Про равнодушие, или "Никто не хотел говорить"

Dec 01, 2020 15:06

Сегодня, в поисках фона для дел домашних, нашла ленту с названием "Никто не хотел говорить". В итоге фона не случилось - случился полноценный просмотр. Делам домашним пришлось подождать.

Заявлена была подростковая мелодрама. Я хоть и не подросток давно, но фильмы такие, да ещё и с хорошим рейтингом, стараюсь не пропускать, руководствуясь одним принципом: не понравится начало - всегда можно выключить. Начало было мило, а вот развитие событий показало, что фильм этот - не подростковая мелодрама. Это хорошая психологическая драма. На всё более и более актуальную тему НРЛ и семейного насилия. Фильм жёсткий. Фильм сильный. Фильм из тех, что обязательно надо смотреть родителям, потом смотреть с детьми-подростками и разбирать сюжет досконально. Если честно, в наших реалиях (и я сейчас не только про Россию, это общемировая проблема) я убрала бы из школ изучение замшелой классики, и включила туда фильмы, подобные этому. Классику, если дитя захочет, оно прочтёт. А осознание того, что он не первый идёт по тропке абьюза, может сохранить подростку жизнь. Но кто я такой, чтобы советовать минБЕЗобразования?

Итак, сюжет прост, и, по началу, не замысловат. Есть две подружки, старшеклассницы. Есть школа, в которой крутые парни занимаются в секции борьбы. Подружки не то, чтобы красавицы, но очень милы. Разумеется, как и положено в этом возрасте, у подружек и двух парней из секции случается любовь. Ничего, согласитесь, нетривиального в этом нет. Ну, разве что отношения главной героини с её мамой не очень вписываются в стандартные рамки: у них, мамы с дочкой, действительно нет секретов друг от друга. Никаких. И это стоит запомнить.



главная героиня Сара и её мама

На Сару обращает внимание красавчик, недавно перебравшийся в их школу (и в школьную секцию по борьбе) по имени Роб. И окружает девушку вниманием, заботой и подарками. Дорогими подарками. При этом юноша старается обесценить лучшую подругу Сары, развести их в стороны, оставить для Сары единственного человека, с которым она может общаться: себя-любимого. Любая попытка девушки жить привычной жизнью пресекается в корне: от откровенного хамства в СМС её знакомым с её же телефона, до полного запрета на общение с теми, кого не выбрал Роб. Надо ли говорить, что к этому моменту я уже оставила все дела и сидела перед монитором, внимательно следя за жизнью героев?



Сара с подругой Ники



Роб и Сара

Роб хочет контролировать абсолютно всё: куда его девушка пошла, с кем она общается, во что она одета... Если что-то ему не по душе - он может оскорбить перед всеми. "Вырядилась как шлюха!" - кричит юноша на сменившую (попытавшуюся сменить) имидж "свою девушку": ему не понравилась длина юбки (хотя сам же ей подарил платье не длиннее) и слишком вольный вырез джемпера. И окружающие, все без исключения, не пытаются его одёрнуть или её утешить за совершенно незаслуженный выпад. Все, кроме Ники - но что её один голос на фоне всеобщего равнодушия? Да и подруга, не смотря на то, что пытается говорить с Сарой (а это бессмысленно! Я позже поясню, почему), ничего не говорит маме девушки. Ничего. Ни единого слова. Она видит синяки на теле подружки, она делает несколько фото (Сара, в момент редкого просветления, хотела поговорить с тренером Роба, показать фотофакты агрессии - потому что тренера Роб послушал бы, он его уважает), она слышит агрессию в отношении Роба к подруге - и не говорит её матери. Ни слова. Хотя отношения мамы Сары с обеими девочками далеки от стены "я тут старше и лучше вас всё знаю"... И Сара молчит: её мама так радовалась тому, что у дочери хороший парень, умный, обаятельный, красивый... как же разочаровать маму? Сара остаётся наедине с собой, со своей болью, и, как и многие до неё, как многие будут после, винит во всём себя...



Могло ли быть иначе? Мне страшно об этом говорить, но - нет. Один шанс на миллион. Почему? Потому что, как ни прискорбно, это классика жанра: психопат, жертва и равнодушное общество. Психопат - хищник. Он выследил яркую, вкусную жертву, она должна быть его и только его. Жертва не может противостоять: хищник воздействует именно на те точки, которые вызовут отклик. Кому-то это много комплиментов, кому-то украшения или новые платья, кому-то путешествия или интересные тусовки - к каждому найдётся подход. И, приручая, хищник понемногу впрыскивает яд... Через некоторое время проверяет, насколько подействовало: идёт первый "ледяной душ" - первая размолвка. Она обычно недолгая - так, размолвка ни о чём. Милые бранятся - только тешатся... В знак примирения - колечко, романтический вечер, нежный секс... и - обязательно - горячий шёпот "но я же люблю тебя! Я обидел тебя, я не хотел, я слишком боюсь тебя потерять!"... А во время примирения - ещё капля яда... потом ещё, ещё... - и вот настаёт момент, когда жертва зависит от яда. И - вот, сдерживаю обещание, объясняю - с этого мига ничего слышать против своего избранника жертва не может. Она разумом понимает, что всё неправильно, и не просто так телефон прилетел ей в плечо (кадр из фильма), и не просто так она "споткнулась", когда её толкнули - но она уже слишком зависима. Это наркотическая зависимость. Зависимость алкоголика. Понимаешь разумом, что будет плохо - но чувства говорят "это не факт, это потом, а сейчас будет хорошо"... Жертва оправдывает всё: презрение, обесценивание, унижение, измены, побои, интимные фото в интернете - ради той эйфории, которую дарит примирение. Его, если кто не в курсе, ещё называют "сахарное шоу". И действительно - сахарное. Приторное до безобразия. Вот только жертве нормально, ей хорошо - это новая небольшая доза отравы. И так же, как наркоман или алкоголик меняется под воздействием своего яда - меняется и жертва. Попробуй ей, уже подсевшей на своего абьюзера, сказать, что он себя ведёт с ней плохо, что так нельзя - не услышит. Ещё и отпор даст: не смей так о нём говорить, он хороший...

Жертва пытается уйти тогда, когда уже нет сил. Когда мир потерял краски. Когда вместо наслаждения жизнью - сплошная депрессия. Когда количество "ледяных душей" стало превышать количество "сахарных шоу"... Пытается, избегает встреч, меняет (если это возможно) место жительства, номер телефона - но если в ней ещё остался ресурс, её хищник всё равно её найдёт и постарается не отпускать. Или, как минимум, не выпускать из виду: один мой знакомый так четверть века со мной играл... Героине фильма не повезло: её абьюзер оказался не из тех, кто давит жертву только психологически. Хотя... не известно, что страшнее - физическое насилие или психологическое. При втором вообще никаких следов нет - кроме полного истощения жертвы. Полного психологического убийства. И процесс этот не обратим. Но это же не он, он такой со всех сторон положительный человек, его так все любят, это жертва самадуравиновата...

Могли ли окружающие что-то сделать? Предотвратить трагичную развязку, например? Да, могли. Если бы не молчали. Синяки на теле Сары видели минимум две девушки: близкая подруга Ники и Алекса - девушка друга Роба. То, что Роб временами слишком жесток, видели его друзья. И никто ни слова не сказал - так, между собой немного обсудили, и достаточно. Если бы Ники не промолчала и сказала маме Сары, если бы мальчики не промолчали и озвучили проблему тренеру, если бы... И в жизни так часто бывает... Нашумевшие истории про девушек, убитых или покалеченных своими возлюбленными знают все. И в каждой из них главный палач - не абьюзер даже, а равнодушие окружающих. Доведённая до отчаяния жертва пытается сказать, что ей плохо, страшно, она растеряна - а помощи нет... "Вот убьют - тогда и приходите". И самое страшное, часто "не слышат" даже близкие: мама, папа, бабушки-дедушки. Ответ один: ты же сама выбрала, что же теперь жалуешься? Да, сама - но когда выбирала, он был таким нежным, заботливым, таким "своим"...

Насилие в парах - и физическое, и психологическое - тема очень неудобная. Про неё предпочитают молчать. Гораздо проще и далее спекулировать на давно обкатанных темах: наркомания, алкоголизм, маньяки. Да что там кино - ещё совсем недавно психологи не считали правильной и действенной теорию НРЛ - нарциссического расстройства личности. Да и сейчас многие из них работают "по старинке", убеждая жертву, что это она должна измениться. Хотя попытки объяснить миру, что это не так, периодически поднимались: фильм "Газовый свет" (подаривший психологам термин "газлайт" в значении "психологическое насилие", "доведение до сумасшествия") снят аж в 1944 году. И всё... И многие годы всё, что касалось насилия в паре, шло фоном для наркомании или объяснений поступков маньяка. Логичный вывод: в обычной паре такого нет. И все уверены, что раз семья внешне нормальная: не пьют, не устраивают оргии, не сидят на героине - то у них всё хорошо. Расспросить жертву, почему она опять плакала, откуда у неё очередной синяк, скрытый гримом, почему она стала такой грустной и озирается со страхом постоянно, почему она не расстаётся с телефоном, а если вдруг пропустила звонок от "любимого" рыдает так, словно случилась мировая катастрофа - это не делается. Никем. И никогда. Максимум - одна-две попытки (а мы же помним, жертва уже зависима, она будет говорить, что это она просто упала, и не плакала вовсе, а в глаз что-то залетело, и нет, я не грустная, тебе показалось) - и ситуация пускается на самотёк. Хотя единственный способ сохранить здоровье и разум попавшего под обаяние абьюзера - это настойчиво доносить ему мысль: всё не так, у тебя всё плохо, тебе надо бежать от него... Рано или поздно эта мысль попадёт в нужный момент. И вот тогда - быть рядом по возможности чаще. И постараться не допустить встречи жертвы и охотника... Впрочем, это практически не реально.

Историй, подобных показанной в фильме - множество. И когда трагедия уже произошла - оказывается, что многие были в курсе. Были - но молчали. Это не моё дело... Равнодушие - это девиз нашей современной жизни. Пройти мимо - так проще. Иногда и безопаснее - нам об этом рассказывают статьи в интернете и новостные сводки. Отвернуться от вчерашнего друга, если он стал "не таким" - так тоже проще. Я испытала это на себе: попав в жёсткую созависимость, я, как и другие жертвы, сильно изменилась. Казалось бы, подруги и родственники должны были хотя бы поинтересоваться, в чём дело - но нет: подруги, заметив изменения не в лучшую сторону, просто исчезли, а мама при каждом удобном случае замечала, что "ты стала вечно всем не довольна"... И никто не захотел пройти со мной по той тропиночке, которая вывела бы на развилку, где можно всё исправить... хотя бы попробовать исправить.

Современный человек один всегда. Интернет-общение, вне его встречи - в основном ради новых фоточек для инсты, и практически никого рядом. Семья и дружба уже не ценятся - они лишние, если жить под девизом "бери от жизни всё". Героине фильма в этом смысле повезло: у неё была мама и была лучшая подруга, которой ничего не надо было объяснять... Но вот вокруг - равнодушный современный мир. О её гибели пошумят в соцсетях и в комментах в новостных лентах - недолго, недельку, быть может две - и забудут. Не со зла: обычное человеческое равнодушие, при котором любая чужая жизнь - это только лишь инфоповод.

Фильм, наверное, не шедевр - но ему этого и не надо. Это очень нужный фильм: проблема НРЛ всё более и более растёт. Этот фильм, повторюсь, надо смотреть подросткам - и с подростками: лучше на чужом примере объяснять, что бьёт - не значит любит. Это значит - рано или поздно убьёт.



image Click to view



созависимость, психопат, нарцисс, токсичные отношения, видео, кино, типа психология, фото, мысли вслух, абьюз

Previous post Next post
Up