"Зеркала" (реж. Марина Мигунова). Фильм о Цветаевой.

Mar 17, 2016 16:45

Не так давно vulpes_korsak посоветовал мне этот фильм. Ну, вернее, как посоветовал: сообщил, что есть такое в ответ на мою просьбу поделиться со мной фильмами-сериалами о "Серебряном Веке". "Зеркала" - фильм о судьбе большого поэта. О Марине Цветаевой.

Фильм вышел три года назад. То есть, когда не первый год уже рассекречены все архивы, которые по просьбе завещанию Марины Ивановны не издавались до двухтысячного года. Тайны как таковой больше нет... Есть множество строк: о жизни, о любви, о любимых... Казалось бы, имея такой материал... но - нет.

То ли М.Мигунова так видит, то ли не хватило экранного времени, то ли ещё что, но Цветаева в фильме - взбалмошная истеричка... ничего более. Всё вскользь: стихи, влюблённости, Серёжа, дети... Всё не важно... Важно только постоянное предчувствие смерти: слова, кукушка в часах, цепи от люстры, верёвка, которой перевязывается чемодан (замок сломался) - всё-всё сигналит, кричит: "Ты не умрёшь, Марина, своей смертью! Твоя петля тебя ждёт!". И Марина, как существо, настроенное на мистику, периодически застывает в ступоре, слушая этот никому более не слышный голос...

Не зная всей истории, не прочитав все изданный дневники и письма, стихи и поэмы, - я бы не поняла, что к чему. "Четыре новеллы", анонсированные в описании фильма, по сути представляют собой единое повествование, и не совсем понятно, как вдруг только что познакомившиеся Эфрон и Цветаева оказались на вокзале, что это за вокзал, что за девочка рядом... Быть может, стоило хоть как-то обозначить окончание одной "новеллы" и начало другой? Впрочем, режиссёру виднее, я её не пытаюсь учить. Я говорю своё - зрительское - мнение.

Из всех влюблённостей Марины, кроме Сергея Эфрона, выбран для подробного рассказа только Радзиевич... С одной стороны - понятно: отец Мура, друг Сергея, но... а как же остальные? А как же Парнок, о которой вспоминает Сергей, поглощая спирт после бегства Марины вместе с кающимся Радзиевичем? Постаралась представить себе, что не знаю ровным счётом ничего о Цветаевой: мне были бы не понятны слова про "эту женщину"... даже с последующим уточнение в духе дамского романа. Второй момент: все её романы были не от того, что она не любила мужа (как явственно видно из фильма), а от того, что ей было мало - любить только его. Любовь к Эфрону была привычна, она не давала резких эмоций - а без них, без вечной трагедии, она не умела писать... И это можно было бы обозначит даже в двухчасовом фильме: дневники, письма, записные книжки - всё есть в распоряжении. Нужную цитату - хоть за кадром... Нет, Мигунова и это не считает нужным...

В отношении к детям Марина показана мегерой: даже к Муру. Марина, которая боготворила своего мальчика, за весь фильм (вернее, ту его часть, где Мур уже есть) не говорит ему ни одного ласкового слова. Только раздражённый голос, иногда переходящий на крик. Ирина (умершая в раннем детстве дочь) присутствует только в виде фантома: о ней пару раз вспоминает Ариадна... Ариадна - и вообще этакая девочка для битья... Да, с Мариной было сложно (она и сама это знала, сама говорила, что не создана для этой жизни), да, она могла забыть про всё, если в этот момент - вдруг - поняла, как написать ту фразу, что обдумывала давно. Да, работа была выше всего: и выше детей. Но - по всем воспоминаниям, по записям Марины, по дневникам Мура - это не было так... катастрофически.

Возможно, о столь сложной личности стоило снимать многосерийный фильм, и тогда всё было бы показано более корректно, связно и интересно. Действительно, жизнь Цветаевой - сама по себе роман с трагичной развязкой. И, наверное, на этот роман 130 минут катастрофически мало... Но многосериного фильма нет. Есть только этот... Смотреть или нет - решайте сами. Мне не понравилось - в целом. Но было любопытно - как ценителю поэзии Цветаевой.

Да, Марину играет Виктория Исакова. Играет не плохо. Хотя иногда мне казалось - немного переигрывает. Впрочем, это может быть тоже режиссёрским требованием - помнится, в фильме про Петра Лещенко она была более естественной. А ещё у неё очень красивые глаза. И взгляд - на самом деле похож на взгляд Цветаевой на самом известном фото...

А, и ещё забыла: часть диалогов в фильме идёт на французском... Титры не предусмотрены. Перевод тоже. Французского я не знаю. О чём они говорили? - Загадка...























image Click to view


Цветаева, видео, кино, фото, в двух словах, мнение

Previous post Next post
Up