На Коневец

Aug 12, 2020 23:35

Если вы, вдохновившись старыми фото и рассказами бывалых путешественников, соберётесь ехать на небольшой, но очень живописный, остров в Ладожском озере за духовной благостью и божественной благодатью, не ожидайте многого... Говорят, что когда-то её там хватало не только на братию, но с тех пор утекло не мало воды, в том числе убежали волны, которые в 2016 году принесли туда делегацию, заложившую огромные изменения. Приток финансов редко когда не превращает вчерашнюю духовную обитель в аттракцион для туристов, и Коневский монастырь, к сожалению великому, не смог избежать этой участи...



Монастырь был заложен более шестисот лет назад преподобным Арсением Коневским. О самом основателе известно немного: родом из Великого Новгорода, но имя его мирское, как и имена его родителей, история не сохранила. Примерно двадцати лет от роду покинул мир, удалившись в Лисогорский (Лисицкий) монастырь, находившийся недалеко от Новгорода, где и принял постриг. Через одиннадцать лет праведного послушания, стремясь к ещё более высоким духовным подвигам, Арсений уходит на Святую Гору Афон, где в течении трёх лет возносит молитвы и занимается изготовлением медной посуды для монастырей (до ухода из мирской жизни был Арсений искусным ремесленником-кузнецом по меди). Там же, на Афоне, явлен ему был дальнейший путь: вернуться на родной Север и основать там монастырь во имя Пресвятой Богородицы. В благословение на основание обители игумен Иоанн Зидон напутствовал его Акафистной, иначе Святогорской, иконой Божией Матери, впоследствии прославленной на Руси как икона Божией Матери Коневская.



Вернувшись в Новгород, Арсений получил благословение архиепископа Иоанна на поиск места для новой святой обители и отправился дальше на север: по Волхову в "озеро Нево" (Ладогу). Достиг он Валаамской обители, где и проходил дальнейший подвиг, моля Господа указать ему место для новой обители - и однажды бурей была его лодка принесена к острову Коневец. Но не собирался Арсений оставаться на этом островке - люди говорили, что "Многие еще есть острова впереди на этом озере и глухие места", однако же все попытки покинуть остров были тщетны: волной откидывало лодку обратно на берег. "И выеха блаженный на езеро и устремися напред. Срете его ветръ велик зело, и не може противу грестися, ниже инде пристати, занеже ветру велию возвеявшу, Господу Богу и Пресвятей Богородицы тако изволшем, во едином часе принесе насад блаженнаго Арсения паки ко острову Коневскому. Приезжающим же им ко острову, слышаста звонъ великъ зело. Помышляющим же имъ, откуду есть звонъ сей - церкви несть на острову сем, ни же жильцовъ. Рече же блаженный ученикомъ своим: «Чада, знамение се бысть нас ради, яка изволи Богъ и Пречистая Богородица быти монастырю на острове сем, да не помышляем никамо же отселе ити, се же яко на крилех единем часом Пречистая постави нас зде». И вышед на брегъ, похвали Бога и Пречистую Богородицу. И вшед на гору, постави крестъ, и потом постави келию и поживе ту лето едино. И преиде в другое место, во Владычню лахту, последи тако зовомо. Сия же до зде." ("И выехал блаженный на озеро, и устремился вперед. Встретил его очень сильный ветер, и не мог он ни грести против него, ни пристать где-либо, ибо поднялся сильный ветер, по изволению Господа Бога и Пресвятой Богородицы, за один час принесло лодку блаженного Арсения вновь к острову Коневскому. Когда же подъезжали они к острову, то услышали очень сильный звон. Раздумывали они, откуда раздается этот звон - ведь ни церкви нет на том острове, ни жителей. И сказал блаженный своим ученикам: «Дети мои, знамение это нам предназначено, ибо соизволили Бог и Пречистая Богородица быть монастырю на острове этом, и чтобы не помышляли мы никуда отсюда идти, вот, словно на крыльях, за один час Пречистая принесла нас сюда». И, выйдя на берег, вознес он хвалу Богу и Пречистой Богородице. Взойдя на гору, поставил он крест, а потом поставил келью и прожил в ней один год. И перешел в другое место, называемое позже Владычная лахта. Этот рассказ до сюда.")





Остров Коневец находится не далеко от материка: от бухты Владимировской его отделяет менее десяти километров. И, конечно же, он не мог быть совершенно необитаем к моменту появления на его берегах Арсения с его Божественной Миссией. И встретил Арсений там рыбака, поведавшего ему о названии острова и о том, почему эти земли так названы: «Есть, отче, на этом острове большой камень, известный как Конь, и тому камню язычники жертву приносили - каждый год приводили по коню, и потому называется этот остров Коневский. А еще на нем много корма, поэтому обитатели этих мест привозили на этот остров много скотины на лето от хищников и воров, не выпасая ее. Дают же жертву камню, чтобы скоту и им самим вреда не было, по бесовскому обряду». Но на то и был вооружён своей Светлой Миссией Арсений, чтобы изгонять языческих бесов, неся северным народам Слово Божие, и потому с утра он облёкся "в священую одежду. И взем икону Пречистыя Богородица, юже принес от Святыя горы, еюже благослови его Иоаннъ игумен Святыя горы, сию икону взем, и святую воду и фимиянъ, и шед х каменю, и певше молебенъ Пресвятей Богородицы, а сам со слезами моляшеся о очищении места. И обшед около, и покропи святою водою и прогна нечистыя духи. Поведаша же ловцы, яко видеша тогда врановъ стадо летяще к северу, иже аки волы ревуще рыдаху. И оттоле благодатию Божиею и молитвъ ради преподобнаго старца Арсения началника очистися место то и до сего дни."



По преданию, духи как копоть вышли из камня и, обернувшись черными воронами, улетели прочь к противоположному берегу Ладоги, который стал с той поры именоваться Чертовой бухтой (Сортанлахта). Вместе с бесами, как гласит предание, исчезли и змеи. Впоследствии на Конь-камне была поставлена часовня - но точного времени её постройки никто не знает. Впрочем, первая часовня и не дошла до наших дней: во времена шведского запустения (конец XVII - начало XVIII века) она была разрушена, и восстановлена только в 1815 году при владыке Илларионе.







Итак, история монастыря началась давным-давно. Он переживал взлёты и падения, и даже полное разорение (ещё до всеобщего разрушения монастырей советской властью). И каждый раз монастырю удавалось воспрять. Получится ли это в наше время, смогут ли монахи противостоять коммерциализации всего вокруг? Пока сложно сказать...

После проведённых работ по благоустройству территории, прибывших на остров паломников встречает современный причал, который гораздо более уместно смотрелся бы на каком-нибудь курорте. Да, наверное, стоило как-то реконструировать старую деревянную пристань, чтобы к острову могли подойти круизные лайнеры, несущие на своих бортах много туристов (и, разумеется, с ними много денег) но, мне кажется, это стоило делать как-то... аккуратнее, что ли.



Пароходы у пристани на острове 1896г.



2016 год (фото с просторов интернета, автора не знаю)



2020 год



2020 год

Как и прежде, возле пристани гостей острова встречает часовня Николая Чудотворца, покровителя моряков и путешественников. Построена она была в 1815 году, при игумене Илларионе, чтобы каждый, благополучно преодолев путь по коварной Ладоге, мог помолиться о благополучном исходе путешествия. Как и остальные постройки монастыря, часовня не сохранилась первозданной до наших дней - изначальный облик ей вернули только в 2018 году.



Кстати, поскольку долгое время монастырь (как и весь остров) принадлежал Финляндии, в часовне до современной реставрации были фрески, написанные финскими мастерами. Я их своими глазами не видела, но если судить по фото - достаточно интересные. Ниже - фотографии часовни 2013 года (автор фото Петракова Татьяна) и с нашей поездки в 2020 году.

























В середине XIX века вокруг часовни были высажены клёны, и кленовая аллея вела к обители... Но сейчас, в процессе реставрации, дорожки заменили гранитными плитами, окаймлёнными брусчаткой, а клёны уступают место дубам.



Правее от часовни - двухэтажное здание красного кирпича, построенное в середине XIX века по проекту архитектора из Санкт-Петербурга Ивана Блажеевича Слупского: некогда это был странноприимный дом, потом (во времена обитания на острове советских военных) дизель-электростанция, сейчас же - монастырская лавка и инфоцентр для паломников. Кстати, если вы соберётесь что-либо прикупить на память, будьте готовы к тому, что дешёвые только магнитики и литература... Как и практически всё в современной обители на Коневце, цены в лавке недвусмысленно намекают: монастырь хочет денег. И побольше, побольше... Впрочем, сейчас это обычная практика... Но, что приятно: на острове можно платить картой. Кстати, рядом с монастырской лавкой - совершенно современный бело-коричневый ангарчик, обшитый сайдингом - в нём находится кафе с очень вкусными пирожками. А вот хлеба монастырского нам купить не удалось...



до реставрации (фото с просторов интернета)





От часовни, по модернезированной аллее, поднимаемся наверх - к самой обители. По счастью, ни ярко-зелёная трава, высаженная на газонах и совершенно не уместная на карельском острове, ни стремление добавить современные материалы и технологии не проникли в монастырское каре: нас встречают бережно отреставрированная колокольня и белая стена, окружающая собственно обитель. Рядом, чуть левее - белая гостиница, возведённая по проекту уже знакомого нам Ивана Слупского в середине позапрошлого века. Ещё совсем недавно там был организован центр для детей-инвалидов, но в настоящее время он прекратил своё существование. Хотя, видимо по старой памяти, с так называемыми "солнечными детками" туда едут и сейчас: на кораблике, который перевозил нас, было три таких девочки.



Коневский Рождественский мужской монастырь, 1896 год



колокольня, 2020 год







Белая гостиница, 1896 год



Собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы так же имеет давнюю историю. Тот, что мы видим сейчас - построен в начале XIX века. Он двухэтажный, в верхнем храме богослужения проводят только в тёплое время года: он не отапливается. Главные святыни Коневского монастыря хранятся в нижнем храме: мощи преподобного Арсения и список с чудотворной иконы Коневской Божьей Матери (оригинал был вывезен в Финляндию, и в настоящее время так там и остаётся).









Второй этаж, помимо богослужений, используется для развлечения туристических групп: там устраивают показательные песнопения. Вот это тот единственный случай, когда монахов фотографировать и снимать на видео не только можно, но и нужно. Поют, кстати сказать, очень красиво. Видеозапись на фотоаппарат не даёт, разумеется, всего объёма звука - но, как говорится, чем богаты...

image You can watch this video on www.livejournal.com



На территорию же обители можно пройти двумя путями: через ворота, любуясь подновлёнными фресками, или сквозь узкую "дверь"... Естественно, ворота просто так не открывают...











Да, ещё такой момент: кормят туристов, как и паломников, здесь в трапезной монастыря. Не ждите, что вам накроют столы порционно и, тем более, что дадут мяса - на столах будут общие кастрюли, одноразовые тарелки, а в кастрюлях то, что разрешено в этот день. Мы были в среду - на обед постный суп из фасоли (всё бы ничего, но нельзя же столько глутамата натрия класть!!!), гречневая каша с луком (очень вкусная, а если ещё постным маслом полить - вообще чудо что такое!), хлеб и отвар из фруктов (компотом назвать не могу - не дотягивает). Кто ездил в другие дни, говорят, что давали рыбу. Обед можно начать только после молитвы, и проходит он под чтение Жития Святых...



Роспись стены в трапезной

За стенами монастырского каре - немного построек, меняющих свой облик на современный, лес и часовня Успения Божией Матери - построенная на рубеже столетий в модном тогда псевдорусском стиле, она пережила и финскую оккупацию, и советскую военчасть, потеряв только внутреннее убранство и практически лишившись образа Воскресения Христова на восточной стороне: его использовали как мишень, оттачивая своё военное мастерство.



Часовня Успения Пресвятой Богородицы, 1942 год



Часовня Успения Пресвятой Богородицы, 2020 год







Позади часовни чудом уцелевшая могила князя Манвелова. Почему уцелела именно она - загадка: ничем таким особым, тем более для советской власти, устроившей, например, на Братском монастырском кладбище стадион, а потом - автостанцию, князь не отметился. Вот то, что о нём известно: "Князь Николай Иванович Манвелов был выходцем из старинного грузинского рода. В продолжение многих лет он приезжал на Коневец. По мере сил он помогал обители, особенно престарелым инокам. Набожный и кроткий, он любил беседовать с монахами, в особенности - со старцем Коневского монастыря о. Израилем (Дружининым). Рядом с крестом, на месте молитв преподобного Арсения, князь и попросил похоронить себя. Николай Иванович умер в Петербурге, через два месяца после кончины о. Израиля. Завещание князя выполнили его родные. Надпись на надгробном памятнике, и сейчас частично уцелевшем, гласит: «Помяни меня, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. Князь Николай Иванович Манвелов. Родился в 1780 г., а скончался в 1856 году, 3 мая»."



Могила генерала Николая Ивановича Манвелова на Мирском кладбище, 1896 год



Могила генерала Николая Ивановича Манвелова на Мирском кладбище, 2020 год

А дальше - если прямо, лес и скиты... В скиты мы не попали: из-за возведения новых дорожек подойти к ним сложно. Жаль, хотелось их увидеть - хотя бы издали. А если налево - там Конь-камень и берег Ладоги... Про камень я уже говорила. А Ладога... Ладога своенравна, коварна, но неизменно прекрасна...











Анонсировано нам было, что если мы пройдём по берегу, то вскоре увидим "кучу камней", возле неё будет тропинка обратно к цивилизации... Означенной "кучи" мы не нашли - видимо, свернули раньше. Вышли в итоге на задворках хозяйственной части.



Вот так она выглядела в 2013 году



а так - в 2020



В целом - да, я не пожалела времени, потраченного на поездку. Но при этом вот это неприкрытое "несите нам ваши денежки" преследовало всё время, начиная от бухты Владимировская: для простых паломников вряд ли будут возводить столь недешёвую гостиницу... Ощущение того, что я нахожусь не в обители, а в развлекательном парке, покидало только в храме и часовнях... ну, в лесу ещё: его облагородить не успели. Да, конечно, монастырь посещали царственные особы, да, из их рук монастырь не раз получал - и получает - финансы, но... Подобное чувство было во время второй поездки в Оптину Пустынь: всё хорошо, красиво, аккуратно - но где же тот особый монастырский дух? А нет его - только яркий денежный душок... Хотя, как издавна известно деньги не пахнут...

Больше фото здесь

Ладога, Коневец, фото, монастыри, церкви и соборы, экскурсия, Карельский Перешеек

Previous post Next post
Up