (о. Бохол).

Многие теребры украшены яркими пятнами. Шиловидная теребра (Terebra subulata) бросается в глаза благодаря своей контрастной окраске. Нам такой рисунок раковины кажется красивым, однако для потенциальных хищников яркие пятна служат предупреждением. Теребры являются ближайшими родственниками ядовитых конусов, и как и конусы они - активные хищники. Очень похоже окрашена мускариновая теребра (Terebra areolata), чье видовое русское видовое название происходит от латинского названия красного мухомора, содержащего смертельный алкалоид мускарин. От шиловидной теребры мускариновая отличается тем, что на первом обороте раковины у нее не три, а четыре ряда пятен (см. фото выше).

Гладкая раковина разделенной теребры = акуса (Acus dimidiata) как бы состоит из двух спиралей, разделенных глубоким швом. От других Индо-Тихоокеанских теребр этот вид отличают ярко-красные или оранжевые контрастные пятна.

Мелкозубая теребра = акус (Acus crenulata) имеет толстостенную раковину белого или кремового цвета со светло-коричневыми пятнами и полосками. Вдоль шва, разделяющего обороты, тянется ряд небольших скругленных зубчиков. Для этой теребры достигает 15 см.



Мелкие филиппинские теребры. Слева-направо: акус мелкозубый Acus crenulata (юг о. Минданао), цингулотеребра трехрядная Cinguloterebra triseriata (о. Балют), теребра Аргус Terebra argus (о. Оланго), теребра янтарная Terebra succinаta (о. Сулу), гастулопсис продырявленный Hastulopsis pertusa (Aliguay Island).

Ребенком я жил в условиях железного занавеса и морскими раковинами любовался лишь в наборах открыток, в первом томе «Жизни животных», да еще на почтовых марках. В моем детстве многие мальчишки были заядлыми филателистами. Мы не просто копили марки, но еще и внимательно изучали то, что на них изображено, и всё класифицировали по темам. Кто-то собирал космос, кто-то лениных, кто-то технику или спорт. Я же заполнял свои альбомы живописью и природой. Марки закрепили в моей детской памяти имена художников, и очень многие названия животных и растений я также усвоил благодаря своему филателистическому хобби. Теперь коллекционеры чего-либо почти не встречаются среди юных людей. Поток информации сегодня так велик, что просто не успевает классифицироваться в сознании. А легкодоступность любой информации обесценивает ее. Жизнь превращается в матрицу, где поиск информации утрачивает практическую ценность и становится самоцелью. С одной стороны я тоскую по временам, когда часами тусил с кактусятниками, нумизматами, филателистами и библиофилами, а с другой понимаю: при такой перенаселенности и неумеренном природопользовании лучше переключить внимание людей с материальных предметов на виртуальное. Так можно экономить и на бумаге, и на поездках, и на чем угодно. Компьютер заменяет почти всё - он и библиотека, и кинотеатр, и музыкальный центр, и окно в мир, и даже денежные расчеты не нуждаются здесь в звоне презренного металла и хрусте банкнот. В виртуальном мире можно смело убивать и удовлетворять сексуальные потребности, не отходя от ноутбука. Короче, экономика должна быть экономной.



Марки с раковинами из экзотических стран, многие из которых уже не существуют, захватывали мое детское воображение. До сих пор их собираю. Сфотографировал марки с теребрами.

sea-shells

Previous post Next post
Up