За всю историю существования "Алисы в Стране Чудес" было сделано несколько успешных иллюстраций к книге Кэрролла, однако никто еще не делал попытку воплотить образ Алисы в фотографиях. Хотя сам Кэррролл был страстным фотографом, запечатлевшим свою музу не только в литературных произведениях. Он очень любил детей, особенно девочек, совершал с ними долгие прогулки, приглашал в гости, писал им письма и фотографировал. Кэрролл оставил после себя многие сотни фотографий "маленьких мисс", что породило толки о возможной педофилии автора - откуда на фотографиях эти струящиеся линии, обнаженные плечи, босые ноги, откровенные взгляды, направленные в объектив, спрашивают придирчивые критики.
Среди муз оказалась маленькая девочка Алиса Лидделл, подвигнувшая Кэрролла на написание "Алисы в Стране Чудес". В 1862 году, в один из жарких летних дней, писатель сочинил историю об Алисе, чтобы развлечь Алису Лидделл, а затем по ее просьбе записал экспромт, ставший бессмертным. Сам Кэрролл так описывал свою музу в статье 1887 года "Алиса на сцене": "Какой ты была Алиса? Как мне описать тебя?…..Любознательной - любознательной до крайности, с тем вкусом к Жизни, который доступен только счастливому детству, когда все ново и хорошо, а Грех и Печаль всего лишь слова - пустые слова, которые ничего не значат!" Никто никогда не узнает, что же все-таки было между Алисой и Кэрроллом. Вскоре после публикации "Алисы в Стране Чудес" произошел разрыв между Кэрроллом и семейством Лидделлов. Страницы из дневника Кэрролла, относящиеся к этому периоду жизни, мистическим образом исчезли, не сохранились и письма Кэрролла к его маленькой подруге Алисе. Их уничтожила строгая миссис Лидделл.
Главная концепция данного проекта Владимира Клавихо-Телепнева - создать фотоиллюстрации к книге Льюиса Кэрролла. Выразить тонкие нематериальные категории - эмоции, настроение, и душевные переживания маленькой героини и мир ее страны чудес - в фотографическом снимке. Задача проекта - передать хрупкий образ девушки-женщины, так распространенный в викторианскую эпоху Кэрролла, в чувственном и одновременно мистическом стиле русского символизма прошлого века.
В викторианской Англии был распространен культ женщины - юной девушки, к которой относятся с почтением, так как она защищает окружающий мир от грубости. Женщина - это безгрешное существо, стоящее ближе к Богу, чем мужчина. Викторианцы верили, что благодаря своей доброте она безгрешна и может способствовать спасению. Наряду с культом женщины получил распространение и культ ребенка, в особенности девочек, которые в глазах викторианцев были нежными созданиями, близкие к ангелам Божьим.
За каждой деталью может скрываться дополнительный смысл и другое значение, почти как в книге Кэрролла, построенной на сложных математических и логических ассоциациях.
Романтичный и немного меланхоличный образ девочки стилизован под русский модерн. Эффект грусти таится в фигурах и позах. Поиск давно утраченного идеала - в пейзаже, костюме, и композиции. Символы идеального мира грез нашего детства противопоставлены жестокой реальности настоящего.
Но в стране грез Алиса оказывается не сама, ее все время окружают странные и загадочные существа: горлицы, мыши, гусеницы, коты и зайцы. Кроме того, там обитают шляпники, графини, да и просто король с королевой. Большинство персонажей этой сказочной страны переселится и на страницы фотоиллюстраций.
Уникальность данного проекта заключается еще и в том, что впервые все фантасмагоричные герои страны чудес были специально созданы для проведения фотосъемки. Фотоиллюстрации должны как можно реальнее отобразить и воссоздать атмосферу мира маленькой девочки.
Ожившие герои Кэрролла - это куклы, которые выходят за рамки нашего обычного восприятия и не укладываются в традиционные критерии кукольного искусства. Это и не театральные куклы, не изящные фарфоровые создания и не обычные куклы для игры. Скорее они живые существа, практически достигающие реальных размеров и выполненные из различных материалов. Кроме того, что они подвижны и обладают способностью двигать ногами, руками и головой, все персонажи обладают еще и отличной мимикой.
Асимметричность лица, позволяет им с легкостью менять свою мимику, настроение, и характер. Это как игра в перевертыши - излюбленный прием Кэрролла. Куклы смотрят на вас своей юной и беззаботной стороной, но стоит отойти в сторону, и вы оказываетесь в мире суетности, боязливости и старости - там, где кончается детство.
Стиль и одежда Алисы создаются модельером Еленой Супрун. Елена Супрун - это определенное имя в мире моды, которое связано с возрождением модных тенденций начала двадцатого века. Елена делает свои модели женственными, ее одежда подчеркивает женственность и чувственность фигуры.
" И наконец она представила себе, как ее маленькая сестренка вырастет и, сохранив в свои зрелые годы простое и любящее детское сердце, станет собирать вокруг себя других детишек, и как их глаза заблестят от дивных сказок. Быть может, она поведает им о далекой Стране Чудес и, разделив с ними их нехитрые горести и радости, вспомнит свое детство и счастливые летние дни."
"Алиса в Стране Чудес"
Л. Кэррол
Галерея пс. Влюбилась я в эту девочку. Требую книгу с фотографиями.