На Соловки с материка можно попасть по воздуху - из Архангельска есть регулярные рейсы, билет в одну сторону стоит чуть более пяти тысяч. А можно - в период навигации - по воде. Основные пассажирские рейсы идут из Кеми (теплоходы "Василий Косяков" и "Метель") и Беломорска (теплоход "Сапфир"). Не знаю, как там выглядит причал в Кеми, а в Беломорске... Впрочем, по порядку.
Автобус наш в Беломорск прибыл ранним утром - город спал... Впрочем, памятуя опыт прошлого года, жизнь здесь и так не особо кипит: город мрачный, серый и выглядит совершенно запущенным. Возможно, я не справедлива, и в других районах всё иначе - но именно так это выглядит из окошка автобуса, везущего туристов на пристань. Фотографий города я не делала: дорога там столь хороша, что ничего, кроме смазанных полос облупленных стен бараков не получилось бы.
Въезд на причал - платный. Кто и с какой целью взимает плату - мне не ведомо. Но КПП - это единственное, что в беломорском порту действует. Всё остальное - руины бывшего рыбокомбината. "Удобства во дворе, двора нет" - в самом прямом смысле этого слова. Ожидающие отправления теплохода регулярно "за надом" осваивают останки цехов и близлежащие кусты. Не особо удобно, надо признать: народу много, а кустов мало. Но что поделать - взимающим плату за проезд ничего, кроме денег, не надо. Поставить какой-никакой "курятничек", как это делается на небольших станциях, видимо, слишком дорого. А может - просто не приходит такая мысль. От дождя укрыться тоже негде - в руинированных цехах такая роскошь, как крыша, присутствует уже далеко не везде.
Рассказывают, что ещё в "лихие девяностые" был здесь вполне процветающий завод по производству консервов из беломорской рыбы. Но потом всё изменилось - не в лучшую сторону, и предприятие было закрыто. Лишив тем самым ценителей и любителей вкусных рыбок, а местных жителей - рабочих мест... О том, чем были бетонные руины, теперь напоминают только рукотворные молы да не истлевшие ещё до конца этикетки для жестяных банок. Такова ли история, нет ли - не знаю: никаких официальных документов про то, чем были когда-то эти здания, я не видела.
бывший цех по производству консервов
от дороги остались только шпалы; рельсы, видимо, сданы на металл
Некогда - заводская контора (офисное здание, как теперь принято говорить)
Заглянув в помещение за колючей проволокой, нашла останки машин. Видимо, было что-то типа гаража:
Очень живописная лодка среди зарослей иван-чая... Летом, благодаря цветам, берег смотрится вообще достаточно живописным. Представляю, какое это удручающее зрелище осенью-весной, когда нет ни цветов, ни снега...
А в прошлом году на причале жила лиса.
Здесь я про неё писала. В этот раз - не пришла. Не знаю, не пережила она зимы или просто покинула бывший завод... Не хочется думать о плохом.
Вот из такого негостеприимного места начинается четырёхчасовое путешествие в сказку: по водам Белого моря на диво-остров, некогда называвшийся Русским или Северным Афоном...