Витебский вокзал.

Oct 02, 2017 11:27

Итак, в 1901 году архитектор С.А.Бржозовский, возведя Императорский (Царский) павильон, приступает к постройке знания Царскосельского вокзала. На дворе - век ХХ, уверенно вплетающий в быт изобретения викторианской эпохи: паровые машины, электричество, подъёмные машины, сложные металлические конструкции... В архитектуре завоёвывает первое место модерн с его плавностью линий, светлыми залами, цветами и ундинами в декоре. Как человек несомненно талантливый, прогрессивный и неординарный, С.А.Бржозовский, создаёт проект первого в столице общественного здания в стиле модерн, в котором учитываются все веяния нового века.



Да, начало двадцатого века принесло множество изобретений, однако большинство из них не было доступно простому населению. Снимая одну комнату на две-три семьи, сложно соблюдать гигиену. А особенно если в доме "удобства во дворе"... Однако, эта часть жителей столицы тоже хотеа пользоваться железной дорогой. В поезде всё просто: были отдельные вагоны третьего класса. Но на вокзале смешение пассажиров третьего класса и первого, казалось бы, неизбежно. При этом рабочие воздух явно не озонируют, дамам приходится брезгливо морщиться, прикрывая носик платочком, и внимательно следить, чтобы засаленный сюртучок спешащего мимо пролетария не задел дорогого платья... Одним словом, удовольствие от поездки оказывается несколько подпорчено. Решение этой сложной задачи оказалось простым, как всё гениальное: необходимо развести два потока по разным руслам. Если внимательно посмотреть на чертёж, созданный Бржозовским, мы увидим два не соприкасающихся между собой входа: справа - для пассажиров первого класса, слева же - тем, кто попроще.



вестибюль и лестница для пассажиров первого класса

Высокий - более двадцати метров - вестибюль выглядит роскошно: растительный орнамент, мозаичные панно, изображения Меркурия - покровителя торговли и путешествий, - и женских головок, электрические светильники, и при всём при том богатый декор не давит, помещение очень лёгкое и светлое.













Освещение в зале - как, впрочем, и во многих других помещениях, комбинированное: электрические лампы и дневной свет, проникающий сквозь огромные витражные окна.




По широкой мраморной лестнице можно подняться в зал ожидания - Картинный зал. Носит он это название не просто так: в оформлении его интерьера были использованы картины с видами станций Царскосельской железной дороги. В центре лестницы установлен бюст Николая I - в память о его неоспоримом вкладе в развитие российских железных дорог.

























Деревянные резные скамьи зала ожидания - особая гордость вокзала. И это не удивительно: они подлинные. Им удалось пережить и разруху гражданской войны, и блокаду, и беспредел девяностых, они помнят многое - жаль, не умеют рассказать.







Долгое время в картинном зале Витебского вокзала проводились концерты классической музыки. Впрочем, в последние годы проект не получает финансирования, потому был закрыт, оставив в память о себе рояль, являющийся теперь одним из украшений зала. Концерты на вокзале - это традиция, уходящая корнями в прошлый век: для горожан начала двадцатого века железная дорога и железнодорожные станции, при всей их функциональности, долгое время были сродни аттракционам. Во времена советские, разумеется, ни о какой вокзальной музыке и не помышляли, традиция была восстановлена лишь после реставрации уже в самом начале века двадцать первого - увы, не надолго...




Декор стены, возле которой стоит рояль, выполненный в очень характерной для модерна манере: плавные линии, являющиеся своеобразным продолжением прядей волос ундины, растительные элементы, немного мистическая женская головка, под которой расположен циферблат часов - и вдруг совершенно пустое пространство в центре. Немного нелогично, не правда ли? Здесь явно что-то должно было быть... И правда: сплошная стена появилась много позже, а изначально это был не просто декор: это было оформление двери, ведущей в ресторан.




Ресторану выжить не удалось: при реставрации на него не хватило, видимо, финансирования, и теперь о былом его блеске можно судить только по очень редким фото - или же включив фантазию: там сохранились резные двери, великолепнейший дубовый буфет с мраморной столешницей, роспись начала двадцатого века... всё это покрыто слоями пыли, и являет собой вид совершенно удручающий.














курительная комната Витебского вокзала. витражи и диван - подлинные







Из картинного зала можно попасть ещё в два помещения: световой зал и зал парадных комнат. Световой доступен каждому, а вот за вторую дверь просто так не попасть: там теперь находится администрация вокзала. Примечателен же он тем, что в интерьерах до наших дней сохранились камин и дубовые двери. Кстати сказать, двери туалетных комнат, находящиеся перед коридором, ведущим в помещения парадных комнат, тоже пережили весь бурный прошлый век.































Световой зал соединяет залы ожидания пассажиров первого и третьего класса, а так же является выходом на платформы. Световой зал, как и дебаркадер, состоит из изящных металлических арок и стекла. Украшением являются чугунные кованые ограждения перил и витые чугунные лестницы, уводящие вниз, в служебные помещения. Элементы чугунных ограждений практически все - подлинные. Так же в световом зале сохранились витражи.

























Дебаркадер Витебского вокзала поднят над землёй на высоту второго этажа. Это было технически необходимо: для спрямления железнодорожного полотна была сделана искусственная насыпь: именно на такой высоте относительно к вокзалу находится мост через Обводный канал, через который проходит железная дорога.




Стеклянное покрытие сделано не на всю длину платформы: примерно треть вагонов остаётся под открытым небом. Изначально на вокзале были предусмотрены лифты для пассажиров и грузовые лифты, но в наше время они не работают, оставшись лишь украшением платформы. А в последние годы в рамках борьбы с безбилетниками, на платформах пригородного сообщения поставили решётки и турникеты, что несколько исказило изначальный облик перрона. Кроме того, рамки металлоискателей и ларьки с товарами в дорогу (и не только в дорогу), тоже откровенно изменили внешний вид вокзала. Все металлические конструкции дебаркадера украшены цветочным орнаментом, а собирали клёпанные арки рабочие Путиловского завода - практически все работы делались прямо на месте.



















В начале ХХ века металлические арочные конструкции были очень популярны: прочные, пластичные, надёжные и в то же время позволяющие создать эффект лёгкости и пространства. Витебский вокзал в этом смысле один из ярчайших представителей подобного рода построек: все его помещения держат огромные металлические своды. Если подняться на чердак вокзала, можно в полной мере оценить простоту и изящество прочнейших сводов.










Чугунная винтовая лестница, выводящая на чердак, изящная, как и весь декор вокзала, скрывается в подсобном помещении буфета, расположенного со стороны зала ожидания пассажиров третьего класса (на данный момент - основного зала ожидания вокзала). Некогда здесь тоже стояли деревянные скамьи, и люди постарше, возможно, их ещё помнят Но после реставрации мебель в этом зале заменили на современные металлические стулья.




















Лестницы со стороны помещений для публики попроще далеки от великолепия парадной лестницы. На данный момент основной пассажиропоток проходит именно по ним: из зала ожидания первого этажа, так же, как и световой зал наверху, соединяющего помещения для пассажиров первого и третьего класса, по левой лестнице осуществляется подъём, по правой - прямо с дебаркадера - выход на улицу.







Внешний облик вокзала так же вполне соответствует духу эпохи: растительный орнамент, совы и львы, часы на башенке и изящные обводы козырьков. Кстати сказать, часы на вокзальном здании были тоже необходимостью: поезд - первый транспорт, который уходил чётко по расписанию, а вот карманные часики далеко не всем были по карману. В процессе реставрации в начале двухтысячных вокзалу вернули исторический цвет, а пару лет назад перед ним появился памятник героям Первой Мировой войны (автор памятника - петербургский архитектор Антон Королёв).
















Военно-санитарный поезд императрицы Марии Феодоровны. Фото Карла Буллы, 1914 год




Использованы материалы с сайтов:
https://www.spb-guide.ru/vitebskiy_vokzal.htm
http://www.peterburg.biz/vitebskiy-vokzal.html
http://kannelura.info/?p=16304

За возможность попасть в закрытые помещения особая благодарность проекту Петербург Глазами Инженера

фото, Витебский вокзал, историческое, прогулки, экскурсия, Питер

Previous post Next post
Up