Думаю, вы согласитесь, что хамства - и бытового, и не только - вокруг нас предостаточно. Давайте ответим на сакраментальный вопрос: откуда оно берется?
Тут надо разграничить два типа хамства - РЕФЛЕКТОРНОЕ (наступил кто-то на ногу, вам больно, вы в ответ на него матом) и ОСОЗНАННОЕ.
Ну с первым и разбираться нечего: и причины, и симптомы известны - воспитание, неумение контролировать себя и проч.
А вот второе.... Ведь это САМОУТВЕРЖДЕНИЕ, отвратительное, мелкое, идущее от заниженной самооценки, как известно. И тут есть еще один фактор, ради акцента на который я все это и пишу: ОБЩЕСТВЕННАЯ МОРАЛЬ, установки, проецируемые на граждан с помощью рекламы, масс-медиа. Тем более с помощью так называемых агрессивных форм рекламы, заигрывающих с попранием базовых ценностей, характерных для России. (Ну, к примеру, вплетение в сюжетную линию рекламы, какого-нибудь дурацкого сериала, ублюдочного ток-шоу подспудной мысли о том, что добро и зло относительно).
Или, знаете, спекулятивная мысль о том, что НУЖНО БЫТЬ СИЛЬНЫМ. Причем все это с какими-нибудь "позитивными" образами. Все верно ведь, не поспоришь? Ну да. Но вот из этого НАДО БЫТЬ СИЛЬНЫМ уже довольно несложно выводится мысль о том, что ПОБЕЖДАЕТ СИЛЬНЕЙШИЙ. И опять с виду благородные, устоявшиеся в культуре образы - спорт, Олимпиада. Но вы не заметили, что началось уже манипулирование вами? На уровне базовых ценностей. Потому что из этого ПОБЕЖДАЕТ СИЛЬНЕЙШИЙ уже запросто выводится ЗАКОН ДЖУНГЛЕЙ, по которому нас и приучают жить вот уже двадцать лет. Вы поняли? Потому что ПОБЕЖДАЕТ СИЛЬНЕЙШИЙ легко можно перекодировать в КТО СИЛЬНЕЕ, ТОТ И ПРАВ (как и что?
Ну что вы, право, как дети малые!) Те же масс-медиа усиленно обрабатывают вас каждый день. И корпоративный стиль вашей компании (если угодно, конкретизирую) - это тоже часть того капиталистического фашизма, который насаждется уже 20 лет.
Масс-медиа приучают быть "амбициозными". Посмотрите, что хотят от вас сегодня работодатели. Они хотят, чтобы вы были "молодой, амбциозный, стрессоустойчивый", и при этом чтобы была "нацеленность на результат". Как, какими средствами - это по умолчанию остается за скобками. Как и понятие о "какой-то там морали и честности". А девушка чтобы была непременно cool - (читай: стерва). И вот многим уже внушили, что так они и смогут и должны САМОУТВЕРДИТЬСЯ.
А дальше та же установка переносится на все сферы жизни: из профессильнальной - в личную, из политической - в бытовую. Поэтому так и много вокруг "Амбициозных", агрессивных уродов, стремящихся к недосягаемым вершинам, навязанным им циничными кукловодами от масс-медиа. Вот-вот, и в бытовом сознании уже утверждаются и находят себе полноправное место явные извращения - когда вежливость и такт воспринимаются как слабость, которую можно смять своею "амбициозностью" (читай хамством). А умение орудовать локтями и кулаками - и фигурально, и буквально - нередко называются у нас "деловыми качествами". Иные "психологи" от маркетинга, насколько я знаю, советуют не извиняться, ибо тем самым вы "портите свой имидж и имидж компании, признаете, что она может быть и неправа". Ну и дальше -больше. И (народное сознание же чутко, тут же придумывает пословицы, поговорки и анекдоты) появляется выражение "долги отдают лишь слабаки".
Вы поняли? Думайте, размышляйте. Вам форматирют мозги, а вы радуетесь мнимой свободе. И не спрашивайте, откуда берется хамство.