МРАКОБЕСИЕ ПО "КУЛЬТУРЕ"

Feb 07, 2013 15:13

В интересные времена живем! Обыватель учит врачей как, кого и от чего следует лечить. Духовенство наставляет педагогов светских школ, как им следует преподавать биологию, в частности, дарвинизм... А между тем человек, родившийся и повзрослевший в условиях деградировавшей общеобразовательной системы, просто не имеет знаний и навыков для того, чтобы отличить популистский бред от доказательных теорий и гипотез. На эту прискорбную тему я уже как-то сетовал в посте " ЗДРАВОМЫСЛИЕ или ПРЕЗУМПЦИЯ ОТСУТСТВИЯ ЧУДА".

Равнодушно наблюдать за декортикацией соотечественников как-то негоже... Потому еще раз решил рекомендовать действительно качественный научный сайт АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, посвященный эволюции живой природы вообще и происхождению человека в частности. Модерируется этот ресурс настоящими учеными, а не поп-шарлатанами. К слову о поп-шарлатанах. 26 апреля 2012 г в программе «Академия» канала «Культура» с лекцией «Оценка теории эволюции» выступил Алексей Ильич Осипов - русский богослов, педагог и публицист; профессор Московской Духовной Академии; доктор богословия honoris causa; член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви; академик РАЕН. Выступление А.И. Осипова стало заключительным в спецкурсе "Происхождение человека", состоявшем из 4-х лекций.



"Обезьяны судят об искусстве" (1889), Габриэль Макс. В Новой пинакотеке в Мюнхене эта картина привлекла моё внимание множеством вполне узнаваемых лиц :)

Каким образом на канале в программе "Академия", да еще и на лекциях по происхождению человека очутился богослов - совершенно непостижимо. Допускаю, что в голове обывателя профессор Духовной Академии и профессор-биолог - фигуры равнозначные и равноубедительные, а авторитетная государственная академия, каковой является, например, Российская академия наук, звучит столь же весомо, как и полумракобесная общественная Российская академия сверхъестественных наук (РАЕН) - что там академики, что здесь. Но мне как-то грезилось, что программу "Академия" курируют всё же не просто обыватели... Очень порадовало, что редакторы АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ не поленились прокомментировать лекцию псевдоученого. Делаю перепост статьи "Профессор А.И. Осипов об эволюции человека: 15 ошибок за 15 минут". Полностью чудо-лекцию можно прослушать здесь.

В таблице, приведенной ниже, слева - дословные цитаты из выступления А.И.Осипова, справа - комментарии специалистов.

Цитата  из выступления А.И. Осипова

Комментарии специалистов

Здесь можно найти очень много различных характерис- тик, которые действительно свидетельствуют об уникаль- ности человеческого существа.

Он самоосознающая личность. Конечно, мы не можем думать, как обезьяна сама себя осознает, или поросенок, свинья. Говорят, по телу человек ближе всего вот к этому, последнему, не хочется повторять даже.

Профессор Осипов повторяет распространенное заблуждение. И анатомически, и генетически ближе всего к человеку человекообразные обезьяны, прежде всего шимпанзе. О мифе про свинью:

Во-первых,  должны Вас разочаровать: пока что дальше пересадки свиного сердечного клапана дело не идет. Пересадка целых органов, вероятно - дело не очень отдаленного будущего.

Во-вторых, я не знаю, дорогой читатель, едите ли Вы свинину. Но многие Ваши соотечественники - едят. Спросите такого соотечественника - согласился бы он откушать суп из… шимпанзе. Отдельный вопрос - сколько стоил бы такой суп.

Ведь дело не только в генетической близости. Для массовой пересадки органов (а перед медиками-трансплантологами стоит именно такая задача) необходимо животное-донор:
  • хорошо изученное (желательно, давно и широко разводимое в неволе, без неожиданных «болячек»);
  • легко размножающееся в неволе;
  • подходящее по размерам;
  • дешевое;
  • эксперименты на котором не вызывали бы бурных протестов мирового сообщества…

Любая обезьяна тут проигрывает свинье по большинству статей (см. подробней здесь).

Дело вот в чем. Теория эволюции имеет очень серьезные изъяны. И я иногда даже удивляюсь, когда на ней так настаивают. Первое. Интересно, какая наука знает закон возникновения жизни из неживой материи. Есть такой закон или нет? Нет. Ни один ученый не скажет. Нет такого закона, чтобы неживая материя могла так организоваться, чтобы возникла жизнь. Где этот закон? Опишите его, дайте? Его нет. До сих пор это остается проблемой номер 1. Как возникла в принципе жизнь? А это же начало эволюции.

Профессор Осипов совершает распространенную ошибку

А. В. Марков:
Во-первых, теория эволюции не имеет никакого отношения к проблеме возникновения жизни из неживой материи. Эволюционная биология изучает эволюцию жизни, а не ее зарождение. Даже если допустить, что земная жизнь была кем-то создана искусственно (например, Богом или инопланетянами), это не отразится на эволюционной биологии, которая рассматривает жизнь как данность. Проблема зарождения жизни из неживой материи исследуется в рамках другой теории - абиогенеза. Что касается вопроса проф. Осипова "какая наука знает...?", то наука эта называется "пребиотическая химия" (prebiotic chemistry). Она в последние годы претерпевает бурный расцвет. Чтобы изложить хотя бы вкратце ее основные достижения, потребовалось бы написать большую статью, а лучше книгу. Краткие конспекты можно найти здесь здесь.

Второе, если хотите, я бы сказал очень важное. Сама вероятность возникновения жизни. Сколько раз пытались ученые подсчитывать. Оказывается, эта вероятность нулевая. Из сцепления различных молекул чтобы образовалась клетка живая. Это что-то невероятно, это равносильно тому чтобы непрерывно сыпать буквы алфавита и ждать, когда же Евгений Онегин наконец появится. Или тем более какая-нибудь большая энциклопедия.

Можно предполагать, что может быть когда-нибудь. Но это же невероятно. Один ученый, кстати биолог крупный, так и сказал, что возникновение клетки равносильно тому, как если бы самую ученую обезьяну заставить напечатать Библию 400 раз без единой ошибки. Вот что такое возникновение жизни. 10 в минус 255 там…

Откуда? Почему же это утверждается?

1. Здесь, как и в нескольких других местах, профессор Осипов не удосужился назвать источник своих утверждений. Цитируемое высказывание про обезьяну и Библию принадлежит Бену Хобринку, автору книги «Современная наука в Библии». Этот «крупный биолог» не имеет ученой степени и публикаций в научных журналах, и известен в основном своей миссионерской деятельностью.

2. Чтобы показать, сколь низка вероятность возникновения жизни, профессор Осипов прибегает к метафорам, которые могут произвести впечатление на несведущего слушателя. Но понимает ли А.И.Осипов, о чем говорит?

А. В. Марков:
Точно оценить вероятность возникновения жизни во Вселенной на данный момент невозможно. Например, если верна концепция мультиверсума (множественных вселенных), многими физиками рассматриваемая вполне серьезно, то где-нибудь в этом огромном мироздании даже очень маловероятное событие обязательно произойдет. Однако физика пока не дала окончательного ответа на вопрос о размерах мироздания и количестве в нем планет, потенциально пригодных для жизни. Без этих цифр говорить о достоверных оценках вероятности возникновения жизни во Вселенной вообще нельзя. Речь, разумеется, идет вовсе не о "возникновении живой клетки из сцепления молекул". Вопрос к настоящему времени радикально сузился. Мы уже знаем, что абиогенный синтез простой органики (простые углеводы, аминокислоты, азотистые основания и т.п.) реально происходит в разнообразных естественных обстановках: как в космосе, так и на Земле (например, в гидротермальных источниках); следует упомянуть также самопроизвольный синтез органики из углекислого газа на поверхности кристаллов сульфида цинка (абиогенный фотосинтез); образование органики в вулканических газах под действием электрических разрядов; недавно открытые реалистичные пути абиогенного синтеза нуклеотидов и мн. др. Ключевой вопрос сводится к тому, как из этой абиогенно синтезированной органики сформировались первые репликаторы - комплексы органических молекул, катализирующие синтез собственных копий. Такие "содружества" синтезирующих друг друга молекул, обладающие наследственной изменчивостью, и были самыми первыми объектами, которые мы могли бы назвать "живыми". Как только появляется размножение молекул с наследованием случайных изменений, начинает работать "дарвиновский" эволюционный механизм. Начинается собственно эволюция В рамках теории абиогенеза, таким образом, самое главное - это оценить вероятность появления первых репликаторов. И вот эту вероятность пока оценивать несколько преждевременно, потому что как раз в этой области в последние годы наблюдается потрясающе быстрый прогресс. Становится ясно, например, что молекулы РНК - наиболее вероятные кандидаты на роль первых репликаторов - поначалу могли размножаться не только и не столько путем матричного синтеза (как ДНК в современных живых организмах), но и путем рекомбинации, сборки собственных копий (или копий других молекул РНК) из комплементарных коротких фрагментов-олигонуклеотидов. Олигонуклеотиды, в свою очередь, могли размножаться при помощи рибозимов-полимераз (уже известны молекулы РНК с полимеразной активностью, способные копировать путем матричного синтеза молекулы РНК длиной до 95 нуклеотидов), а другие рибозимы-лигазы могли собирать из олигонуклеотидов более крупные молекулы РНК. Проведенные недавно эксперименты показали, что молекулы РНК, способные к взаимной "сборке", склонны самопроизвольно формировать содружества - каталитические циклы, в которых одни молекулы собирают из кусочков другие. Поразительно, что такие сообщества рибозимов, основанные на кооперации, побеждают в прямой конкуренции "эгоистов" - молекулы РНК, собирающие только копии самих себя. Пока не иссякнет поток подобных открытий, говорить о точных оценках вероятности происхождения жизни рано. Ведь каждое такое открытие, очевидно, требует пересмотра этих оценок в сторону увеличения.

А возьмите такой факт еще. Мы говорим: да, один вид в другой. Дарвин так надеялся на это, что путем борьбы, естественного отбора это произойдет. Он не сомневал- ся, что будет где-то найдена эта переходная форма, особенно от обезьяны к человеку.

1. Профессор Осипов путает. Сам Чарльз Дарвин о «переходной форме от обезьяны к человеку» нигде не пишет. Идея питекантропа принадлежит Эрнсту Геккелю.

2. Первые находки переходных форм были сделаны еще при жизни Дарвина - в частности, знаменитый археоптерикс, первый экземпляр которого был найден в 1861 году, через 2 года после выхода «Происхождения видов». (см. свежий и подробный материал про археоптерикса).

И вы знаете? Открою вам секрет.

Рассказанное профессором Осиповым далее, возможно, является секретом для наивных студентов - слушателей его лекций. Однако эта история описана даже в популярных советских книжках по истории вопроса.

Где-то, по-моему в 30-е годы нашли. Челюсть обезьяны, лоб, голова человека. Это был знаменитый пилтдаунский человек. Чем кончилась эта находка? Оказалось - фальсификация. Такой срам! Это морочили голову несколько десятков лет, лет 30 по-моему.

1. Профессор Осипов ошибся. Пилтдаунская «находка» сделана в 1912 году.

2. Показательно, что профессор Осипов ограничивает рассказ о свидетельствах эволюции человека пилтдаунской фальшивкой, ни словом не обмолвившись:

и о ряде других находок, сделанных ДО 30-х годов 20-го века (см. рис. 1)

Нет переходных никаких ступеней между лошадью и коровой, между козой той же и я не знаю. Нет их. У всех высших млекопитающих животных ничего найти не могут. Палеонтологи ищут. Дарвин-то надеялся: найдем все переходные ступени. Ибо если эволюция - это действительно закон жизни - мы должны иметь все переходные ступени.

1. Профессор Осипов заблуждается. «Переходной ступени» между лошадью и коровой быть не может, это представители разных отрядов млекопитающих, разошедшихся как минимум в эоцене (40-50 миллионов лет назад), если не раньше, к тому же оба животных - современные. Лошадь не является предком коровы, и наоборот. Искать между ними переходные формы столь же осмысленно, как между танком Т-80 и Запорожцем. 2. Профессор Осипов, видимо, не подозревает, что эволюция множества млекопитающих (например, упомянутой лошади) хорошо изучена. Для того, чтобы в этом убедиться, нужно всего лишь сходить в Палеонтологический музей или ознакомиться с литературой.

«Эволюция лошади достаточно полно прослеживается в Северной Америке. Древнейший представитель лошадиных - гиракотерий Hyracotherium, также известный как Eohippus) - был размером с лисицу и жил в Северной Америке 54 миллиона лет назад (нижний эоцен), а затем распространился в Европу и в Азию. Это было животное легкого, стройного телосложения, с короткими ногами, но приспособленное к бегу. У него было четыре пальца на передних ногах и три пальца на задних, пальцы располагались практически вертикально. Резцы были маленькие, коренные зубы приплюснуты и покрыты сверху эмалью.
Вероятный путь развития лошадей от гиракотериев к современному виду включает не менее 12 родов и несколько сотен видов…»

http://evolbiol.ru/evidence03.htm

Список некоторых переходных форм - см. здесь.

В полной степени это касается и эволюции человека, общая картина которой восстановлена уже более 40 лет назад (см. «Миф о недостающем звене», а также схему эволюции человека по современным данным. Как мы уже писали, в настоящее время в каталоге портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ представлена информация о примерно 400 ископаемых находках - при том, что это только часть материалов).

3. Требование, чтоб для всех живых существ сохранились ВСЕ ископаемые предки - говорит о безграмотности профессора Осипова. Если бы все «переходные ступени» поголовно сохранялись, то биосфера не смогла бы функционировать, ибо мы бы ходили по горам останков предков, а живым существам не из чего было бы строить свои тела и брать энергию. 99% погибающих существ редуцентами разбираются обратно на молекулы и включаются в обмен веществ, дав возможность жизни следующих поколений. Но и тех находок, что мы имеем, хватает, чтобы увидеть эволюционные последовательности большинства групп, имеющих твёрдые структуры в теле и многих - таких структур не имеющих

Вот человек развивается эволюционно. Как? Я о чем говорю: вот родился и до старости. Любой момент мы вам покажем. А здесь где же? А здесь что случилось?

По мнению профессора Осипова, если эволюция - факт, то наблюдать ее должно быть столь же легко, как «любой момент» жизни нашего соседа по комнате.

Риторические вопросы профессора Осипова можно переформулировать в более общем виде так: «Почему очевидное - очевидно, а неочевидное - неочевидно?» Если бы любые явления были столь же легко наблюдаемы, как прорезывание молочных зубов у ребенка,  наука была бы простым и приятным занятием.

Можно было бы продолжить:
  • почему мы можем показать любой момент полета мяча над футбольным полем, но не можем показать любой момент полета электрона вокруг атомного ядра
  • почему мы можем показать любой момент убийства комара на своей руке, но не можем показать любой момент убийства Авраама Линкольна (произошедшего каких-то 150 лет назад…)? Что здесь случилось, Алексей Ильич?


Эволюция - это не теория. Эволюционная теория - это слишком громко. Это некая гипотеза, причем мечтательная - поскольку она не отвечает ни на один из вопросов. Как могла жизнь вообще возникнуть? Первый момент? Не знает. Нет такого закона. Какова вероятность, чтобы возникла живая клетка? Невероятно. Где переходные ступени между видами? Их нет. У бактерий найдем, конечно, у каких-нибудь вирусов. Но это же смешно. А где здесь, дальше?

Традиционная путаница. Эволюция - это действительно не теория; эволюция - это явление, природный процесс. Другое дело - теории, описывающие это явление (например, синтетическая теория эволюции).

Из вышеизложенного следует, что ситуация совсем не такова, как пытается представить профессор Осипов.

Теперь. Все единогласно говорят уже не о том,   что как один вид в другой. Все единогласно говорят, что как возник мозг человека - никто не знает. То какой-то, как говорят, скачок, прыжок. А что это такое? Объясните мне на научном языке, где, как, почему он произошел?

1. Профессор Осипов ошибается. Эволюция мозга человека хорошо изучена. Хотя  мозг в ископаемом состоянии не сохраняется,  его строение давно и успешно изучается по слепкам внутренней полости черепа - эндокранам, воспроизводящим форму мозга. Таких слепков известно множество - см., например, диаграмму изменения объема мозга предков человека на основании данных по эндокранам). Если хочется почитать про это "на научном языке", можем порекомендовать книги: Кочеткова В.И. Палеоневрология. М., МГУ, 1973, 244 с.; Дробышевский С.В. Эволюция мозга человека (анализ эндокраниометрических признаков гоминид). 3-е издание. Москва, издательство ЛКИ, 2012, 178 с. На данную тему написаны сотни статей и довольно много книг - ознакомился ли профессор Осипов хотя бы с одной из них? Если же "на научном языке" прочитать не получится, можно почитать на более доступном, "человеческом", хотя бы на нашем портале, в раздел "Эволюция мозга человека".

2. Под "скачком", возможно,  имеется в виду начало увеличения мозга на стадии Homo habilis. Однако (как видно на упомянутой диаграмме - см. рис.2) мозг тогда не стал мгновенно большим, а просто поменялась тенденция: до этого момента он почти не рос, а тут стал расти. И до современного размера рос ещё два миллиона лет. Так что, в буквальном смысле, «прыжков» здесь нет.

Недаром, когда Дарвин написал свое происхождение видов, то его друг и сторонник прислал ему записочку, очень маленькую записочку, в которой был один всего вопрос: а зачем обезьяне ум философа?  Обезьяна 100%-м образом приспособлена к окружающей среде. Зачем ей ум философа? Вы знаете, какой был ответ? Дарвин написал: «Нет!», и восклица-тельный знак. А что «нет»? Чего, действительно? Зачем? Неоправданно.

1. Профессор Осипов излагает эту историю в очень сильно искаженном виде. С тем, как дело было на самом деле, можно ознакомиться, например, в книге: Уильям Ирвин. Дарвин и Гексли. М., «Молодая Гвардия»,1973 г., с. 26-227.

«Друг и сторонник Дарвина» - Альфред Уоллес, параллельно с Дарвином пришедший к идее естественного отбора - в апреле 1869 г. прислал Дарвину не «маленькую записочку», а свою статью «Происхождение видов в свете исследований сэра Чарльза Ляйелла о геологических областях», опубликованную в журнале «Трехмесячное обозрение».  В этой работе Уоллес  высказывается в поддержку «теории мистера Дарвина», но выражает сомнение, что разум человека мог возникнуть путем естественного отбора, без вмешательства «вселенского разума».

Цитата из этой работы Уоллеса, которую пытается пересказать профессор Осипов, звучит так: "Духовные запросы самых отсталых народов, таких, как жители Австралии или Андаманских островов, очень немногим выше, чем у иных животных… Как же в таком случае мог один из органов получить развитие, столь превышающее потребности его обладателя? Естественный отбор наделил бы дикаря мозгом, едва превосходящим мозг обезьяны, тогда как на самом деле его мозг только чуть-чуть менее развит, чем у рядового члена наших научных сообществ".

Как видим, смысл цитаты расходится с интерпретацией профессора Осипова, и выдержан в духе представлений того времени об «отсталых народах, не сильно отличающихся от животных».

На полях  этой статьи Дарвин действительно написал слово «Нет», несколько раз подчеркнул его и поставил множество восклица-тельных знаков. Дарвин был опечален идейными разногласиями с Уоллесом (в письме Уоллесу Дарвин говорит: «Если бы только Вы сами не подтвердили это, я подумал бы, что [Ваши замечания о человеке] написаны кем-то другим»), хотя в целом высоко оценил его работу. Однако корректно ли считать «ответом ученого» пометку на полях журнала? Ведь на самом деле Дарвин ответил Уоллесу своей книгой «Происхождение человека и половой отбор», вышедшей через 2 года после этого эпизода. У нас есть гипотеза, что профессор Осипов НЕ читал ее (как, впрочем, и какие-либо другие работы Дарвина).

2. Судя по фразе «Обезьяна 100%-м образом приспособлена к окружающей среде», А.И. Осипов не представляет, что условия окружающей среды могут меняться, а приспособленность никогда не бывает абсолютной.

А уж насчет того, что древнее происхождение человека - ой. Слушайте, кого только сейчас не превращают в человека - какие-то находки. Я недавно слушал. Это просто смешно. Да, миллион лет тому назад, полтора миллиона. Нет, сто тысяч, нет. В конце концов Гомо сапиенс, то есть человек нашего вида, ну он наверное тысяч 50 лет тому назад. А до этого это были кто-то - неясно, кто. Трудно судить. Обезьяны, другие виды. Пожалуйста же, мамонты вымерли. Или динозавры какие-нибудь были. Так и здесь: какие-то существа были. Кто они? Не знаем. Гомо сапиенс - это совсем другое, человек разумный. Он появился совсем недавно. Это все говорят. И это, кстати соответствует и также религиозному пониманию этого вопроса.

1. Профессор Осипов снова ошибается. «Кого угодно» в человека превращают не учёные, а псевдоучёные. Последовательность предков человека известна на настоящий момент практически полностью (схему см. здесь). Кто были эти существа - загадка для профессора Осипова, однако не для специалистов, которых докладчик напрасно изображает незнай- ками, беспомощно разводящими руками (в выступлении Осипова фраза «Мы не знаем…» от лица воображаемых оппонентов звучит многократно). В течение многих десятилетий упорного труда иссле-дователи постепенно одну за другой открывают тайны нашего прошлого - в последние годы с привлечением современных естественнонаучных методов, таких как компьютерная томография, микрорентген, изотопный анализ, даже спутниковое картографи-рование. И одними находками останков дело не ограничивается. Не стоит забывать о генетике, этологии, археологии и ряде других смежных дисциплин. Благодаря этому на сегодняшний день удалось выяснить очень многое - не только детали  строения скелета наших ископаемых предков, но и их образ жизни, питание, миграции и даже болезни, особенности их социального поведения и  культуры (там, где она появляется). См., например,

2 Homo sapiens, действительно, возник около 50-100 тысяч лет назад -  совсем недавно по геологическим меркам. Другое дело, что возник он не «из воздуха» и не мгновенно; это не единый момент творения, а этап в длительном пути эволюции.

3. То, что разные специалисты расходятся с определением даты, с которой отсчитывать появление современного человека - след- ствие непрерывности эволюционного процесса: в длинном ряду известных ископаемых форм сложно провести границы, отделяющие сапиенса от «почти-сапиенса», «почти-сапиенса» от «еще-не-совсем-сапиенса», последнего от «точно-не-сапиенса» и т.д. (см. несколько известных находок на рис. 3). Информация на эту тему доступна любому интересующемуся: есть литература - популярная и специализированная, музеи, наш портал. См., например, обзор на тему «Становление Homo sapiens»

Так что видите, теория эволюции действительно имеет огромнейшие изъяны, причем объективные изъяны. Вопросы, на которые она не отвечает. И чем дальше - тем меньше остается возможно- стей ответа.  Ответа нет.

Увы, из вышеизложенного следует, что профессор Осипов едва ли компетентен в темах, на которые пытается здесь говорить...

Не удивлюсь, если мракобесы, завладевающие умом народа российского, завтра потребуют изъять из школьного учебника всякую информацию по генетике (проходили уже и такое!) или закрыть палеонтологический музей на том лишь основании, что они неопровержимо свидетельствуют об эволюции живого. Невежество и религиозный обскурантизм идут на смену народному просвещению...

Профессор богословия А.И. Осипов в своей миссионерской деятельности пошел по заведомо порочному и бесперспективному пути: он пытается сгибридизировать две взаимно отталкивающиеся вещи - религию и науку, герменевтику и дарвинизм, веру и знание. В итоге выходит лишь уродливая химера, а сам мечущийся Алексей Ильич остается столь же далеким от естественных наук, сколь от от сверхъестественных.

Ну а резюмирую вместе с редакторами АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ словами Михайло Васильевича Ломоносова:
Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтире научиться можно астрономии или химии.

evolution, psychology, religion, science

Previous post Next post
Up