"Флейта-позвоночник". Версия тетра Ленсовета

Feb 28, 2015 23:20

Год назад мне сказали: "Не смотри, это такая гадость!". "Стоп, - сказала я советчице. - А прежде, чем идти, перечитала ли ты первоисточник?"...

На "Флейту-позвоночник" нельзя идти, не зная. Не зная имён Маяковский, Лиля и Осип, Мария, Сонка... Не зная эпохи... Не зная любви... боли... любви...





Театр начинается с лестницы. Нормальный - наверное, с вешалки. Но мы в театре футуризма. Здесь милые девушки одной ногой обуты в изящную туфельку, а другой - в ведро с водой. Здесь с потолка сыплются красные плащи и ватники. Здесь худенькая дама в подвенечном платье и траурной накидке вонзает в сердце Маяковского копьё...



" Я сегодня буду играть на флейте.
На собственном позвоночнике"

История любви Владимира и... Марии? Сонки? Лили? Татьяны? Эльзы? Вероники?... История любви Маяковского. Трагедия любви Маяковского. Весь этот спектакль - трагедия любви Маяковского. Наверное, это будет самым верным определением.

"Не надо тебя!
Не хочу!
Все равно
я знаю,
я скоро сдохну."

В его жизни было много женщин. И была Лиля Брик. "Дорогой и необыкновенный Лиленок!". "Лиска, Личика, Лучик, Лиленок Луночка, Ласочка, Лапочка Деточка, Солнышко, Кометочка, Звездочка, Деточка, Детик Любимая Кисанька Котенок". "Я люблю, люблю, несмотря ни на что и благодаря всему, любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая. Все равно люблю. Аминь."... Спорят: любила ли она? Спорят: кто был при них Осип? Спорят: почему? Почему? Почему?..

"Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!

У него пожар сердца."

Он не проходил - пожар... Вы, те, кто знаком с Маяковским только по детским стихам и стихам-агиткам - прочтите его лирику... Или не ходите на "Флейту-позвоночник".

Спектакль начинается на лестнице. Каждая ступенька - отметка: красный лист бумаги с надписью. "Я". "Ты". "Любовь". "Боль". "Я". "Ты". "Мы". "Любовь"... Зрителя проводят по этим ступеням - в кабаре... а внизу остаётся изломанный падением - Маяковский.



"ведь это ж дочь твоя -
моя песня
в чулке ажурном
у кофеен!"

Мир, напоминающий кабаре. Это во времена Шекспира мир был - театр: красивые декорации, вычурные позы. А во времена футуризма... ах, шансонетки и эпатаж! "Ненависть к искусству вчерашнего дня, к неврастении, культивированной краской, стихом, рампой, ничем не доказанной необходимостью выявления крошечных переживаний уходящих от жизни людей". Здесь Сталин может читать поэму "Хорошо", а Лиля играть на виолончели - это не удивит никого. Здесь грустный Пьеро кричит ритмически вместо Владимира: "Лилек
Я вижу ты решила твердо. Я знаю что мое приставание к тебе для тебя боль. Но Лилек слишком страшно то что случилось сегодня со мной что б я не ухватился за последнюю соломинку за письмо.
Так тяжело мне не было никогда - я должно быть действительно черезчур вырос. Раньше прогоняемый тобою я верил во встречу. Теперь я чувствую что меня совсем отодрали от жизни что больше ничего и никогда не будет. Жизни без тебя нет...". Здесь Маяковский на пуантах проходит по сцене. Здесь проходит жизнь...







Здесь, в кабаре уходит жизнь... И нужен новый шаг. Смена декораций. Мир меняется, мир слишком тесен для той - огромной - любви к рыжему Лисику, в мире должно быть другое: другая женщина, другие люди вокруг, другое время. Ад постреволюции сменяется раем НЭПа. Раем?

Шаг в рай - через боль. Через выстрел. Через абсурд.



"Звенящей болью любовь замоля,
душой
иное шествие чающий,
слышу
твое, земля:
"Ныне отпущаеши!"

Зрителя приглашают в другой зал: рай, окрашенный в чёрное. Здесь "на кресте из смеха распят измученный крик"... Здесь Маяковский-поэт убил Маяковского-человека... Здесь квинтэссенция любви и боли... Его распяли - не на кресте, на созвучии: любовь-боль... любовь-боль... любовь! боль! ЛЮБОВЬ!!!

"Видите -
гвоздями слов
прибит к бумаге я."



Но непрочны гвозди слов. Поэт - ушёл? Воскрес?

И зритель - наедине с толпой. Наедине с собой.

"Ну, как вам,
Владимир Владимирович,
нравится бездна?"
И я отвечаю так же любезно:
"Прелестная бездна.
Бездна - восторг!"



(использованы фото, взятые с сайта театра им. Ленсовета и foto.rg.ru)
(заинтересовавшимся - о Лиле Брик )
(и - Манифесты футуризма )

Маяковский, театр

Previous post Next post
Up