На Валаам

Jul 22, 2023 02:52

Не складывается у меня роман с Валаамом. Никак. В прошлый раз, почти десять лет назад, я поехала туда сразу после первого посещения Соловков. В итоге впечатление было очень смазанным: слишком яркими оказались Соловки и Белое море. Вернее, я так думала все эти годы, планируя поездку на Валаам «как-нибудь потом, попозже». И в этом году «наступило долгожданное попозже»: верный мой спутник (а по совместительству - моя мама) не молодеет, и откладывать поездку уже совсем не правильно. Кто знает, сможет ли она в следующем году пройти несколько километров, не теряя при этом интереса к увиденному, не превратятся ли эти два-три часа пешего перехода в пытку. Итак, Валаам был вписан в план на лето, оставалось определиться с форматом поездки: будет ли это мини-круиз, как у меня в прошлый раз (две ночи на теплоходе и день на острове), либо поездка на два-три дня дикарём... Но дорогое Мироздание внесло свои коррективы: по причинам совсем не финансовым пришлось сократить поездку до одного дня... Что ж, возможно, это тоже был, как и в первый раз, стратегический просчёт: времени на острове оказалось катастрофически мало. Но это было хоть что-то... Альтернативой был полный отказ, но какая-то это не правильная альтернатива...

Из множества предложений выбрали Первые Линии: фирма давно знакомая и надёжная. Сразу хочу сказать, что они отработали на отлично: накануне выезда выяснилось, что время начала путешествия переносится (время заезда на остров и выезда с него регулирует Валаамский монастырь, от фирмы мало что завит), - менеджер дозвонилась убедиться, что информация, присланная в СМС, мною получена (сложно, кстати: обычно я не отвечаю незнакомым номерам); автобус подан вовремя, салон чистый и ухоженный; гид Анна просто молодец-молодец, подача материала и организационные работы без малейшей ошибочки; милый нюанс - для прохода на «Метеор» туристов надо как-то идентифицировать, и вместо скучных списков каждому путешественнику выдан бэйджик (остаётся на память). На бейджиках надписи разные, мне и маман достался «Вояжёр», были ещё «Скиталец» и «Путник». Да, забегая вперёд: с гидом на острове, в отличии от первого визита, очень повезло: грамотная речь, хорошо продуманный текст, умение ответить на любые каверзные вопросы (был в группе душнила-любитель) и рассчитать время на фотосессии, чтобы не сбиться с графика и не торопить при этом экскурсантов - это всё про Елену.

Елена (лицом к зрителю) и Анна на причале острова Валаам

Остановка у крепости Корела в этой поездке не предусмотрена. Но мы оказались в Приозерске раньше расчетного времени, и Анна подарила нам возможность ещё раз полюбоваться крепостными стенами и башнями, водами Вуоксы и местными уточками.

Несмотря на достаточно неплохое знание Приозерска, на причале Валаамского монастыря не была никогда: не зачем было туда идти. Теперь знаю: дорога узкая, два автобуса расходятся с трудом. Сам причал сугубо рабочий: никаких кафешек, сувениров и прочих примет туристического места. Впрочем, возможно, что в выходные картина немного иная (пара закрытых фургонов из серии кофе-еда всё же были. А на обратном пути рядом с причалом я купила изумительно вкусного терпуга горячего копчения.

Мы до последнего опасались, что поездка сорвётся: прогноз погоды был неутешительным. Но всё же дождь и ветер решили повременить, и наш «метеор» вышел на Ладожские просторы...

От Приозерска до острова по воде на «метеоре» примерно полтора часа. И после вас встречает вокзальная суета: кто-то приехал в гости к родным или знакомым (как ни странно, здесь ещё до сих пор живут несколько десятков сугубо мирских семей), кто-то - паломником - исповедоваться, молиться, а может, и трудником, потрудиться на благо монастыря. Были ребятки-волонтёры, приезжающие помочь монастырю: в отличии от трудников, они не должны соблюдать устав, ходить к молитвам и к исповеди. И были мы: праздные туристы. Для однодневной поездки монастырь определил минимальную программу: экскурсия по Центральной Усадьбе и посещение Никольского Скита.

По сравнению с прошлым моим визитом, поменялось многое. Появились приметы времени: прокат электротранспорта, например. Стало меньше зелени у Центральной Усадьбы. Очень мало было сувенирки: я в прошлый раз тоже была в середине недели, но тогда пристань была забита торговцами (в основном из Сортавалы). Построены новые часовни, поставлены памятники, протянут электрокабель по дну Ладоги... Жизнь монастырская не стоит на месте.

Часовня во имя всех Валаамских Святых

Ремонтно-эксплуатационная База Федеральной Сетевой Компании ЕЭС России

Для начала, полюбовавшись немного старым садом и гостиницей для паломников, отправились в Никольский скит. Почему именно он выбран для однодневной экскурсии? Не знаю. Возможно, сыграло роль расположение: не очень далеко от Центральной Усадьбы, к тому же, именно он встречает путников первым. Во времена давние рядом с Никольским скитом находилась таможня: суровый монастырский устав категорически запрещал табак, алкоголь и оружие. И каждого гостя монастыря ждал подробнейший досмотр. Найденный контрафакт конфисковывался: табак - по ветру, алкоголь - в Ладогу, оружие... нет, оружие возвращали, когда владелец возвращался на материк.

Перед скромным, но сытным обедом в паломнической трапезной монастыря было предложено насыщение духовное: хор Валаамского монастыря (вернее, его небольшая часть) исполнил несколько песнопений. И не только, кстати сказать, духовных.

image You can watch this video on www.livejournal.com

Трапеза... Ну, для монастыря неплохая: грибной суп, рыба с перловкой (очень вкусно приготовленной!), капустный салат, чай и/или компот. Без особых изысков, но вкусно и сытно.

А после обеда посетили собор - и... всё. Свободного времени почти что не было: полчаса на Валааме очень мало. Хорошо, что сыр местного производства (очень вкусный!) я купила, ожидая духовного концерта. После прощания с гидом Еленой была большая вероятность не успеть.

Итого: на Валаамском острове мы провели пять часов. Полчаса из них пришлись на обед. За пять часов мы увидели катастрофически мало! Надо ехать на два, а лучше на три-четыре дня

А если вернуться к началу... И в этот раз мой роман с Валаамом не сложился. Мне хочется вернуться, но не потому, что душа зовёт: из любопытства. Я многое здесь ещё не видела. На Соловки хочется, Псков манит, а Валаам - нет. Он какой-то чужой. Красивый. Интересный. Но - чужой.

Надо будет попробовать выбраться сюда на несколько дней. Быть может, он откроется иначе... быть может, я его всё-таки полюблю. Ведь есть же здесь вода, лес и котики.

Все фото с июльской поездки здесь