Тем, кто новосибирского "Тангейзера" не смотрел (то есть практически всем нам) будет интересно прочесть открытую публикацию на ФБ-странице
Ларисы Барыкиной, искусствоведа и музыкального критика, эксперта "Золотой маски":
«Значит так. Мир не без добрых людей, и мне-таки удалось посмотреть постановку оперы "Тангейзер". Ту самую. В записи. Сразу предупреждаю, откуда взяла - обещала не раскрывать.
Первое впечатление сильнейшее. Абсолютно внятное, логически осмысленное высказывание. Тема: художник и его творчество. Причем творчество не как упоительный процесс, полный свершений и открытий, а как адски мучительное, разрушительное наваждение, кара и мука, ведущие к непониманию окружающих, тотальному одиночеству, социопатии.
Да, вместо певца-миннезингера Тангейзер и его «коллеги» становятся кинорежиссерами, а их ристалище - соответственно престижным кинофестивалем в Вартбурге. Да, здесь художник не мечется между двух огней, любовью земной и возвышенной (Венера становится артисткой в снимаемом им фильме, а Елизавета - его матерью и арт-директором фестиваля), он здесь беспредельно одинок, и лишен какой-либо любовной линии намеренно. Но как же увлекательно все придумано и поставлено! Удивляет даже не режиссерская вольность Кулябина по сочинению нового сюжета (да мало ли в мире режиссеров-придумщиков!), а степень и качество его воплощения на сцене. Во всем и всеми. Артистами, хором, массовкой. Приличный каст (Дмитрий Ульянов - отлично!).
Ясно, что работала мощная и креативная команда. И всю дорогу не покидала мысль, что этот спектакль удивительным образом предвосхитил и предсказал все, что потом произошло. Творец всегда рискует быть подвергнутым остракизму.
А вот теперь про всеобщий шум.
На фото - афиша оперы, она кого-то оскорбляет? Что за бред несут многочисленные ее хулители? Да, был еще скандальный постер фильма «Venusgrotte», который собственно и снял герой оперы. Этот постер (реплика афиши известного фильма «
Народ против Ларри Флинта») появлялся на несколько секунд в первых двух показах. Потом его убрали, в связи со скандалом. Все! Скажу больше. Те, кто говорят, что посмотрели спектакль в записи, и он их чем-то там «оскорбил», намеренно лгут. На видео разглядеть спускаемый сверху постер практически невозможно, свидетельствую. Значит, всем намеренно подкладывали эту картинку, выдавая ее за афишу спектакля и «концентрат замысла» постановщиков!
Кстати, еще вчера думала, что Кончаловский просто был введен в заблуждение, но после объявления планов Кехмана (Андрон будет переносить в Новосибирск своего туринского «Бориса Годунова») сомнений не осталось. Все, кто вовремя подсуетился и «осудил» - свои дивиденды за это получат.
Итоги чудовищны. Несмотря на решение суда. Спектакль убит. Серьезный директор, не сдавший спектакль и всех остальных, - уволен. Театром приходит рулить
сами знаете кто…
Но добило меня вчерашнее шоу Соловьева, на которое я наткнулась случайно, услышав слово «Тангейзер»… Это было нечто! Героически держались Андрей Максимов и особенно Марина Давыдова (за рейдера - отельное спасибо), но общий ор, иезуитство ведущего, подтасовки и вранье всех остальных, включая бананового директора и человека в рясе… Их напор, мелочные идейки на предмет финансирования искусства, не просто неуважение людей театра, презрительное к ним отношение - в общем, я в оторопи до сих пор.
Куда плывем и что нам ждать...»
Я тоже считаю, что в последнему предложению знак вопроса не требуется...