(no subject)

Jul 05, 2013 02:26

ПРЕДАНИЕ О МИАТХАНЕ
(записано в ауле Мериджи)

"Миатхан подчинил себе всех жителей гор, которые платили ему дань, но до Мериджи он со своими завоеваниями и грабежами еще не проникал. Здесь всюду было известно, что он был сильным князем, что он имел большую стражу и его уже давно ожидали в долине.
Наконец, он появился со своей стражей, расположился без боя вблизи аула и послал в долину свое требование, что все жители должны прийти к нему и принести определённую им дань.
Жители долины посовещались и собрали на требование Шахмирзу, сына Ланча 2, кто пешим, кто на лошади, вооружёнными вблизи лагеря Миатхана, не неся перед собой никаких предметов дани . Наконец пришёл также и Шахмирза, толкая перед собой осла, на которого он положил золоченную посуду и вьюк. Он шёл прямо к Миатхану, которого застал сидящим на бурке. Миатхан спросил его, совершенно удивленно, почему он положил на осла такую дорогую посуду, которую мог бы получить трудом и высокой ценой только благородный конь, что только заслуживает быть так богато украшенным. Шахмирза ответил на это: «Как эта посуда не идёт к ослу, так же не подобает мужчинам Мериджи платить налог». После чего он неожиданно быстрым движением сбросил Миатхана в пропасть с бурки, на которой тот сидел. Затем он дал своим знак к сражению, ударил и разбил стражу Миатхана, который сам спасся с большим трудом.

С этого времени никогда завоеватель не приходил в долину и его жители никогда никому не платили дань. Также и жители Цечи-Ахки никогда не были обязанными платить дань.

Руины Мушчен-ГIала справа над тропой из Мериджи в Цечи-Ахки, что лежит в конце долины на берегу речки Мартан, стоят руины двух башен, которые на горном хребте, на расстоянии четырёх сажень друг от друга, возведенные из обтесанных угловатых камней на известняковом растворе.
Эти башни по размерам и по способу строительства совершенно похожи на те, что мы видим на склонах на Военно-Грузинской дороге. Только нельзя сказать о их крышах, так как они разрушены".

«Журнал этнологии», Т.19. Берлин. 1887г. (Zeitschrift fur Ethnologic Band 19/ Berlin. 1887)
Previous post
Up