15 июня в ток-шоу Оксаны Пушкиной
«Я подаю на развод» на «Первом канале» главный герой выпуска Николай Цискаридзе высказал сомнения в тяжести полученных Сергеем Филиным травм, назвав «сказками» сообщения о 18 операциях, перенесенных худруком Большого театра после кислотной атаки, потрясшей в прошлом январе все мировое культурное сообщество. Народный артист Цискаридзе, сделавший свои сенсационные заявления, усомнился и в самом наличии ожогов у Сергея Филина.
Фото: Екатерина Чеснокова/РИА Новости
Мне трудно проследить логику Николая, отлично понимающего, что выдающиеся врачи двух стан, следователи, журналисты и родные Сергея, включая его малолетних детей, не могут вступить в единодушный сговор в попытке инсценировать такую чудовищную травму. Даже если такая мысль и приходит в голову народному артисту, он наверняка не единожды слышал свидетельства своих коллег, примчавшихся в день трагедии в 36-ю Горбольницу, куда был экстренно госпитализирован Филин. Допускаю, впрочем, что Николай в последнее время руководствуется какими-то параноидальными идеями и никому в театре не верит. Тогда его могли бы окончательно убедить показания находящегося под стражей Заруцкого, признавшего, что именно он совершил нападение с применением электролита (раствор серной кислоты). Но нет же! - и профессора с академиками брешут, и дети Филина играют в грязные игры, и исполнитель преступления сам себя оболгал; и всё с одной лишь крамольной целью - подставить и уволить звезду отечественного балета. Если я чего-то в рассуждениях Николая недопонял, прошу прощения, но иных вариантов я здесь не вижу: либо Цискаридзе клевещет намеренно, либо что-то не так с его рассудком.
"Уверение святого Фомы" кисти Караваджо (1601-1602 гг.) из Картинной галереи Сан-Суси повествует о библейском случае с апостолом Фомой (он же "Фома неверующий" в русском фразеологизме), в котором наблюдалась обратная картина: Фома не верил собственным глазам, настолько конфликтовал вид воскресшего Христа с его разумом. Чтобы уверовать в чудо, Фоме потребовалось вложить персты в раны Спасителя. Сомнения Фомы, впрочем, понять можно...
Тот же «Первый канал» частенько просит меня дать те или иные экспертные комментарии по самым разным вопросам о здоровье. От большинства этих предложений приходится отказываться, поскольку темы подбираются в стиле абсурд-рафинад - настолько нелепые, что даже комментировать их невозможно. Чем нелепей высказывание, чем абсурдней телешоу - тем выше рейтинги. Вот и на заявления Николая, боюсь, некоторые телезрители могли отреагировать с доверием.
Посему считаю своим прямым долгом врача отреагировать, ибо:
- я лично был вовлечен в организацию офтальмологической помощи Сергею Филину в первый день после нападения;
- заявления г-на Цискаридзе дискредитирует моих коллег, не раз уже подтверждавших факт химического ожога в печати и на ТВ;
- неверные сведения о мерах первой помощи наносят вред общественному здоровью;
- распространяемые через СМИ ложные утверждения вызывают значительный психологический стресс и оказывают неблагоприятное воздействие на процесс выздоровления Сергея Филина.
Поскольку я не являюсь специалистом в области офтальмологической травмы, решил подключить к своим разъяснениям доктора Макарова. Именно его он оперировал глаза Сергея Филина на следующий день после трагедии.
Справка: Макаров Павел Васильевич - доктор медицинских наук, врач-хирург высшей категории. Специализация: консервативное и хирургическое лечение травм глаза и их последствий; комплексное лечение ожоговой травмы и восстановительное лечение последствий ожогов глаз (реконструктивные операции, аллолимбальная и аутолимбальная трансплантация, кератопластика, кератопротезирование). Разработчик клеточных технологий лечения ожоговой болезни глаз. (сайт НИИ Глазных болезней им. Гельмгольца:
http://www.igb.ru/trauma-person)
ЧЕМ ВЫЗВАН ОЖОГ?
Я: В последнее время в прессе много рассуждают о том, была ли жидкость, вызвавшая ожог, действительно кислотой (сомнение посеял все тот же господин Цискаридзе). Журналисты много рассуждают о концентрации кислоты, о том, чем она была разбавлена и т.п. В медицинской практике точная химическая формула кислоты особого значения не имеет. Ожоги от всех кислот (за исключением плавиковой) - серной, соляной, азотной или уксусной протекают по единому сценарию и лечатся единообразно. Врач достаточно точно может определить по клинической картине, что речь идет именно об ожоге кислотой, а не щелочью, и этого ему вполне достаточно для того, чтобы определиться с тактикой ведения пострадавшего. Определение точной формулы химического агента имеет значение только для следствия.
Конечно, глубина поражения во многом зависит от концентрации кислоты. Концентрированная кислота более агрессивно поражает органику, чем разбавленная. Однако также имеет значение и экспозиция, т.е. время воздействия кислоты на ткани. Именно поэтому так важна незамедлительная первая помощь при ожоге кислотами, особенно если задеты глаза.
СНЕГ
Павел Макаров: Конечно же Сергей поступил правильно, что начал немедленно прикладывать к глазам снег как единственно доступное в той ситуации средство. Во-первых, снижение температуры поражающего агента замедляет его реакцию с тканями глаза [прим. - понижение температуры на 10 градусов снижает скорость химической реакции в два раза], а во-вторых, талая вода разводит кислоту, значительно снижая ее концентрацию. Промывание глаз при попадании в них кислоты желательно начинать как можно раньше, в первые же минуты. Примерно через 3 часа кислота успевает прореагировать уже полностью.
Я: Во всех серьезных профессиональных рекомендациях по первой помощи промывать глаза при химических ожогах рекомендуют только водой, каковой и является снег. Также рекомендуется охлаждать поврежденную поверхность. При возможности следует как можно раньше промыть глаз струей холодной воды, насильно разведя веки. Николай Цискаридзе произнес: «Человек говорит: “Я умылся снегом”. Сочетание снега и серной кислоты - любой, кто понимает в химии, скажет, что это не просто катастрофа, это ужас, ужас, ужас, ужас». Это утверждение не обосновано. Напротив - Сергею Филину очень повезло, что в ту ночь выпал снег и что он не растерялся и начал промывать им глаза. Конечно же, боль от ожога кислотами такова, что разомкнуть веки очень тяжело, поэтому возможности такой самопомощи относительны. Но все же любое разведение кислоты имеет значение, а уж что касается химических ожогов кожи, здесь талый снег - идеальное средство первой помощи.
ПОВЯЗКИ ПРИ ОЖОГАХ
Я: Г-н Цискаридзе рассказал, что в детстве стал свидетелем лечения тяжелых ожогов (надо полагать термических) у своего близкого родственника и привел свой жизненный опыт в качестве аргумента в пользу гипотезы об инсценировке нападения на Филина : «Это очень страшная вещь, и нельзя прикрывать ничем: гниение начинается. А тут повязка, будто черепно-мозговая травма».
П.М.: Различают два способа ведения ожогов - открытый и закрытый. Каждый имеет свои показания. Сергея Филина лечили закрытым способом (с повязками), поскольку использовалась современная методика с выращенными фибробластами.
КАК ДОЛГО ДЛИТСЯ ОЖОГОВАЯ БОЛЕЗНЬ ГЛАЗ?
П.М.: В принципе болезнь длится и способна рецидивировать всю жизнь. К обострениями могут приводить самые различные заболевания, воздействующие на иммунную систему. Дело в том, что при повреждении роговицы запускаются аутоиммунные механизмы, когда иммунные клетки начинают атаковать собственные ткани. Однако наибольшее значение для прогноза имеет другое. Важно, насколько непоправимо кислота повредила перилимбальную зону - группу клеток
лимба на границе между конъюнктивой и роговицей глаза. Именно деление клеток перилимбальной зоны возмещает гибнущие клетки роговицы. Если перилимбальные клетки выжигаются, регенерация клеток роговицы начинает идти от конъюнктивы, а та дает клетки, не способные создавать прозрачный слой, - они прорастают сосудами и часто изъязвляются.
КАКОВО СОСТОЯНИЕ ЗРЕНИЯ СЕРГЕЯ НА СЕГОДНЯ?
Я: Павел Васильевич, по официальным заявлениям в прессе на текущий момент Сергей ничего не видит правым глазом, тогда как зрение на левом сохранено на 10%. Насколько серьезно такое состояние и есть ли надежда на то, что Сергей будет видеть?
П. М.: Насколько я понимаю, правый глаз Сергея остается зашитым, так что видеть им пока ничего невозможно. Кроме того, врачи борются с ожоговым заворотом век, развившееся катарактой (помутнением хрусталика) и другими осложнениями химического ожога, которые также снижают зрение. Что касается левого глаза, я рад, что Сергею удалось сохранить хотя бы 10% зрения, поскольку знаю, насколько серьезным был ожог. Надеюсь, что усилиями немецких коллег зрение Сергея удастся восстановить до приемлемого уровня, однако давать каких-то конкретных прогнозов я не стану в силу множества факторов, способных влиять на течение ожоговой болезни.
P.S.: Со стороны врачей-комбустиологов заявления г-на Цискаридзе прокомментировал Юрий Иванович Тюрников (заместитель главного врача Горбольницы № 36, руководитель ожогового центра):
http://www.itar-tass.com/c9/777355.html______________________________________
Для тех, кто все еще сомневается, рекомендую прочесть опубликованное сегодня
свидетельство премьера Большого театра
Артема Овчаренко. Думаю, за ним последуют и другие.
P.S.: Как я и ожидал, появилось и
свидетельство примы-балерины Большого театра Евгении Образцовой, которая проведала на днях Сергея в клинике Ахена.
Вдогонку очень взвешенное размышление:
"Что же произошло в Большом театре".