...он же памятник.

May 20, 2023 23:13


В Петербурге-городе у... нет, не у Пяти Углов, а возле новой сцены Александринского театра недавно поселили нового жильца: памятник Всеволоду Мейерхольду.





Ну что могу сказать... Помните, гуляла шутка про памятник радикулиту в Москве? В смысле, тот, который памятник Воровскому на Лубянке.



Так вот, в Питере теперь есть памятник неврологическим отклонениям (каким - не буду называть вслух, а то в нетолерантности обвинят, а по нашим временам это опасно). Нет-нет, я не столь тёмный человек, я знаю, что скульптор Алексей Архипов, автор этого шедевра, практически повторил известный портрет Мейерхольда кисти Бориса Григорьева, но... То, что на картине смотрится очередным новаторским ходом режиссёра-экспериментатора, в бронзе... ну такое себе.



Что-то мне подсказывает, что далеко не каждый созерцающий вспомнит о смелых сценических экспериментах Мейерхольда, о пластической "биомеханике", которую он разработал как средство быстро ввести артиста в форму, о "Мистерии-Буфф" и "Балаганчике" - для этого надо быть театралом или ценителем эпохи Серебряного Века. А лучше и тем, и другим. Далёкий от этого гражданин увидит странного чувака, которого то ли током долбануло, то ли природа посмеялась, и у него врождённые проблемы с координацией движений. И будет, разумеется, насмехаться.



В сети уже смеются - а памятник появился-то буквально на днях. Есть, правда, смутная надежда, что далёкий гражданин на сие изваяние не наткнётся: памятник надёжно скрыт от глаз людских во внутреннем дворе Новой Сцены Александринки. Нет, не у лестницы, которую видно с набережной Фонтанки. Да, именно во дворе. Вокруг - стекло и красный кирпич высоких стен. И в этом антураже считывается ещё один смысл. Скрытый до поры до времени. Страшный. Вот эти ломано-вскинутые руки, эта неустойчивая поза - это же попытка защитить себя. И жуткая маска под ногами (которой нет на портрете) - это она... смерть. и ради этого смысла (наверное) Мейерхольд-памятник "танцует" в противоположную Мейрхольду-портрету сторону.









Короче говоря, очень неоднозначная работа. Как это модно говорить: не для всех. Но интересная, это стоит признать. Хотя... смеяться будут. А впрочем, Всеволоду Эмильевичу с памятниками вообще как-то не очень везёт: в Пензе тоже весьма концептуальное творение стоит.



А с другой-то стороны, может быть наоборот, везёт? Что пензенский памятник, что новый питерский - не просто очередной объект "для галочки". Они - для подумать. Вспомнить. Узнать. (Кстати, если кому-то вспомнить или узнать, то на "Культуре" неплохая статья. Вот). Бронзовый истукан, пробуждающий мысль и фантазию... Что ж, мои аплодисменты авторам. Вот только прежде чем аплодировать, я таки похихикала, созерцая новое творение А.Архипова. И даже извиняться не буду: осознание трагизма приходит позже, а первый взгляд всё же определяет не его, а нечто несуразное. Ну, вот как-то так.



скульптуры, Серебряный Век, городская скульптура, театр, бронзовая скульптура, гуляем, Мейерхольд, Питер

Previous post Next post
Up