Я не имею права...

Feb 04, 2016 11:32

Под катом - прописные истины, известные всем, кто хоть чуть-чуть задумывался о возникновении комплексов. В частности - комплекса неполноценности. Можно было бы промолчать, ничего нового не скажу, но раз оно хочет быть написанным - пусть… А если вы всё же соберётесь заглянуть под кат, помните - я не психолог. И даже не учусь... Я просто пишу.

Человек родился. Родители его начинают мечтать: вырастет - станет учёным (музыкантом, врачом, военным, бизнесменом - нужное подчеркнуть). И вряд ли кто из них хочет, чтобы дитя стало продавцом на рынке, дворником, водителем погрузчика или овладело ещё какой-нибудь «непрестижной» профессией. Но при этом - с самого раннего детства начинают (за редким исключением) настраивать на неудачу, да так успешно, что к моменту выбора профессии подросток уверен: ничего путного из меня не выйдет. Никогда.

Почему так? Ну, например, девочка артистична. Она мечтает о сцене, она играет в театр дома и на прогулке - вместо театральной студии её отдают в кружок кройки и шитья: девочка должна уметь шить. Девочка - вместо освоения полезного навыка - льёт слёзы и элементарный фартук шьёт весь учебный год. «Посмотри на себя! - стыдит её мама. - Вот Таня за это время сшила не только фартук, она ещё сшила для себя платье, для мамы кофточку, для сестры костюм… А ты… Эх, не выйдет из тебя толку!». Конечно, не выйдет: девочке по ночам снятся огни рампы и аплодисменты зрителей - а наяву только школа, уроки и курсы кройки и шитья. Итог: уверенность в том, что у неё никогда ничего не получится, неуверенность в себе и тихая ненависть к швейной машинке. А всего-то надо было - отвести в театральный кружок. И не факт, что она там осталась бы, возможно - увлечение довольно быстро прошло бы, а вместо театра (или - вместе с театром) пришло бы желание шить.

Мальчик хочет научиться своими руками делать нужные вещи, но это не соответствует мечте его мамы: она сама когда-то хотела играть на фортепиано, но «время было такое, невозможно было купить инструмент, а какие занятия без инструмента», а потому она покупает многострадальный «Красный Октябрь» и в добровольно-приказном порядке гонит мальчика в музыкальную школу. Мальчик долбит по клавишам, вкладывая в них всю свою нелюбовь к этим занятиям и мечтая о том, чтобы на день рождения ему подарили «настоящий» инструмент. То есть, ножовку, молоток, лобзик и т.д. «Не будет из тебя никакого толку!» - вздыхает мама, слушая слова преподавателя музыки о том, что дитятко талантом не блещет, а заодно изучая оценки за четверть, становящиеся всё хуже и хуже. И мальчик понимает - да, не будет. Бестолочь я неталантливая, горе родительское, таким место только у пивного ларька… Где и обнаруживает его мама лет так через восемь-десять, когда сыночка в первый раз оччень сильно задерживается. А что хотела? Сама же все прошедшие годы о том твердила. Нет? А вспомни, дорогая, вспомни…

Мама с папой развелись… Правда же, никакая мать не захочет своей дочери такой же судьбы? Но: «Ты такая же, как твой папаша!... Ты не умеешь жить с людьми! Эгоистка!» - при любом удобном случае. Как только у мамы дурное настроение. Итог: девочка уверена в том, что ей не создать нормальной семьи. Во-первых, нет никакого положительного примера: родители в разводе. Во-вторых, постоянно внушаемая установка на то, что женщина априори неудачница и одиночка, а мужики все - козлы, которым от женщин «только одного нужно». И при попытках создать свою семью девочка будет руководствоваться этими установками: они с детства привычны, их изменить сложно. Особенно когда не понимаешь, что их надо менять.

Любое родительское «Из тебя ничего путного не выйдет!» - это огромный шаг к комплексу неполноценности. А если его усугублять излюбленными практически всеми мамами фразами типа «а вот Саша лучше тебя учится по математике!», «а вот Света всегда так аккуратно одета, не то что ты!», «а вот у Димы такой красивый почерк, не то что твой - курица лапой!», «а вот Паша, в отличие от тебя, едет на олимпиаду», и - кульминационное, самое действенное: «Ох, и в кого ж ты у меня такой неряха и бездарь?!» - и всё. Установка на неудачу завершена. Чем чаще ребёнок это слышит - тем меньше ему хочется что-то делать. А если - из упрямства - он и будет маме доказывать, что не такой уж он и бездарь (например, да, плохо у него с математикой - зато отлично рисует или стихи пишет), то до конца доведёт вряд ли: в подсознании уже вбито «я никогда ничего хорошо не сделаю».

Вырастая, собираясь завести своих детей, вчерашние подростки думают: «Я никогда не скажу такого своему ребёнку!». Но - человек рождается. «Он будет учёным (музыкантом, врачом, военным, бизнесменом - нужное подчеркнуть)» - мечтают молодые родители. И так же, как недавно их мамы и папы, за своей мечтой часто не видят личность ребёнка. Ребёнок хочет рисовать, он проводит с кисточкой всё свободное время - подумаешь, блажь пройдёт, что это за профессия - художник? Надо готовить чадо к нормальной жизни, для этого есть кружки робототехники, спортивные секции, физико-математическая школа… Эй, ребята! Остановитесь! Давно ли ты, вчерашняя девочка, рыдала над выкройкой, мечтая блистать на сцене, а ты, вчерашний мальчик, остервенело бил по клавишам пианино, а нарисованная в воображении красивая полочка так и оставалась несделанной? Давно ли вы сами злились на ту Свету и того Пашу, которые так нравятся родителям, убеждаясь всё более: я - бездарь, я не имею права на то, чтобы меня любили. Я не имею права на счастье…

жертва, про школу, теткидядьки, воспитание, из жизни, наблюдения, дети и родители

Previous post Next post
Up