Originally posted by gospodi at О посредственности Выдержки из лекции поэтессы Ольги Седаковой, посвященной посредственности, которую нам навязывает современное общество
Похоже, разговор выходит в параллельные плоскости. Я ведь начал и закончил тем, что согласен с Седаковой. Но её позиция - это позиция творца. С этой позиции и Бродский говорит. Да, искусство не должно говорить на языке толпы. Да, художник должен говорить на СВОЁМ языке. Иначе, нет ни искусства, ни художника.
Когда говорю о массовой культуре, она для меня не сводима к "пролам" или "недочеловекам". То, что думаю об уровне искусства, не могу переносить на людей, которые не виноваты в том, что родились такими, какими родились, росли там и в той среде, где росли и т.д. Сегодня культурное поле очень расширилось (и это не результат злокозненности власти) и допускает в себя не по пропускам образования, сословности, коэффициента интеллекта и проч. В театре рядом сидят люди, которые сто лет ни при каких условиях не могли бы добровольно сидеть рядом. И ВСЕ хотят получить своё удовольствие от искусства. Но одни не в состоянии получить его от частушки, другие - от оперы, одни - от Бродского, другие - от Асадова. Навстречу этому не каждый композитор Бетховен, не каждый поэт - Бродский. Но ... как сказала одна мудрая учительница, ну да, Асадов для пэтэушниц, но что страшного, если они, не все - кто-то из них через него придут к поэзии, потянутся дальше и выше - важно сделать первый шаг, испытать этот восторг от поэзии. И сколько ни взывай, Асадов писать, как Бродский, и не мог, и не хотел. Из того, что один стал бы подлаживаться под уровень другого и наоборот, ничего бы не вышло хорошего.
Всё, к чему сводилась моя реплика, очень просто. КАЖДЫЙ человек (с болезнью Дауна или зашкаливающим вверх коэффициентом интеллекта, рафинированный горожанин или в лесу родившийся и пню молившийся) имеет право получать удовольствие от искусства на том уровне восприятия и понимания искусства, на котором этот человек сейчас способен. И если в отношении него начинают звучать слова типа "недочеловек" или жертва вторичного дефекта (по Выготскому) или ещё что-то в этом духе - дело не в порядке. И если его начинают силком кормить неперевариваемой им пищей духовной - плохо. В конце концов, затащенному на Прокрустово ложе человеку всё равно, убьют его усекновением частей или разорвав при вытягивании до требуемой длины.
Когда говорю о массовой культуре, она для меня не сводима к "пролам" или "недочеловекам". То, что думаю об уровне искусства, не могу переносить на людей, которые не виноваты в том, что родились такими, какими родились, росли там и в той среде, где росли и т.д. Сегодня культурное поле очень расширилось (и это не результат злокозненности власти) и допускает в себя не по пропускам образования, сословности, коэффициента интеллекта и проч. В театре рядом сидят люди, которые сто лет ни при каких условиях не могли бы добровольно сидеть рядом. И ВСЕ хотят получить своё удовольствие от искусства. Но одни не в состоянии получить его от частушки, другие - от оперы, одни - от Бродского, другие - от Асадова. Навстречу этому не каждый композитор Бетховен, не каждый поэт - Бродский. Но ... как сказала одна мудрая учительница, ну да, Асадов для пэтэушниц, но что страшного, если они, не все - кто-то из них через него придут к поэзии, потянутся дальше и выше - важно сделать первый шаг, испытать этот восторг от поэзии. И сколько ни взывай, Асадов писать, как Бродский, и не мог, и не хотел. Из того, что один стал бы подлаживаться под уровень другого и наоборот, ничего бы не вышло хорошего.
Всё, к чему сводилась моя реплика, очень просто. КАЖДЫЙ человек (с болезнью Дауна или зашкаливающим вверх коэффициентом интеллекта, рафинированный горожанин или в лесу родившийся и пню молившийся) имеет право получать удовольствие от искусства на том уровне восприятия и понимания искусства, на котором этот человек сейчас способен. И если в отношении него начинают звучать слова типа "недочеловек" или жертва вторичного дефекта (по Выготскому) или ещё что-то в этом духе - дело не в порядке. И если его начинают силком кормить неперевариваемой им пищей духовной - плохо. В конце концов, затащенному на Прокрустово ложе человеку всё равно, убьют его усекновением частей или разорвав при вытягивании до требуемой длины.
Reply
Leave a comment