Последнее время я всё чаще и чаще натыкаюсь на различного рода поиски «новой» идеи. Все они, разумеется, очень отличаются, но есть у них кое-что общее. Разумно полагая, что разруха она всё-таки в головах, все авторы ищут некую новую-преновую идею. Однако, все почему-то разом полагают, что им априори полностью известны все параметры идеи
(
Read more... )
Что до Маркса с Толстым и большевиками. Можно объяснить по простому. Церкви то не впервой подвергаться гонениям - от этого вера только крепчает. Сами ведь писали, как гонения на христиан способствовали продвижению христианства в древнем Риме.
Но я думаю, что большевизм был настроен во много на одну волну с православием, если говорить о Империи. А вот толстовцы со своим синкретизмом, уничтожением государства, пацифизмом и др. были совсем имперцами.
Не секрет ведь, что православие несет две функции - первая это религия и вера, а другая "имперская" функция ориентирована на скрепление империи. Отсюда и представительские атрибуты патриарха, и пастырские визиты на Украину, и заявление о том, что православные должны нести военную службу и т.п. и т.д. И к сожалению, вторая функция зачастую вредит первой... Но так уж повелось еще с противостояние иосифлян с нестяжателями, которые тоже... были склонны к "толкованию" святых текстов. Я бы вообще сказал, что противостояние толстовцев и Православной церкви это продолжение того старого противостояния нестяжателей и иосифлян.
Reply
Не вижу никаких противоречий между Империей и толстовцами. То о чём говорил Толстой, в моём понимании, это кристально чистая Soft Power, незапачканная грязными лапами постмодернистов.
"Я бы вообще сказал, что противостояние толстовцев и Православной церкви это продолжение того старого противостояния нестяжателей и иосифлян."
Иосиф Волоцкий vs Нил Сорский?
Reply
Reply
Вот в точку. Снова повторю, что все эти противостояния - суть Библии. Суть её противоречий. Две тысячи лет регулярно происходил один и тот же спор, побеждала одна и та же сторона и всё заканчивалось одинаково. По поводу Запада я уже отписался.
А теперь вот Вы удачно вспомнили про Сорского и Волоцкого. Я пока не разобрал тему детально, но у меня после всего изученного нарисовалась такая траектория. Сергий Радонежский -> Сорский vs Волоцкий -> победа иосифлян сросшихся с властью в общий финансовый фонд -> стремительное развитие коррупции -> опричнина -> провал опричнины (рыба мертва! поздно голову отрезать) -> Смутное Время.
И не хочу сказать, что путь заволжских старцев - это выход. Их последователи своих дров наломали. Просто это всё ровно так же укладывается в Притчу об Искушениях, как и всё расписанное мной для западной церкви. В общем, тема неистоптанная и очень интересная.
Reply
Leave a comment