ОКСКАЯ ФЛОРА ИЛИ КУДА ПОДЕВАЛИСЬ МАМОНТЫ?

Jun 01, 2016 19:09

И снова зарисовки подмосковного натуралиста. Продолжаю фотоотчет с майских праздников. Пашина дача отстроена в дубраве, примыкающей к деревне Никифорово, что в Серпуховском районе. От нее в пешей доступности Приокско-Террассный биосферный заповедник, но и не углубляясь в особо охраняемые территории, много чего интересного можно обнаружить в никифоровских луго-степных фитоценозах по левому (северному) берегу Оки. Эти места являются осколками так называемой окской флоры - прелюбопытного растительного сообщества с примесью типично степных растений, характерных для более южных регионов.




Наши краснокнижники: слева - тюльпана Биберштейна (Tulipa biebersteiniana), справа - рябчик русский (Fritillaria ruthenica). Растут на сохранившихся после распашки крохотных островках по краям картофельных полей.

Погостить в начале мая в деревне Никифорово и не увидеть рябчик русский (Fritillaria ruthenica) - непростительное упущение для натуралиста. Здесь ещё сохранились лужковская и никифоровская степные колонии этого редкого растения. Здесь же, на левом берегу Оки, и заканчивается Северная граница его ареала. Рябчик русский - стремительно сокращающийся вид, тому способствует распашка, выпас и уничтожение его местообитаний. Это многолетнее луковичное растение из семейства лилейных зацветает на 4-5-ый год, его листья оканчиваются усиковидно закручивающейся верхушкой, которой растение может цепляться за стебли соседних трав. Но любование цветущим рябчиком было бы неполным без созерцания его соседа - тюльпана Биберштейна (Tulipa biebersteiniana). Это еще один лилейный эфемероид конца апреля - начала мая, тоже краснокнижный. Этот вид имеет широкий ареал, заходящий в Малую Азию, на Кавказ и на юг Западной Сибири. В Московской же области численность этого красавца стремительно сокращается (сохранилось всего 10 его популяций). Оба растения - примечательные представители луго-степной окской флоры, оба охраняется в Приокско-Террасном заповеднике.



Пойму Оки давно уже перепахали, так что остается только гадать, как выглядели здешние степи раньше. Еще интереснее - как они выглядели до прихода в эти места первобытных охотников, перебивших около 10 тыс лет назад всех растительноядных гигантов - представителей плейстоценовой мегафауны вроде мамонтов, шерстистых носорогов, овцебыков, бизонов. Вымирание копытных дополнительно связывают и с экспансией медленно растущей, мало питательной и даже, отчасти, токсичной тундровой и таежной растительности, рост которой в прежние потепления регулировался огромными стадами мамонтов, формировавших криофитные саванны, где преобладала луговая растительность, питательная и быстро растущая. Она доминировала потому, что мамонты расчленяли массивы тайги и кустарников, а бизоны, овцебыки, лошади и олени разбивали моховый покров. Все вместе, но, в первую очередь - мамонты, удобряли почву огромным количеством навоза. Из-за выпаса мамонтов было много молодых, отраставших в силу компенсаторного роста побегов древесно-кустарниковой и травянистой растительности. Они служили основой питания прочим крупным травоядным. Мамонтов и прочую мегафауну погубил, судя по всему, не посуровевший климат, а именно homo sapiens, поскольку мегафауна благополучно пережила до этого более 20 циклов похолоданий и потеплений. В итоге степи сменились хвойными и лиственными лесами, кои и процветали по всей Европе до тех пор, пока охотников, пришедших сюда около 23 тыс лет назад, не сменили земледельцы железного века, повырубавшие большие лесные массивы под распашку и на дрова. Вот и наблюдаем мы сейчас это, собранное из осколков разных времен, флористическое лоскутное одеяло. Бизон, кстати, в его современной форме (зубр) интродуцирован в Приокско-Террассный заповедник.




Еще один интересный представитель окской флоры (тоже из Красной книги Московской области) цветет в это же время. Это бурачок Гмелина (Alyssum gmelinii) из семейства крестоцветных. Его можно встретить на нарушенных участках - отвалах канав, около дорог, по сухим лесосекам и заброшенным пашням. Дополнил этими фото статью в Википедии, заодно отредактировал текст.

В начале мая в наших лесах из-под палой листвы возникают вот такие интересные розовые соцветия. Принадлежат они паразитическому растению из семейства заразиховых. На Руси его называют петров крест чешуйчатый (Lathraea squamaria). В апреле в Амстердаме любовался его ярко-фиолетовыми собратьями в парках, а здесь вот наш вид, сосущий соки из черемухи, ольхи и орешника. Большую часть жизни петров крест проводит под землёй и на свет божий может явить свои соцветия лишь на 10-14 год жизни! Подземные стебли ветвятся под прямым углом, отсюда и русское родовое название. Опыляется шмелями, как на этом фото.



Это соцветие петрова креста чешуйчатого (Lathraea squamaria) еще не успело выпрямиться, так что хорошо видны цветки.

plants

Previous post Next post
Up