Неподалёку от усадьбы
Холомки ещё меньше века назад существовала богатая и красивая усадьба: Бельское устье. Были там свой винный заводик, была парусиновая фабрика, были луга и поля, приносившие доход. Много было хорошего, но... Но обо всём по порядку.
В XVIII веке имение Бельское устье, расположенное неподалёку от уездного города
Порхов принадлежало старинному роду
Кожиных. А век спустя, по наследству оно переходит к не менее именитому роду Новосильцевых (
Мария Петровна, дочь предводителя дворянства Порховского уезда,
Петра Артамоновича Кожина, вышла замуж за Ивана Николаевича Новосильцева). И до 1917 года одно их самых богатых поместий оставалось в их руках.
Сын Марии Петровны,
Николай Иванович Новосильцев, взял в жёны Елизавету Дмитриевну Оболенскую, младшая сестра которой,
Мария Дмитриевна, впоследствии вышла замуж за князя
А.Г.Гагарина, будущего хозяина усадьбы Холомки. По сути, территория владений семьи Гагариных изначально была частью угодий Новосильцевых. Название Бельское устье было дано по названию реки Белка, впадающей в Шелонь и протекающей совсем рядом с усадьбой.
Здание бывшей парусиновой фабрики
Здание бывшей парусиновой фабрики
Революция 1917 года была роковым событием в жизни усадьбы: практически всё было уничтожено. Сохранилось совсем немногое: несколько хозяйственных построек, здание фабрики и прекрасный храм, освящённый в честь Вознесения Господня. Часть оставшихся построек была передана детскому дому. Вернее сказать,
психоневрологическому интернату: воспитанники здесь - люди с особенностями развития, не обязательно дети. Возраст «молодых инвалидов» от 18 до 40 лет. Возможно, поэтому информации в сети про Бельское устье очень и очень мало.
Зелёное здание, один из корпусов интерната - то немногое, что сохранилось от усадебных построек
В основании дома и фрагменты стены - каменная кладка, наследие старинной усадьбы
В основании дома - каменная кладка, наследие старинной усадьбы
Лестница когда-то вела к господскому дому.
Возможно, бывший сарай. Или амбар. Точно не известно.
В отличии от имения, разорённого и совершенно уничтоженного, храму повезло немного больше. В XXI век он вошёл изрядно разрушенным, но не разобранным по кирпичику для постройки, скажем, совхозных коровников.
Фото взято из сети интернет
Вотчинный храм Вознесения Господня был построен на средства полковника Артемона Осиповича Кожина в его имении. В марте 1787 он получил ответ на своё прошение: Указ Святейшего Синода от 17 марта 1787 года о разрешении А.О.Кожину построить церковь в имении Бельское Устье из-за большого расстояния до приходской церкви. Первая церковь, выстроенная на этом месте по проекту архитектора
Старова И.Е., была скромна: ротонда без приделов и колокольни (в середине XIX в. указывается, что колокола повешены на шести деревянных столбах). Освящение её состоялось в 1796 году. К шестидесятым годам XIX века церковь обветшала. К тому времени во владение усадьбой вступил сын полковника, Пётр Артамонович Кожин: генерал-майор в отставке, избранный предводителем дворянства Порховского уезда Псковской губернии. Он решает перестроить храм, придав ему более современные (и соответствующие пышности усадьбы, а так же высокому званию её хозяина) черты. Старая церковь, скорее всего, была разобрана - но точного документального подтверждения, как и изображения старой церкви, по всей видимости, не сохранилось. Как не сохранилось для потомков имя архитектора нового, трёхпрестольного, храма.
Храм этот совершенно нетипичен для псковских вотчинных храмов ни по конструктивному решению, ни по декоративному оформлению: большой, пятикупольный, он является образцом петербургской архитектуры XVIII века в стиле ранний неоклассицизм. Говорят, что внутреннее убранство было не менее впечатляюще. До наших дней от него сохранилось мало: иконостас, вывезенный в псковский музей-заповедник в 1974 году (
говорят, сейчас он находится в приделе псковской церкви Жён-Мироносиц, но точно утверждать не берусь), да остатки оформления стен.
До шестидесятых годов ХХ века храм был в лучшем состоянии. Но после того, как территорию бывшей усадьбы передали детскому дому, его закрыли: в СССР религия и воспитание подростков были совершенно несовместимы. Храм ветшал, и, скорее всего, его постигла бы участь многих других: стать руинами, а после - рассыпаться в прах. Но всё случилось иначе: новые времена принесли старые веяния, при учебных заведениях наличие церкви стало весьма желательным, и сначала в Бельском Устье появляются небольшая часовня и деревянная церковь, освящённая в честь иконы Неупиваемая Чаша, а потом - объявляется о восстановлении старинного прекрасного храма.
«Как только занялись восстановлением храма Вознесения Господня, тут же начали происходить чудеса - иначе не назовёшь,- рассказывают местные жители, - оказывается, у одного рабочего, из местных жителей (его зовут Сергей Васильев), дома сохранился самый старый крест с колокольни над западным фасадом храма. Этот крест уже отдан на реставрацию. Кроме того, местные жители принесли и установили в одной из алтарных ниш старинную икону в киоте, которая когда-то тоже принадлежала данному храму».
В деревянную церковь нам заглянуть не удалось: издержки жёсткого регламента насыщенной экскурсии. Зато видом восстанавливаемого собора смогли насладиться сполна... насколько позволял забор, окружающий место реставрационных работ.
Храм Вознесения Господня, 1988 год (фото из сети)
Храм Вознесения Господня, 1990 год (фото из сети)
Нам внутрь попасть не удалось, фото из сети интернет
Приблизительно 2008-2009 год, фото из сети
Апрель 2023, фото автора
Апрель 2023, фото автора
Апрель 2023, фото автора
Апрель 2023, фото автора
Рядом с храмом находится кладбище. И на нём, почти по соседству, несколько значимых могил.
Могила князя А.Г.Гагарина. Надгробие новое: старое обветшало за годы, прошедшие с её установки (в 1969 году по ходатайству Ленинградского Политехнического института). Самая первая могильная плита - не сохранилась.
Старое надгробие.
До сих пор возле стен храма сохранилась могила священника Николая Беляева, расстрелянного партизанами во время Великой Отечественной войны. По рассказам, это случилось, когда трое партизан пытались спрятаться в церкви во время службы и потребовали от священника, чтобы он помог им скрыться. Батюшка не отказал им, но среди мужчин была еще и женщина. Батюшка хотел спрятать мужчин в Алтаре, а женщину в другом месте, но та потребовала, чтобы ее тоже провели в Алтарь, на что батюшка не согласился. Женщина вынула револьвер и в упор выстрелила в о.Николая, а вместе с ним расстреляли и старого старосту церкви Ивана Нефедова. Их могилы находят рядом в одной изгородке с северной стороны алтаря Вознесенской церкви. Убиенный священник Николай (день памяти - 25 января Собор новомученников и исповедников Российских) причислен к лику святых в августе 2000 года Российским Архиерейским Юбилейным Собором. Мы у тех могил не были: регламент. Так что, фото не будет.
Зато есть фото некоего курьёза. Как рассказала нам наша замечательная гид (эх, в очередной раз жалею, что не запомнила её имени, надо с блокнотиком ездить, наверное), когда начались реставрационные работы в храме, конечно же, было много строительного мусора. И вот в один день вывезти всё не успели. В ожидании завтрашней машины, мусор сгребли импровизированным курганчиком - и разошлись по домам. А утром... Утром оказалось, что нельзя всё вот это вот вывозить: на вершине курганчика оказался крест. Ну и что? - спросите вы. А очень просто: крест - это вам не веник. Не вами поставлен - не вам и убрать. И вот тогда «курганчик» слегка облагородили: закидали дёрном. И теперь между храмом Вознесения Господня и кладбищем есть свой, не понятно откуда взявшийся, поклонный крест. Кто знает, быть может, таким образом о себе напомнил основатель храма, Артамон Осипович Кожин: во времена постреволюционные храмовая усыпальница была разорена, и куда пропали его останки - неизвестно. Говорят, что тайно перезахоронены на соседнем кладбище. Но с той же долей вероятности - были просто выброшены. Примерно туда, где случился курганчик. Мистика? Да. Но я никогда не была против мистики. А если вашему материалистическому уму эта теория претит, что ж... Считайте, что этот крест - хулиганство воспитанников интерната. В любом случае, он там есть.
Стоит ли ехать в Бельское Устье? Ну, разве что хочется
поволонтёрить: говорят, что воспитанники довольно отзывчивы. С точки зрения любования прекрасным - вряд ли. Храм будет отреставрирован когда-нибудь потом (окончание работ заявлялось на 2020 год),
от усадьбы практически ничего, да и добраться сюда - без своей машины - не просто. В Бельское Устье автобус регулярно ходит аж два раза в день. Кроме выходных. Это если верить сайту. А если верить гиду - и того реже: работники интерната пользуются развозкой, у немногочисленных местных обычных жителей - свои машины. А вот если вы держите путь в Холомки, или живёте там и арендовали велосипед - то да, заехать стоит. Даже сейчас, когда вокруг главной достопримечательности примета времени - забор.
Ели верить Викимапии, это местный ДК. Впрочем, комменты к ближайшим точкам заставляют усомниться. Цитировать не буду - не об обсценной лексике рассказка
Готовь сани... всегда!
а в Питере в тот день ещё снег...