ТРУПОТЕРАПИЯ ИЛИ ГОМЕОПАТИЧЕСКИЙ КАННИБАЛИЗМ

Nov 27, 2011 03:15

Перечитывал на досуге «Отелло» в переводе Пастернака и натолкнулся вот на такие строки, описывающие злосчастный платок, доставшийся Отелло от матери:

... Он из волокна
С магическими свойствами. Сивилла,
Прожившая на свете двести лет,
Крутила нить в пророческом безумье.
Волшебная таинственная ткань
Окрашена могильной краской мумий.

Что это за «могильная краска мумий» такая? Есть такой минеральный пигмент «мумия», имеет разные оттенки красного, получается обжигом железного купороса. Но тогда отчего же могильный?





Добрый шматок мумии (плоть с бинтами) со склада средневековой европейской аптеки. Правее: щедро расписанный сосуд для хранения вытяжки из мумии и туесок с порошком-мумификатом. Музей фармации, Краков.

Читаем современный английский вариант (он еще веселей):

69 'Tis true: there's magic in the web of it.
70 A sibyl, that had number'd in the world
71 The sun to course two hundred compasses,
72 In her prophetic fury sew'd the work;
73 The worms were hallow'd that did breed the silk;
74 And it was dyed in mummy which the skilful
75 Conserv'd of maidens' hearts.

Более приближенный к оригиналу перевод выполнил Лозинский:

Воистину. Его состав волшебен.
Сивилла, насчитавшая при жизни,
Как солнце обернулось двести раз,
Ткала его в пророческом наитье;
Шелк выпряден заклятыми червями
И выкрашен в составе, извлеченном
Из девичьих сердец.

При чем тут, спрашивается, мумии?!

А все, оказывается, очень просто. В еще недавнем прошлом различные снадобья, приготовленные из мумий, пользовались колоссальной популярностью. Сперва пользовали черную резиноподобную субстанцию, обнаруживаемую внутри древнеегипетских мумифицированных тел, но потом быстро перешли и на саму забальзамированную плоть. Уже в XI в. арабский целитель Али ибн Ридван рекомендует мумии дев, предпочтительно девственниц, как наиболее пользительные. На отвары и присыпки были перемолоты буквально тонны древнеегипетских мумий, как животных, так и людских. Поскольку египетских мумий на всех не хватало, вскоре мумией в смысле лекарства стали называть и сушеную плоть современников.

Мой английский словарь позапрошлого века к слову mummy выдает два значения:
  1. тело усопшего человека, забальзамированное и высушенного по рецептам древних египтян (совпадает с современным определением)
  2. вытяжка из мумий
Да, друзья, вытяжки эти готовили и продавали по всем аптекам Европы буквально еще недавно!

Снадобьям из мумий приписывались самые чудодейственные свойства. Помимо прочего они применялись для лечения эпилепсии, нагноений, различных сыпей, переломов, параличей, принимались при мигренях, в качестве противокашлевых, противоязвенных, закрепляющих желудок, кровоостанавливающих, противоядий и даже для лечения чумы (T.J. Pettigrew. History of Egyptian Mummies. London. 1834).

Король Англии Карл II регулярно натирался порошком из тертых мумий царственных особ древнего Египта, полагая, что сие чудодейственное средство уподобит его великим фараонам.

Не знаю, как формировались мысли средневековых христиан, но они полагали за комильфо поедать захороненные тела чьих-то предков, пусть и очень древние, но все же тела людей. Честно говоря, не желал бы я, чтобы мое тело или могильные останки моих предков разошлись по аптекам... Но, видать, воспитание тогда было таковым, что всякий нехристь за человека не полагался.

Впрочем, не гнушались в Средневековье и крещеными соотечественниками. В XIV веке уже завели обычай торговать свежей человеческой кровью и жиром прямо с эшафотов, а казнили тогда изрядно. И правда, чего добру пропадать?.. В те времена мясо было в большой цене, анемией страдали почти все, а потому использование человеческого «гематогена» было вполне целесообразным с медицинской точки зрения.



Чудно расписанные керамические сосуды для хранения нутряного человеческого жира в аптеках. Музей фармации, Краков.

Знаменитый немецкий алхимик Освальд Кролл, он же Crollius в своем трактате "Basilica Chymica" 1609 г. издания помимо прочего приводит вот такой занятный рецептик:

«Возьмите свежий неповрежденный чистый труп рыжеволосого мужчины 24 лет, казненного не ранее одного дня тому назад, предпочтительно через повешение, колесование или посажение на кол... Оставьте его на один день и одну ночь под солнцем и луной, затем разрежьте на полоски. Посыпьте порошком мирры, чтобы он не был слишком горьким. Замочите на несколько дней в винном спирте. Поскольку внешний вид трупа неотвратимо вызывает позывы тошноты, хорошо бы вымочить эту мумию в оливковом масле.»

Известный французский химик и фармацевт XVII в. Николя Лефевр несколько модернизировал рецептуру. Для начала, писал он, необходимо отрезать мышцы от трупа здорового и молодого мужчины, вымочить в винном спирте, после чего подвесить в сухом прохладном месте. Если воздух влажный или идет дождь, то данные эти мышцы нужно подвесить в дымоходе и каждый день сушить на несильном огне из можжевельника, с иголками и шишечками, до состояния матросской солонины.

Удивляться небрезгливости европейцев к подобным рецептам не приходится. Хотя нравы Средневековья, Возрождения и Просвещения были во многих своих проявлениях столь людоедскими, что знакомство с подробностями быта того времени сегодня просто шокирует.

Впрочем, Европой дело не ограничивались. Трупотерапия была популярна во все времена и во всех частях света.
К примеру, в одном древнеперсидском трактате рекомендуется "взять мужчину 30 лет, холить его и сытно кормить хотя бы некоторое время, затем утопить в отваре из трав с медом, опечатать сосуд с этим делом на 150 лет и после пользовать от всех хвороб."

Снадобья былых времен непременно ассоциировали с таинственностью во всех ее проявлениях, от тайноживущих ночных гадов до древних мумий, входящих в состав лекарства. Отсюда и рецептурные вычурности с солнцем и луной и шишечками с иголочками. Все эти подробности завораживали мистически мыслящих людей. И в наши дни экстракты из всяческих неприятных тварей (типа летучих мышей, шелковичных червей, ящериц, жаб и змей) «лечат» миллиарды людей. Одна китайская медицина чего стоит!





На полках традиционной аптеки в Шанхае. 2009 г. На средней фотографии представлены сушеные гусеницы бабочек рода Thitarodes, пораженных паразитическим грибком кордицепсом китайским. В Китае это очень популярное снадобье от различных хвороб от импотенции до рака, однако в исследованиях эффективность не подтверждается.

Кстати, популярное до сих пор мумиё созвучно «мумиям» не случайно. Эта органическая субстанция, обнаруживаемая в скальных расселинах и в пещерах Центральной Азии, напоминает по виду застывший гудрон. Самое обычное мумиё - это по сути окаменелые экскременты пищух или летучих мышей вперемежку с многовековой пещерной пылью. И «мумия» и «мумие» имеют общий древнеперсидский корень «mum» = воск, бальзам. Мне, как доктору, понятно, что из дерьма, даже очень древнего, лекарства не сделать. Понятно это, впрочем, не только мне, поскольку мумиё, несмотря на его популярность, официальная медицина не признает. Народ же, менее отягощенный врачебными премудростями, всякой дряни не чурается, и даже напротив - чем гадче, вонючей и жгучей снадобье, тем лучше отрабатывается плацебо-эффект.

В ход шла не только мумифицированная плоть, но и кости. Огромным спросом пользовались человеческие черепа. Читаем у Дж. Френча в его «Искуство экстрагирования» (The Art of Distillation, London, 1651):

«Знаменитая эссенция делается из Cranium Humanum (череп человека по-латыни). Возьмите человеческого черепа, сколько пожелаете. Поколите на маленькие кусочки, поместите в стеклянную реторту, хорошенько замазанную, с тщательно притертым резервуаром. Поставьте реторту на сильный огонь и варите, пока не перестанет отходить дым. В итоге получите желтоватю эссенцию, красное масло и летучую соль. Отберите эти соль и эссенцию и вываривайте в бальнеуме 3 месяца. Так вы получите отличнейшую эссенцию. Она исцеляет падучую болезнь, подагру, водянку, закрепляет желудок и действительно укрепляет все, что слабо в теле, и, таким образом, может считаться панацеей»



Сосуд для хранения эссенции человеческих черепов (слева) и кувшин для разливания отвара этой эссенции. Музей фармации, Краков.

Шекспиром начал, им же и закончу свой пост. Итак, рецепт колдовского зелья из "Макбета":

1-я Ведьма
Вкруг котла начнем плясать,
Злую тварь в него бросать;
Первым - жабы мерзкий зев,
Что, во сне оцепенев,
Средь кладбищенских камней
Яд скопляла тридцать дней.

Все три вместе
Жарься, зелье! Вар, варись!
Пламя, вей! Котел, мутись!

2-я Ведьма
И змеи болотной плоть
Надо спечь и размолоть;
Лягвы зад, червяги персть,
Пса язык и мыши шерсть,
Жала змей, крыло совы,
Глаз ехидны, - вместе вы
Для могущественных чар
В адский сваритесь навар.

Все три вместе
Жарься, зелье! Вар, варись!
Пламя, вей! Котел, мутись!

3-я Ведьма
Кость дракона, волчье ухо,
Труп колдуньи (Witches' mummy), зуб и брюхо
Злой акулы, взятой в море,
В мраке выкопанный корень,
Печень грешного жида,
Желчь козла кидай сюда,
Тис, что ночью надо красть,
Нос татарский, турка пасть,
Палец шлюхина отродья,
Что зарыто в огороде,
Пусть в котле кипит и бродит.
В колдовской бросай горшок
Груду тигровых кишок.

Все три вместе
Жарься, зелье! Вар, варись!
Пламя, вей! Котел, мутись!

2-я Ведьма
Кровь из павианьих жил,
Чтоб состав окреп, застыл.

fuflo, psychology, diseases

Previous post Next post
Up