Интернет-бизнес

Aug 17, 2009 00:31


Федор Вирин (Mail.ru): "В перспективе 3-5 лет интернет уже может стать медиа №1"

Стоимость интернет-компаний зачастую не соответствует генерируемой прибыли и текущим финансовым показателям. На что рассчитывают инвесторы, покупающие доли в интернет-проектах? На вопросы «Ф.» ответили аналитик ИК «Финам» Татьяна Менькова и директор по исследованиям Mail.ru Федор Вирин.

Крупнейшие интернет-порталы и социальные сети стоят дорого относительно своих финансовых показателей. Не приведет ли это к новому краху доткомов?

Т.М. - По нашим данным, стоимость непубличных сделок (скажем, если рассматривать мультипликатор P/S) в текущем году снизилась примерно на 30% по сравнению с прошлым годом. Капитализация крупнейших публичных интернет-компаний за последний год сократилась на 10-30%. Это говорит о том, что имеет место снижение стоимости активов, а не рост. Есть, конечно, исключения. Например, стоимость Baidu за год выросла почти на 5%. Однако с учетом того, что за прошлый год количество интернет-пользователей в Китае увеличилось на 53,3%, формальный рост уже выглядит как снижение. Коллапс, подобный тому, который случился несколько лет назад, маловероятен.

Ф.В. - Не секрет, что любая покупка, стоимость которой превышает наши доступные финансы или воображение, кажется нам неоправданно дорогой. Секрет в том, почему умные люди, которые уже смогли заработать, вкладывают сегодня деньги в интернет-проекты. Давайте разберемся серьезно. Аналитики часто забывают сказать, что сегодняшний рынок интернет-проектов кардинально отличается от рынка конца прошлого века. В конце 90-х инвестиции в интернет-проекты были модой, «золотой лихорадкой» и, конечно, инвестициями в надежды. Сегодня это, по большей части, инвестиции в работающие бизнесы, «отстроенные» и прибыльные. Так происходит с любым быстрорастущим рынком, будь то алмазы, нанотехнологии или интернет-проекты. Ожидать следующего коллапса - это все равно, что дуть на воду.

Оправданы ли инвестиции, сделанные в социальные сети и крупные порталы?

Т.М. - Здесь не имеет смысла говорить в целом, нужно рассматривать каждый случай, причем многие инвестиции носят долгосрочный характер, отдача от них ожидается только через несколько лет. Те же самые социальные сети показывают феноменально высокий рост числа пользователей. Конечно, есть проблемы с их монетизацией, но и инвесторы, и менеджмент компаний уверены в ее решаемости. Порталы при грамотном управлении могут быть вполне доходным бизнесом - рентабельность по чистой прибыли в 20-40% здесь является вполне нормальный, а обороты, особенно на развивающихся рынках, растут на 50 и более процентов в год.

Ф.В. - Смотря на какой стадии они были сделаны. Опять же, если быть серьезными, то мы не знаем, с какой целью были сделаны те или иные инвестиции. Поэтому часто мы не можем говорить о том, оправдались ли они. Какие-то да, какие-то нет. История знает множество примеров. Когда-то давно Mail.ru был совсем маленьким и его будущее было весьма туманным, а сегодня это одна из крупнейших компаний рынка.

Почему ряд проектов, которые еще не приносят денег, стоят так дорого? У Twitter, к примеру, вообще нет внятной бизнес-модели, но деньги в него вкладывают, и активно. Чем это объясняется?

Т.М. - В Twitter вкладывают деньги венчурные фонды, т.е. структуры, которые готовы взять на себя риски того, что проект не удастся коммерциализировать, рассчитывая, что при благоприятном развитии событий можно будет получить существенный доход. Именно перспектива будущей доходности и формирует стоимость проектов, которые еще не начали генерировать положительный денежный поток. Понятно, что такие ожидания оправдываются далеко не всегда. Но даже если «выстреливает» один проект из десяти, это уже обеспечивает хороший доход.

Ситуация по сравнению с эпохой доткомов существенно изменилась. Сейчас не так просто вывести на биржу убыточный проект без четкой стратегии. Сначала в бизнес вкладываются венчурные инвесторы, а только потом, когда компания докажет свою состоятельность как бизнес, можно говорить о выведении ее на фондовый рынок.

Ф.В. - Потому что мир поменялся, и реальная экономика, которую вы упоминаете, потихоньку перестает существовать, уступая место виртуальной. Мы уже живем не в индустриальном и даже не в постиндустриальном, а в информационном обществе, где самое главное (вспомним все фантастические романы, которые мы прочитали за последние 20 лет) - это возможность влиять на аудиторию. Инструментов, обеспечивающих это влияние, ежедневно рождается множество, многие из них в короткие сроки становятся неотъемлемой частью нашей жизни, другие пропадают безвестно. Инвестирование на ранних этапах, когда мы еще не знаем, во что превратится сервис - это, конечно, риск, но и возможность очень большого выигрыша.

Найдут ли способ монетизировать социальные сети?

Т.М. - Конечно. Продажи рекламы и платные сервисы вполне способны сделать социальные сети прибыльными. Есть же пример MySpace, который получает хороший доход от размещения рекламы, есть много нишевых сетей, приносящих стабильную прибыль. Конечно, инструменты нужно развивать, в частности, рекламодатели заинтересованы в качественном соцдеме для таргетинга своих кампаний, а он есть далеко не всегда.

Ф.В. - Они уже есть. Рекламу никто не отменял: медийная, контекстная, специальные виды рекламы, вирусная, PR … - все это с успехом применяется в социальных сетях сегодня и будет применяться в дальнейшем.

Вообще, реклама - гибкий, многогранный инструмент, который нужно адаптировать к носителю. Мы уже знаем примеры, когда телевизионную или радиорекламу переносили в интернет - это не работает, нужно придумывать новые схемы, новые подходы, и тогда реклама становится эффективной, что выгодно и интересно как площадке, так и рекламодателю.

Вот чего точно не нужно делать - это ожидать немедленной отдачи от своих действий. Интернет-проекты - это не эльдорадо (я уже писал об этом выше). Дальше - обычная-взрослая-нотация: «надо много работать, чтобы чего-то достичь». А еще должно, конечно, повезти. И тогда вопросов о монетизации просто не будет возникать.

Рынок интернет-рекламы - какие у него перспективы? Он обгонит ТВ, наружную рекламу?

Т.М. - Наружную рекламу - безусловно. Хотя бы в силу того, что количество площадей для ее размещения ограничено, а в интернете таких лимитов нет. Однако это произойдет в перспективе 3-5 лет в развитых странах, а развивающиеся рынки отстают еще на 2-3 года. С телевидением все сложнее - в последние годы оно все более плотно конвергируется с интернетом. Наверное, через пару лет будет не так просто отделить рекламу на ТВ и рекламу на ТВ в интернете.

В целом, интернет-реклама сохраняет статус наиболее динамичного и перспективного сегмента за счет большого объема доступных инструментов, возможности выйти именно на целевую аудиторию. Рекламодатели хорошо понимают это - уже несколько лет доля интернет-рекламы в их бюджетах стабильно растет.

Ф.В. - Думаю, что, без сомнения, обгонит. Вопрос - когда. Думаю, в перспективе 3-5 лет интернет уже может стать медиа №1. Но уже сейчас по отношению рекламодателей и вниманию, уделяемому этому носителю, сеть занимает второе место.

Насколько велико сегодня значение интернет-экономики для мировой финансовой системы?

Т.М. - Смотря что считать интернет-экономикой. Например, основной объем операций с ценными бумагами сейчас приходится именно на интернет-трейдинг, т.е. представить себе современные финансы без интернета просто нельзя. Активно развивается интернет-банкинг, различные платежные системы. Этот тренд, очевидно, сохранится. В итоге, интернет - это удобный и функциональный инструмент для развития финансовых услуг, которым активно пользуются все ориентированные на развитие компании.

Ф.В. - Чрезвычайно велико - без интернета сегодняшний финансовый мир просто невозможно представить. На биржах торгуют через сеть, финансовые транзакции проводятся через интернет, все больше клиентов банков работают со своими счетами онлайн и т.д.
Previous post Next post
Up