О посредственности

Jan 14, 2012 21:00

Originally posted by gospodi at О посредственности
Выдержки из лекции поэтессы Ольги Седаковой,
посвященной посредственности, которую нам навязывает современное общество


Read more... )

проловедение, перепост

Leave a comment

borzoi_schenok January 15 2012, 08:44:16 UTC
я не согласна с вами ровно в том, в чем я не согласна с предельными целями (не всегда, но в подавляющем большинстве известных мне случаев) современной психотерапии. вы по сути говорите: в результате хитрости группы находящихся у власти людей, большинство населения теперь представлено пролами (в терминах "1984"). раз уж так неудачно вышло, нужно этим пролам создать такой телевизор (и вокруг него), чтобы они, прямо по Выготскому (о социальной природе вторичного дефекта), никогда со своей недо-человечностью не столкнулись в своем мирке из боевичков-сериальчиков.

не согласен с вами также Иосиф Бродский, который в своей Нобелевской лекции говорит:

На сегодняшний день чрезвычайно распространено утверждение, будто
писатель, поэт в особенности, должен пользоваться в своих произведениях
языком улицы, языком толпы. При всей своей кажущейся демократичности и и
осязаемых практических выгодах для писателя, утверждение это вздорно и
представляет собой попытку подчинить искусство, в данном случае литературу,
истории. Только если мы решили, что "сапиенсу" пора остановиться в своем
развитии, литературе следует говорить на языке народа. В противном случае
народу следует говорить на языке литературы.

я в комментарии ниже чуть подробнее говорю о том, почему, с моей точки зрения, прол это "недо", и мысли, "адаптированные" для уровня понимания прола, возможно, не стоят того, чтобы их озвучивать.

Reply

vekagan January 15 2012, 10:42:48 UTC
Похоже, разговор выходит в параллельные плоскости. Я ведь начал и закончил тем, что согласен с Седаковой. Но её позиция - это позиция творца. С этой позиции и Бродский говорит. Да, искусство не должно говорить на языке толпы. Да, художник должен говорить на СВОЁМ языке. Иначе, нет ни искусства, ни художника.

Когда говорю о массовой культуре, она для меня не сводима к "пролам" или "недочеловекам". То, что думаю об уровне искусства, не могу переносить на людей, которые не виноваты в том, что родились такими, какими родились, росли там и в той среде, где росли и т.д. Сегодня культурное поле очень расширилось (и это не результат злокозненности власти) и допускает в себя не по пропускам образования, сословности, коэффициента интеллекта и проч. В театре рядом сидят люди, которые сто лет ни при каких условиях не могли бы добровольно сидеть рядом. И ВСЕ хотят получить своё удовольствие от искусства. Но одни не в состоянии получить его от частушки, другие - от оперы, одни - от Бродского, другие - от Асадова. Навстречу этому не каждый композитор Бетховен, не каждый поэт - Бродский. Но ... как сказала одна мудрая учительница, ну да, Асадов для пэтэушниц, но что страшного, если они, не все - кто-то из них через него придут к поэзии, потянутся дальше и выше - важно сделать первый шаг, испытать этот восторг от поэзии. И сколько ни взывай, Асадов писать, как Бродский, и не мог, и не хотел. Из того, что один стал бы подлаживаться под уровень другого и наоборот, ничего бы не вышло хорошего.

Всё, к чему сводилась моя реплика, очень просто. КАЖДЫЙ человек (с болезнью Дауна или зашкаливающим вверх коэффициентом интеллекта, рафинированный горожанин или в лесу родившийся и пню молившийся) имеет право получать удовольствие от искусства на том уровне восприятия и понимания искусства, на котором этот человек сейчас способен. И если в отношении него начинают звучать слова типа "недочеловек" или жертва вторичного дефекта (по Выготскому) или ещё что-то в этом духе - дело не в порядке. И если его начинают силком кормить неперевариваемой им пищей духовной - плохо. В конце концов, затащенному на Прокрустово ложе человеку всё равно, убьют его усекновением частей или разорвав при вытягивании до требуемой длины.

Reply


Leave a comment

Up