Как в кино...

Dec 11, 2020 19:00

Возвышенные юные создания, мечтая о любви, представляют её себе страстной, наполненной эмоциями... Это не секрет. Как не секрет и то, что в качестве "чистейшей прелести" образцов выбираются герои книг и фильмов, далёких от показа любви: там сплошь токсичная созависимость. Но ведь всё заканчивается хорошо: Джен обретает своего мистера Рочестера, Гоша-он-же-Гога воцаряется в доме Катерины, а если какая Анна, не выдержав страданий, и покинула этот мир - так то от любви же! Любить равно страдать. "Страданиями душа очищается"... Ну, и ещё стопиццот цитат подобного рода. Потому что любовь, как уже не раз и не одним автором писалось, не может быть скучной бытовухой... Впрочем, мировые тенденции, к счастью, меняются, и всё чаще начинает звучать со страниц и с экранов предостережение на тему того, что "испанские страсти" и сказочное начало романа - это не то, что вы ждёте... Это совсем не про любовь.

Французское кино "Мой король" с Венсаном Касселем - ещё одна ступенечка в этой лесенке к пониманию. Герои фильма уже не юны, у каждого есть хорошая работа, они - каждый по своему - яркие и привлекающие к себе внимание люди. Его зовут Джорджио, он ресторатор, её - Тони, она достаточно популярный адвокат. Он увлекает её безумными выходками и постоянным весельем, она всё больше и больше доверяет ему, привыкает к его присутствию, не замечая, как увлечение становится зависимостью. А он, с увлечением ребёнка, играет ею, её эмоциями и чувствами. В начале их отношений всего "слишком": слишком много веселья, слишком много совпадений, слишком много обещаний. Тони, не искушённая в общении с психопатами с НРЛ, принимает всё за чистую монету - и стоит ли удивляться тому, что вскоре она готова на всё, лишь бы любимый был рядом?

Здесь немного отвлечёмся от кино.

Я, как и многие мои знакомые (и, наверное, многие читатели) на себе испытала это поглощающее разум обаяние нарца. Кстати сказать, фильм смотреть мне было сложновато: Алексей внешне очень похож на Венсана. Почти как младший брат. И ведь уже столько времени прошло, и всё уже не раз по полочкам разложено - а всё равно что-то болезненно цепляет. Но речь не о том. У каждой пары, где один из партнёров - нарцисс, первые недели (иногда - месяцы, ещё реже - годы) это просто сказка. Он превозносит в партнёре всё: от умения яичницу пожарить до "особой грации, с какой ты поворачиваешься во сне". И он так искренне это говорит, что ты - веришь. Особенно если долгое время "до" никто тебе такого не говорил. И в это время, в период обольщения, никто не замечает мелочей, которые хищник невзначай показывает. Как в триллере: героям подсовывают покрытые пятнами крови тряпки, истлевшие кости, перевёрнутые пентаграммы, "звучит тревожная музыка", но герои упорно лезут на рожон. Так и здесь: разумом понимаешь, что не могут поголовно все "бывшие" быть истеричными и психованными особами, но чувства говорят: могут, ведь со мной он такой хороший-нежный-заботливый, нам так весело и легко вдвоём, он так понимает меня... И коготки вязнут один за другим, а то, что птичка в опасности, быть может, увидит кто-то очень близкий - но предупредить не сможет: не время услышать такое.

Вернёмся к фильму. Итак, период обольщения с блеском пройден, Тони считает себя самой счастливой на свете. А когда узнаёт о своей беременности - это только добавляет счастья... Правда, его несколько омрачает попытка суицида Аньес... Что? Кто такая Аньес? Всё просто: это бывшая девушка Джорджио, для которой он - та-дам!!! - и брат, и родители в одном лице. Здесь требуется второе отступление от фильма.

Как известно, у нарцисса никогда не бывает меньше двух-трёх жертв: нарциссический ресурс требует восполнения, а один донор, каким бы ярким он ни был, слишком быстро истощается. И очень часто основным поставщиком ресурса становится первая жертва. Она для нарца - наркотик, он не может отпустить её надолго, а потому так или иначе будет присматривать. Это может быть "дружба", "забота" (ну кому же ты, глупышка, ещё нужна?), заведение совместного бизнеса (один из моих знакомых так привязал к себе необходимую ему жертву: за время недолгого брака они создали свою фирму по продаже чего-то-там, при разводе остались "партнёрами", так что он мог контролировать практически каждый её шаг), либо ещё какие-то варианты. Их много. "Самая вкусная" жертва при этом будет ждать, постоянно ждать. Ну и что, что разошлись? Это же, ну... милые бранятся... Что он замахнулся (а то и ударил) в пылу ссоры - так это нормально, любовь же. Что сама его прокляла - ну так я же на эмоциях, я же так тебя люблю... И эта игра будет тянуться годами: возвращение на месяц-два (максимум - полгода), потом новая ссора, новые страдания, новое ожидание. Перерывы между совместной жизнью сначала небольшие, потом всё дольше и дольше - но обоих тянет повторить... Так алкоголик "в завязке" тянется к бутылке: снова испытать кайф. При этом, в какой-то момент нарц перестаёт скрывать от своей "основной" жертвы наличие других: ей уже не то, что всё равно - она воспринимает их наличие как вызов. "Я должна доказать ему, что я лучше!". А от второстепенных ту, главную, не скрывают никогда. Зачем скрывать? Ведь обычно её представляют так: "Это мой очень давний друг". И только потом, через время, в "доверительной" беседе прозвучит "признание"": "Да, мы встречались, но это в прошлом. Она меня так любит, не могу же я её оставить совсем. Это разобьёт ей сердце".

Итак, Тони беременна, её избранник этому рад... Но что-то идёт не так: в доме всё реже звучит смех, Джорджио проводит с женой всё меньше времени, всё чаще он в компании друзей, всё чаще нетрезв или под кайфом, а она... она винит себя. И когда он снимает себе квартирку по соседству - она винит себя. Из весёлой и успешной женщины она довольно быстро превращается в истеричную тень, готовую на пустом месте устроить скандал... И после рождения сына всё развивается предсказуемо: и попытка суицида (кстати, так же, как та, "бывшая" - много-много таблеток, антидепрессанты начала принимать ещё во время беременности), и пьяные выходки, и неизбежный развод... Который, впрочем, не становится "точкой невозврата": она слишком "вкусный" экземпляр. И начинается многолетняя игра: то люблю, то ненавижу, то хочу, чтобы ты вернулась, то видеть тебя не желаю... Игра, знакомая многим. Закончить её удаётся далеко не всем. По крайней мере, закончить без потери здоровья (а то и жизни).

В самом начале фильма Тони оказывается в реабилитационном центре: лечит порванные связки. Она каталась на лыжах, на спуске одна лыжа наехала на другую - и вот... "Почему так произошло?" - спрашивает психолог и поясняет: травма колена неслучайна, она - отражение психологической травмы. Не излечив её, не получится излечить ногу. Всё слишком взаимосвязано... И действительно: попав в деструктивные отношения, тело начинает кричать о помощи. Аллергии (у меня, например, аллергия в тот период была практически на всё), расстройства пищевого поведения, травмы, онкология... Но понять это самому никак, нужен кто-то, кто укажет на взаимосвязь. Тони повезло - но найдётся ли такой психолог у каждой жертвы? Не факт...

Могу ли я рекомендовать этот фильм? Скорее да, чем нет. Особенно если вы сейчас находитесь в подобных отношениях (даже в период обольщения иногда поступают "звоночки", когда вам кажется, что во всём этом есть какой-то подвох. Так вот, вам не кажется, он есть - и фильмы, подобные этому, могут помочь его увидеть). Или если вы недавно вышли из них (вариант - пытаетесь это сделать). Или ваша любимая подруга (сестра) с головой ныряет в этот омут. Или вы всё ещё думаете, что любовь - это ярчайшие эмоции, а спокойные вечера под сериальчик, ритуальный поцелуй на ночь, полное доверие партнёру и спокойствие в доме не любовь, а мещанская рутина. Короче говоря, смотреть кино стоит. Единственное "но": на мой взгляд, фильм немного затянут, а потому скучноват. Впрочем, возможно, что я не права: за прошедшие почти шесть лет я по этой животрепещущей теме прочла и посмотрела столько всего, что, будь у меня соответствующее образование, сама могла бы консультации давать. А ещё обязательно смотреть поклонникам Касселя: он здесь чудо как хорош. Лучше, наверное, только в "Гогене". Вот только не ждите хэппи-энда... История, как это было бы в жизни, не закончена.

image Click to view




психопат, музыкой навеяло, нарцисс, токсичные отношения, видео, кино, типа психология, фото, мысли вслух, после нарцисса

Previous post Next post
Up