Оригинал взят у
olga_ovodova в
Изобретатели-5. На воду можно смотреть бесконечно.Начали с того, что изобретателю несомненно нужна физика. А где ее взять младшекласснику, в школе ведь еще не проходили.
Я попросила назвать явления и законы физики, о которых они знают из жизненного опыта. Оказалось не так уж мало - слышали об изменении агрегатных состояний, инерции, волнах, силах притяжения, трения и центробежной (карусель, соковыжималка), о передаче тепла, звука и электромагнитного сигнала и т.п.
Кстати, я всегда пропагандирую идею, что человек учится не только в школе, а то они любят это: "Мы не проходили!" и замереть в параличе. Обсудили и это, поняли, что всему самому главному - ходить, говорить, кататься на велосипеде, разводить костер, готовить яичницу - научились не в школе.
Налили в банку кипятка (банку погрели, обсудили, для чего это делается), накрыли крышкой, на крышку положили лед.
Решили три задачи из культовой книги
И тут появился изобретатель.
1. Представьте себе, что в чернильницу-непроливайку попал песок. Как его оттуда вытряхнуть? Похожую задачу пришлось решать на одном заводе. Отлитые из металла детали надо очищать. Для этого используют струю песка. Поверхность очищается, но песок застревает внутри деталей, в выемках. Детали тяжёлые, трясти их трудно...
Оказалось, что многие дети не знают, что песок хорошо отчищает. Задала на дом познакомиться с Пемолюксом.
2. В длинной резиновой трубке нужно было проделать много точных отверстий диаметром 10 мм. Резина гибкая - при сверлении она растягивается, сжимается. Поэтому сделать отверстия нужного размера очень сложно. Как быть?
Решили очень легко, причем пришли к решению по шагам, помогая друг другу. Все-таки большая группа на таком занятии это благо.
3. «…Девочка справляла день рождения. Кто-то из гостей принес большую коробку конфет. Конфеты были сделаны в виде шоколадных бутылочек, наполненных густым малиновым сиропом. Конфеты всем очень понравились.
Один из гостей спросил:
- Интересно, как изготавливают эти бутылочки?
- Сначала делают шоколадную бутылочку, а потом заливают в нее сироп, - пояснил другой гость. - Сироп обязательно должен быть густым, иначе конфета получится непрочной. А густой сироп трудно залить в бутылочку. Можно, конечно, нагреть сироп, он станет более жидким. Но вот беда - горячий сироп расплавит шоколадную бутылочку. Выиграем в скорости - проиграем в качестве, будет больше брака… И тут появился изобретатель...
Это тоже решили довольно быстро.
Вернулись к нашей банке. На крышке скопились капли воды. Обсудили, что примерно так и рождается дождь. Больше опытов с водой и не только
здесь.
Сходили подышать на окно. На дом задала подуть на окно пылесосом. Они считают, что слой воды появляется от тепла. А я объясняла, что важны два фактора - разница температур и собственно наличие воды в выдыхаемом воздухе. О том, что пылесос вообще выдувает воздух, а не только всасывает, знает только одна девочка. Мальчики очень удивились.
Как перелить воду из одного стакана в другой, если стакан с водой нельзя брать в руки, наклонять?
Развернуть розочки из бумаги, как здесь:
Click to view
И мое самое любимое: сделайте из бруска пластилина лодочку максимальной грузоподъемности. Начали с того, что лодки тонули даже без груза, к концу удавалось увезти 7-10 шариков.
Еще смотрели опыты отсюда:
Click to view